26-01-2019 05:30

Органы исполнительной власти как субъекты административного права: содержание, структура, организация, управление

Если рассматривать органы исполнительной власти как субъектов административного права, можно сказать, что это обособленные элементы в системе государственного управления. Под данным термином чаще понимается государственные организация, имеющие властные полномочия и принимающие юридически решения от имени государства.

Главное предназначение исполнительных органов

Распределение власти на три ветви влечет за собой распределение между ними основных функций. Законодательный орган принимает законы, за соблюдением которых призваны следить органы исполнительной власти. Как субъекты административного права, они имеют право на издание подзаконных нормативно-правовых актов распорядительного характера с целью обеспечения соблюдения законов и ведения управленческой деятельности. Судебная власть выполняет защитные функции и в случае нарушения норм права принимает решения, оспорить которые можно только в вышестоящих судебных инстанциях. Российское правосудие существует независимо от законодательной и исполнительной ветвей.

Регулирование дорожного движения: правила и основные сигналыВам будет интересно:Регулирование дорожного движения: правила и основные сигналы

Органы исполнительной власти Российской Федерации наделены широчайшими полномочиями. Помимо полномочий на издание постановлений и распоряжений, эта государственная структура занимается вопросами формирования и распределения бюджета, реализацией программ экономико-социального развития страны, берет на себя ответственность за принятие оперативных решений по рабочим моментам, относящихся к их полю деятельности.

Первостепенной задачей органов исполнительной власти как субъектов административного права является управление деятельностью других подчиненных субъектов, административных органов. Особенности статуса каждого из них определены функциями и задачами, реализуемыми в процессе госуправления в рамках делегированных полномочий.

В отличие от законодателей, органы исполнительной власти как субъекты права представляют собой единую скоординированную систему. В ее основе лежат механизмы автоматического распределения обязанностей между всеми ее участниками. Работает система по такому принципу: центральные органы дают указания общефедерального значения, а их выполнением занимаются органы исполнительной власти субъектов РФ.

Охрана труда женщин и молодежи. Предельно допустимые нормы нагрузокВам будет интересно:Охрана труда женщин и молодежи. Предельно допустимые нормы нагрузок

Административное право – это публичная отрасль юриспруденции, что объясняется ролью управленческих органов в государственном аппарате. В рамках имеющейся компетенции исполнительные власти наделяются оперативной самостоятельностью, которая позволяет им следить за соблюдением законов.

Официальный статус

Под определением органа, осуществляющего исполнительную власть, понимают профессионально подготовленную команду людей, объединенную общей целью, внутренней организационной структурой и системой взаимосвязей. Исполнительная власть – это неотъемлемая часть системы, наделенной управленческими полномочиями, конкретной компетенцией, различными инструментами для решения поставленных обществом задач. Таким образом, организация органов исполнительной власти представляет базируется на коллективных отношениях должностных лиц.

полномочия органов исполнительной власти

Государственный менеджмент выстроен по принципу применения публичных государственно-властных полномочий. В отличие от госпредприятий и учреждений, органы исполнительной власти как субъекты административного права наделены правом проводить политику управления страной, которая ни в коем случае не должна идти вразрез с федеральным законодательством. Госуправление представляет собой последовательные шаги по воплощению стратегии развития государства. Систему государственных структур, которые реализуют исполнительную власть, можно называть административным аппаратом или управленческим органом. При этом не все органы федерального менеджмента относятся к исполнительной ветви.

Общая характеристика

В Конституции присутствуют лишь базовые определения, касающиеся основ правового статуса и системы органов исполнительной власти Российской Федерации. Принципы государственного управления упоминаются в федеральных законах и прочих нормативно-правовых документах. В соответствии с ними, исполнительные органы являются относительно самостоятельной ветвью властного аппарата, который не находится в прямой зависимости от законодателей или правосудия. Однако все решения, принимаемые органами исполнительной власти, и деятельность ведомств должны полностью соответствовать существующим законам. В то же время управленцы имеют достаточно полномочий для организации централизованного менеджмента и обеспечения функциональности каждого элемента структуры.

Статья 131 Таможенного кодекса Таможенного союза. Камеральная таможенная проверкаВам будет интересно:Статья 131 Таможенного кодекса Таможенного союза. Камеральная таможенная проверка

Самый главный орган, осуществляющий исполнительную власть, – правительство РФ. Оно формируется президентом РФ. Правительство не является подконтрольным или подотчетным органом Госдуме. На сегодняшний день реального механизма привлечения к ответственности правительства РФ не существует. Последствия принятых им решений далеко не всегда являются благоприятными, а это наиболее острая и наболевшая проблема управленческой сферы. По мнению некоторых экспертов, принятие законов, регламентирующих порядок административных процедур и устанавливающий основы административного судопроизводства, помогли бы решить этот вопрос.

Если говорить о правовом статусе органов управления (исполнительной власти), то здесь необходим комплексный подход, который включает в себя административную правосубъектность и компетентность. О правах и обязанностях управленческих структур говорит Конституция РФ и федеральные законы.

органы исполнительной власти субъектов рф административное право

Какие органы исполнительной власти бывают: организационно-правовая форма

Классификация госорганов выстраивается по различным критериям. По федеративному устройству различают центральные органы власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Административное право подразумевается разделение на областные, республиканские, краевые, городские органы.

Отличаются госорганы по организационной модели. Среди высших структур стоит отметить правительства, совет или кабинет министров. По основным правилам, их образуют на федеральном или республиканском уровне. В данный момент правительственные и министерские органы имеют место в таких субъектах, как Москва, Санкт-Петербург. Им подчиняются госкомитеты, службы, департаменты, управления, инспекции, агентства, отделы. Такая классификация в полной мере не дает представления о том, какие органы исполнительной власти бывают. Формы устройства не определяют место, характер полномочий, уровень компетенции и принцип деятельности, лежащий в основе регламента по разрешению подведомственных проблем. Зачастую данные параметры закреплены в нормативно-правовых документах, которые устанавливают правовые статусы госструктуры.

При рассмотрении вопросов об организации органов исполнительной власти часто можно встретиться с документами, в которых фигурирует понятие «ведомство». Этим термином обычно характеризуют центральные органы власти, которые имеют четкую отраслевую направленность или межотраслевую модель управления. Иногда в литературе словом «ведомство» заменяют слово «министерство», «комитет». И хотя раньше исполнительные органы, которые назывались ведомствами, находились в прямом подчинении у правительства РФ, сегодня некоторые из структуры этой ветви подчиняются напрямую президенту РФ.

Что касается управления на местах, то здесь государственными органами исполнительной власти субъектов федерации являются администрации областные или краевые. В республиках с автономной административно-территориальной формой управления действует правительство. Например, в Башкортостане, Татарстане, Хакасии и других субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти являются правительства, а в Воронежской, Челябинской, Ленинградской областях, Красноярском крае и Приморье эти же функции выполняют администрации.

Отраслевое управление

Органы госуправления различаются по сферам деятельности. Выделяют органы, которые компетентны в общих вопросах, и те органы, которые задействованы в решении задач определенной отрасли. В первом подразумеваются структуры, которые владеют подведомственными территориями, имеют несколько сфер управления, обеспечивая в каждой из них экономическо-социальное развитие. Органами общей компетенции является Правительство РФ, местные власти в регионах (областные и городские администрации, районные управы). В высшем аппарате власти функции управления в конкретной отрасли выполняют подведомственные Правительству министерства, департаменты, агентства и другие структуры.

Понижение в должности: основания, оформление документов. Статья 81 ТК РФ, пункт 3Вам будет интересно:Понижение в должности: основания, оформление документов. Статья 81 ТК РФ, пункт 3

организация органов исполнительной власти

Помимо общих и отраслевых, в системе федеральных органов исполнительной власти субъектов занимают место подразделения межотраслевого направления, которые выполняют конкретные функции для всех управленческих сфер (например, Министерство промышленности, науки и технологии РФ). В каждой республике, крае или области представители исполнительной власти руководят департаментами, отделами и другими отраслевыми структурами.

Специфическое организационно-правовое положение

Особое место в системе государственного управления занимают консультативно-координационные комитеты – это структуры, которые выполняют вспомогательные функции, не наделены властными полномочиями и не являются самостоятельными единицами, при этом могут решать стратегически важные вопросы в сфере государственного менеджмента. Правовой статус таких госорганов регламентирован Указом президента РФ.

При правительстве РФ могут быть сформированы:

  • консультативные советы, члены которых при необходимости готовят рекомендации для правительства в ходе рассмотрения и принятия важных решений, осуществления реформ;
  • координационные комиссии, участвующие в заседаниях правительства и обеспечивающие межведомственное взаимодействие центральных подразделений.

Несмотря на практическую роль таких органов, они не имеют достаточно полномочий. Органы исполнительной власти не могут принимать автономные решения для неукоснительного следования им на территории всех субъектов РФ. Комиссии и советы, в соответствии с законом, обладают ограниченной компетенцией.

Президент РФ: исполнительный или законодательный орган?

В рассматриваемой системе управления используется принцип федерализма. Юридически он закреплен Конституцией РФ, законодательством, постановлениями, уставами и прочими нормативными актами. Де-юре и де-факто президент является главой страны, но при этом не относится ни к одной из ветвей власти, в то же время это должностное лицо имеет практически безграничные полномочия, поскольку именно он:

  • задает направления политики внутри страны и на международной арене;
  • принимает окончательные решения, касающиеся любой сферы государственного менеджмента;
  • формирует федеральные органы, утверждает их структуру, определяет вид деятельности, цели и задачи;
  • назначает председателя правительства и, по рекомендации последнего принимает на должности глав федеральных министерств;
  • издает нормативно-правовые акты распорядительного характера, обязательные для исполнения на территории всех субъектов РФ;
  • отменяет документы, принятые правительством РФ, и приостанавливает действие документов исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
  • занимает пост Верховного главнокомандующего ВС РФ.

деятельность органов исполнительной власти

Функции и задачи правительства РФ

Высшим коллегиальным органом, призванным исполнять законы, является правительство РФ. В составе этого органа присутствует Председатель Правительства (премьер-министр), его заместители и федеральные министры. Этот орган обладает широкими полномочиями во всех отраслях и сферах жизнедеятельности государства. В частности:

  • формирует основной финансовый план страны – годовой федеральный бюджет;
  • предоставляет отчет Государственной думе об исполнении бюджетных обязательств;
  • проводит единую в России финансовую политику;
  • обеспечивает развитие сферы здравоохранения, социального обеспечения, экологии, культуры, образования, науки;
  • решает вопросы, связанные с управлением федеральным имуществом;
  • реализует стратегию по обеспечению обороноспособности страны, госбезопасности, внешней политики;
  • следит за обеспечением законности, соблюдением прав и свобод граждан, борьбой с преступностью;
  • создает целевые социальные проекты и гарантирует их выполнение.

Все полномочия, которые возложены на правительство, отмечены в Конституции РФ, федеральных законах, указах президента РФ. Работа этого органа организована по Регламенту работы правительства, утвержденного премьер-министром. Правительство ежемесячно проводит очередные заседания и по мере необходимости внеочередные совещания. Правомочность этого органа зависит от численности присутствующих членов: решения, принимаемые в ходе заседаний, считаются легитимными только в том случае, если в момент голосования присутствовало не менее половины министров.

Юридической формой деятельности органов исполнительной власти, то есть Правительства РФ, являются постановления и распоряжения, которые впоследствии должны быть приняты подведомственными и региональными органами на исполнение. Если результаты работы правительства по каким-либо причинам считаются неудовлетворительными, Государственная дума может выразить свое недоверие высшему административному органу путем вынесения постановления большинством голосов от общей численности депутатов. Итоговое решение об отставке Правительства принимает глава страны.

Первое звено в системе госуправления

Следующими в иерархии после правительства РФ являются министерства. Это федеральные структуры, которые реализуют задачи по разработке нормативно-правовой основы для регулирования в конкретной сфере. Органы исполнительной власти формируются по указу президента РФ, возглавляются министрами, которые назначаются и освобождаются от занимаемой должности президентом РФ. Министры являются основными членами правительства, принимают непосредственное участие в государственном управлении и координации подведомственной отрасли.

Министр как глава центрального ведомства полномочен издавать приказы, распоряжения, разрабатывать инструкции по их правильному применению. Таким образом устанавливаются правила поведения в правоотношениях с властными структурами, местным самоуправлением, общественными организациями, различными учреждениями.

Главы министерств имеют несколько заместителей, которые по совместительству являются членами совещательного органа — коллегии. Обычно коллегия представлена председателем в лице министра, его заместителями, руководящими работниками, учеными, представителями подведомственных организаций. Принимаемые на совещаниях решения коллегии протоколируются и вводятся в действие приказом министра.

Министерства имеют особую организационную форму — это юридические лица с самостоятельным балансом, печатью с изображением государственных символов и конкретным наименованием. В зависимости от функций органов исполнительной власти, разделить их можно на две группы. К первой относят те структуры, что находятся в непосредственном подчинении правительства РФ, то есть министерства в сфере:

  • здравоохранения;
  • образования и науки;
  • массовых коммуникаций и связи;
  • сельского хозяйства;
  • транспорта;
  • культуры;
  • природных ресурсов;
  • экономического развития;
  • сельского хозяйства;
  • информационных технологий;
  • регионального развития;
  • финансов и торговли;
  • труда и социальной защиты;
  • промышленности и энергетики.

Во вторую категорию включены те центральные ведомства, деятельность которых должна согласовываться с президентом РФ – МВД РФ, Министерство юстиции РФ, МИД РФ, Министерство обороны РФ, МЧС РФ.

органы исполнительной власти российской

Федеральные службы

Это второе звено в управленческой иерархии. Федеральные службы – это центральные органы власти, которые выполняют контрольные и надзорные функции в установленной отрасли. Некоторые из этих важных структур имеют особые полномочия в сфере обороны, госбезопасности, охраны государственной границы и т. д. Некоторые центральные службы и их территориальные органы исполнительной власти находятся в прямом подчинении президента РФ. Кроме того, не все из органов власти этого звена являются самостоятельными единицами, поскольку некоторые из них включены в структуры профильных министерств.

Федеральные службы, руководство которыми осуществляет президент РФ, немногочисленны. Это, например, Служба внешней разведки РФ и ФСБ РФ. Все остальные службы находятся в подчинении правительства РФ и задействованы в антимонопольной, финансовой политике, гидрометеорологии и мониторинге окружающей среды, статистике, сфере экологического, технологического надзора и других сферах.

Что такое агентство как субъект административного права

Третье звено системы федеральных органов - агентства. Эти госорганы представляют собой управленческие структуры, имеющие правоприменительные функции, но лишенные контрольных и надзорных полномочий. Федеральные агентства занимаются вопросами владения, передачи, распределения государственной собственности. Некоторые агентства действуют на правах самостоятельных государственных организаций и подчиняются главе страны. В частности, следует выделить Управление делами президента РФ.

У соседей воет собака: что делать, куда жаловаться? Участковый полицейский по адресуВам будет интересно:У соседей воет собака: что делать, куда жаловаться? Участковый полицейский по адресу

Преимущественная часть федеральных агентств входит в состав профильных министерств. В качестве наглядного примера приведем Министерство природных ресурсов РФ, в структуру которого включены агентства водных ресурсов, недропользования и лесного хозяйства. Самостоятельным субъектом, который подчиняется непосредственно правительству РФ, можно назвать Федеральное космическое агентство. Агентства возглавляются генеральными директорами. В своей деятельности госорганы руководствуются Конституцией и документами, изданными правительством РФ, президентом РФ, министерствами и т. д.

Исполнительная власть в регионах

Интересно, что действующие в субъектах РФ органы исполнительной власти имеют неодинаковые полномочия. Причина заключается в различиях между устройствами организационно-правовых моделей. Построение системы, состоящей из государственных органов исполнительной власти в областях, краях, республиках, относится ко второму уровню управления. При этом в каждом регионе, несмотря на имеющиеся различия, государственное управление бывает как общим, так и отраслевым, то есть требующим особой компетенции административного аппарата.

какие органы исполнительной власти

В каждой области, городе федерального значения, автономном округе администрация является главным органом исполнительной власти. Права субъекта РФ определяются формой управления. Так, например, в Республике Бурятия президент одновременно занимает должность председателя республиканского правительства, а в Республике Коми эту функцию выполняет и глава, и правительство. В Удмуртской Республике действуют коллегиальные системы. Членов администрации здесь выбирает депутатский корпус. Аналогичным образом избираются управленцы в Республике Дагестан. Губернаторы (главы областных, краевых администраций) назначаются президентом РФ.

Исполнительная власть в Санкт-Петербурге

В городах федерального значений, коим является Санкт-Петербург, исполнительная власть реализуется администрацией. Под управленческим звеном данного субъекта РФ подразумевается:

  • глава администрации, он же губернатор;
  • правительство.

На пост губернатора гражданин РФ, соответствующий критериям кандидата, вступает на пять лет после принесения присяги. Широкий круг полномочий, которым наделяется это должностное лицо, выглядит так:

  • является представителем субъекта РФ в отношениях с муниципальными и федеральными органами государственного управления;
  • участвует в создании внешнеторговых связей, подписывает соглашения, выражая своей подписью волю горожан;
  • принимает или отклоняет нормативно-правовые акты, принятые местным законодательным органом;
  • выступает инициатором внеочередных заседаний законодательного органа;
  • владеет правом законодательной инициативы в Санкт-Петербурге;
  • принимает решение о формировании или об отставке городского правительства, проводит совещания и заседания;
  • представляет Законодательному собранию проект бюджета и отчетность по его исполнению;
  • отменяет документы, изданные местным правительством в случае подтверждения их нелегитимности, то есть несоответствия федеральному и региональному законодательству;
  • координирует работу нижестоящих администраций и отраслевых подразделений в городе, взаимодействует с федеральными органами, местным самоуправлением и некоммерческими организациями.

Губернатору не разрешено занимать одновременно должность депутата в законодательном госоргане субъекта РФ. Также губернатор не вправе заниматься предпринимательством, но при этом может преподавать, заниматься наукой или творчеством и получать за это доход. В случае отказа от занимаемой должности или предъявленного недоверия Законодательным собранием, губернатор вынужден будет покинуть свой пост преждевременно. То же самое происходит в случае признания судом должностного лица недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, виновным в совершении уголовного преступления. Занимать губернаторский пост имеют право только россияне-резиденты, то есть граждане РФ, которые проживают в стране не менее 183 дней в году.

Параллельно с губернатором управление городом Санкт-Петербург осуществляет правительство. Этот орган действует постоянно, формируется для рассмотрения наиболее значимых вопросов, но в отличие от решений Правительства РФ, решения городского исполнительного органа не носят властно-распорядительного характера, при этом обязательно протоколируются.

Численность членов правительства Санкт-Петербурга ограничена 15 штатными ставками, включая губернатора и его заместителей, которые отвечают за конкретную сферу деятельности:

  • экономическое развитие города;
  • налоговую, финансовую, промышленную и научно-техническую политику;
  • управление государственной собственностью;
  • социальные и демографические программы;
  • образование;
  • здравоохранение и санитарно-эпидемиологическое благополучие жителей города;
  • охрану окружающей среды и природопользование;
  • благоустройство;
  • транспорт и связь;
  • энергообеспечение;
  • капитальное строительство и реконструкцию объектов недвижимости;
  • строительство и ремонт дорог.

органы осуществляющие исполнительную власть

Административные органы Санкт-Петербурга реализуют следующие задачи:

  • обеспечивает выполнение правоохранительной деятельности и борьбе с преступностью;
  • занимается разработкой бюджетных проектов и социальных программ с целью поднятия уровня жизни незащищенных слоев населения;
  • определяет налоговую политику в городе, освобождает отдельные категории населения от уплаты различных налоговых платежей или вводит льготы;
  • следит за исполнением бюджета, подготавливает отчеты по реализации стратегии региона за конкретный период;
  • распоряжается госимуществом Санкт-Петербурга, переданным в управление федеральным властям согласно соответствующим документам;
  • аннулирует нормативно-правовые акты подчиненных структур и органов местного самоуправления, если документы будут признаны противоречащими законодательству страны.

Подводя итог

Органы исполнительной власти – это государственная система, обладающая распорядительными полномочиями и юридической самостоятельностью. Все исполнительные органы формируются инстанциями, стоящими выше по иерархической лестнице, подотчетны и подконтрольны им, но при этом имеют постоянный штат, а регламент их деятельности установлен целым комплексом законов и подзаконных документов.

Несмотря на множество критериев для классификации, чаще всего органы госуправления разделяют на федеральные и региональные, а также структуры общей и специальной компетенции. Функции всей системы исполнительных органов должна основываться на законодательстве и иметь конкретное целевое направление.

Действующая в России правовая система предполагает право каждого гражданина на обжалование незаконных действий со стороны административных структур. Ответственность и подотчетность органов государственного управления, по сути, являются единственными инструментами законности и профилактики своеволия со стороны исполнительной власти.



Источник