17-01-2019 07:30

Международные принципы разрешения международных споров: особенности международного права

Защита мира, справедливости и безопасности является одной из основных задач ООН. Для ее реализации был сформирован принцип разрешения международных споров средствами без использования оружия, который был раскрыт в ряде документов, в т. ч. Уставе ООН. В данной статье дана краткая характеристика структурам и органам, на которые возложена задача по содействию странам в урегулировании межгосударственного спора в досудебном и судебном порядке.

Определение принципа мирного урегулирования спора государств и разновидности международных конфликтов

Бикамерализм - это принцип формирования представительных органов государственной властиВам будет интересно:Бикамерализм - это принцип формирования представительных органов государственной власти

Заседание по международным спорам

В соответствии с международными юридическими нормами любая страна и субъекты мирового права должны урегулировать конфликты между собой, не прибегая к вооруженному нападению. Безопасность, мир и справедливость не должны быть нарушены.

Правило урегулирования межгосударственных конфликтов без применения оружия относится к императивным принципам мирового права. Понятие мирных средств разрешения международных споров раскрывается в источниках международного права. В число последних входят: Парижская хартия для новой Европы (1990 г.), Заключительный акт СБСЕ (1975 г.), Устав ООН (1970 г.) и множество иных региональных, двусторонних и универсальных соглашений.

Становление принципа мирного разрешения международных споров происходило постепенно. Особо бурное развитие он получал после каждой мировой войны. Следить за его соблюдением были призваны Лига Наций и ООН.

Конфликты между странами урегулируются на базе независимости субъектов МП и с условием исполнения принципа свободного подбора способов согласно обязательствам, отраженным в Уставе ООН, принципам справедливости и в соответствии с международным законодательством. Никто не имеет права при разрешении конфликта посягать на независимость другой страны. Из этого правила логически вытекает положение, согласно которому рубежи любого государства являются неприкосновенными и не могут быть нарушены. Таким образом, содержание принципа мирного разрешения международных споров предполагает сохранение территориальной целостности и уважение суверенности другого государства.

Конституционная юстиция: понятие, назначение, система органовВам будет интересно:Конституционная юстиция: понятие, назначение, система органов

Устав ООН классифицирует конфликты по степени опасности на 2 группы: создающие угрозу мировой безопасности (ст. 34) и иные конфликты (положения ст. ст. 33, 35, 36).

Кроме раскрытия понятия принципа мирного разрешения международных споров в документе содержится термин «ситуация». Последняя способна вызвать разногласия между странами либо привести к конфликту. Ситуация и конфликты находятся в ведении подразделений ООН (например, Совбеза или Генеральной Ассамблеи).

В Уставе ООН и других мировых соглашениях отсутствует строгое разделение правовых и политических конфликтов. В соответствии со ст.36 данного документа конфликты, касающиеся международного права, следует направлять на рассмотрение в Международный суд. Вторая разновидность конфликтов, куда входят политические разногласия (по вопросу принадлежности территорий, установлении государственных рубежей и проч.), урегулируется политическими методами.

Список разновидностей способов мирного разрешения споров в Уставе ООН является закрытым. Отдельные методы носят скорее рекомендательно-декларативный, нежели императивный характер.

Мирные средства разрешения международных споров: понятие и источники

Декларация о принципах мирового законодательства 1970 г. содержит положение, согласно которому мировые конфликты урегулируются на базе независимого равенства стран и согласно беспрепятственному выбору способов мирного урегулирования конфликтов. Использование процесса разрешения разногласий либо одобрение подобного процесса не должно считаться как противоречащее принципу независимого равенства субъектов международных правоотношений.

Декларация о принципах мирового законодательства

В соответствии со ст. 33 страны обязаны пытаться достичь справедливого и быстрого урегулирования споров, сделать это они могут несколькими способами. Мирные средства разрешения международных споров делятся на следующие виды: арбитраж, обследование, переговоры, примирение, посредничество, обращение к региональным структурам либо договорам, рассмотрение дела в суде и другие способы на свое усмотрение.

Жалоба в прокуратуру на бездействие следователя: образец, порядок подачи и сроки рассмотренияВам будет интересно:Жалоба в прокуратуру на бездействие следователя: образец, порядок подачи и сроки рассмотрения

В поисках такого решения спора государства обязаны обсудить те ненасильственные способы, которые окажутся самыми действенными в конкретной ситуации.

Ненасильственные методы урегулирования конфликтов нельзя назвать консервативными. Они прогрессируют и ориентируются на расклад сил на мировой политической арене.

Среди международно-юридических методов урегулирования разногласий субъектов международного права можно назвать следующие: межгосударственные переговоры, консультации, межгосударственные следственные комиссии, добрые услуги и участие третьей стороны (посредника), примирительные структуры. Все перечисленное предполагает досудебное разрешение ситуации. Кроме международных судов судебное разрешение международных споров осуществляют: межгосударственный третейский суд, межгосударственные судебные структуры. Это может быть ЕСПЧ, межгосударственный трибунал по морскому праву, Международный суд ООН.

Мирные средства разрешения международных споров: понятие и виды. Межгосударственные переговоры

Международные переговоры

Этот способ считается самым активным и действенным инструментом урегулирования конфликтов. Недаром в ст. 33 Устава ООН указано, что переговоры являются одним из главных способов разрешения межгосударственных разногласий. Они дают возможность находить различные варианты урегулирования проблем. Признание странами и международными органами данного инструмента было зафиксировано во множестве соглашений и учредительных документов разных структур. Это доминирующее средство реализации принципа разрешения международных споров ненасильственными средствами.

В процессе переговоров страны либо межгосударственные органы вправе разрабатывать различные способы урегулирования конфликтов. Переговоры играют роль метода разрешения межгосударственных разногласий и одновременно являются дополнительным инструментом. Почти все виды средств урегулирования международных споров постоянно стартуют с прямых переговоров об использовании данных средств и нередко заканчиваются подобными обсуждениями.

Обсуждение проблемы может вестись между двумя странами либо между группой государств. В последнем случае речь, как правило, идет о межгосударственной конференции.

Межгосударственные юридические нормы не содержат общего для всех алгоритма проведения переговоров. В реальности успешное обсуждение сторонами конфликтной ситуации переживает следующие ключевые этапы: внесение страной либо несколькими странами (например, Европейским Союзом) либо иными субъектами МП предложения об осуществлении обсуждения спора; достижение участниками конфликта договора, касающегося переговоров (где они будут проводиться, на каком уровне, когда и др.); разработка процесса осуществления переговоров; непосредственное обсуждение; принятие сторонами совместного документа.

Переговоры классифицируются:

  • По числу сторон: многосторонние и двусторонние.
  • По тематике конфликта: переговоры по общественным, политическим, хозяйственным и иным разногласиям.
  • По положению представителей государств: на высшем уровне (лидеры стран, руководители национальных органов исполнительной власти); на уровне сотрудников МИД; на уровне посольств либо наделенных особыми полномочиями работников государственных структур.
  • Международные споры

    Международные консультации

    Рассмотрим принцип мирного разрешения международных споров. Примером могут служить консультации. Объектом консультаций, как правило, выступают вопросы, обладающие очень большим значением для стран либо межгосударственных структур. Данное средство реализации принципа международного права мирного разрешения споров было сформовано в начале XX столетия. В мировой практике используется 2 типа консультаций: обязательные и дополнительные (факультативные). Последние представляют собой консультации, за которыми участники обращаются по обоюдному соглашению.

    Использование обязательных рекомендаций зафиксировано в многосторонних и двусторонних межнациональных соглашениях.

    Межгосударственные следственные структуры

    Заседание суда

    Полномочия и процедура формирования следственных органов (комиссий) отражены в Уставе ООН и статьях 9-35 Конвенции 1907 г. Рассматриваемые органы создаются на базе специального договора между непосредственными участниками конфликта. Главная цель следственных комиссий – упростить урегулирование конфликтов изучением ситуации при помощи объективных и добропорядочных следственных мероприятий.

    Возврат товара юридическим лицом юридическому лицу: порядок, документы, возможные нюансыВам будет интересно:Возврат товара юридическим лицом юридическому лицу: порядок, документы, возможные нюансы

    Участники спора имеют право назначить специальных должностных лиц, приказав им защищать их интересы и осуществлять посредническую деятельность между следствием и ими. Государства имеют возможность делегировать назначенным органами власти, советникам либо защитникам объяснять и поддерживать их притязания перед следственной комиссией. В назначенное время все участники конфликта объясняют следствию и оппоненту обстоятельства дела. Каждое государство должно предъявить нормативные акты и документы, а также перечень очевидцев и специалистов, которые могут укрепить его позицию и доказать правомочность заявляемых требований.

    Допросом очевидцев управляет глава следственной комиссии. Представители данного органа имеют право задать любому свидетелю вопросы, непосредственно относящиеся к делу. Обсуждение показаний и изучение документов осуществляется в закрытом режиме и не подлежит огласке. Каждый вердикт комиссии выносится большинством голосов. Заключительный вывод следствия по сути конкретного конфликта сводится исключительно к выявлению фактов и не обладает юридической силой решения Международного третейского суда. Государства могут беспрепятственно использовать данные сведения в дальнейшем.

    Органы примирения

    Примирительная комиссия

    В настоящий момент сравнительно мало межгосударственных соглашений предполагает формирование примирительной комиссии для изучения разногласий двух стран.

    Самый подробный алгоритм формирования и функционирования такого средства контроля исполнения принципов права разрешения международных споров прописан в ст. 85 Конвенции о представительстве стран в их отношениях с межгосударственными структурами универсального характера, принятой в столице Австрии в 1975 г.

    В целом порядок формирования примирительных комиссий заключается в следующем: если конфликт не получилось урегулировать по итогам проведения консультации, то каждая страна, принимающая участие в консультации, имеет право направить дело в примирительную инстанцию и заявить о данном факте в письменной форме структуре, при которой находится подобная страна, а также другим странам, принимающим участие в консультациях. Любая примирительная инстанция включает в свой состав три должностных лица: руководителя и двух человек, являющихся представителями сторон (по одному от каждого государства).

    Рассматриваемая структура вводит собственный порядок и условия процесса и выносит решения на основе большинства голосов. Примирительная комиссия вправе советовать подразделению, если то наделено ООН соответствующей компетенцией, потребовать консультативный вывод Межгосударственного суда в отношении использования либо разъяснения положений Венской Конвенции 1975 г.

    Если комиссия не сможет добиться договора между участниками конфликта об урегулировании разногласий в течение 60 дней со дня утверждения на должности ее руководителя, то она обязана максимально быстро составить отчет о проделанных ею действиях и переслать участникам конфликта. Отчет должен включать выводы примирительной инстанции в отношении фактов и юридических вопросов, а также советы, которые она дала участникам конфликта для урегулирования разногласий. Советы этой инстанции не являются законом для государств до того момента, пока их не утвердят все участники конфликта. Наряду с этим каждое государство в конфликте вправе в одностороннем порядке объявить об исполнении, относящихся к ней советов в отчете.

    В сравнении со следственными комиссиями, в задачу которых входит исключительно выявлением истины, составляющей сущность межгосударственного конфликта, примирительные инстанции разъясняют факты и разрабатывают советы для оказания помощи в урегулировании разногласий.

    Участие посредника и добрые услуги

    Посреднические услуги

    При рассмотрении принципа мирного разрешения международных споров стоит обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 2 Конвенции 1907 г. страны, при наличии серьезного спора друг с другом, должны обратиться к добрым услугам либо участию (в качестве посредника) одного либо нескольких союзнических государств. Право предлагать добрые услуги есть у нейтральных в отношении предмета конфликта стран.

    Миссия посредника, согласно ст. 4 вышеупомянутого источника международного права, состоит в обсуждении взаимных притязаний и в усмирении враждебности, если та появилась между конфликтующими странами. Полномочия посредника заканчиваются в случае, если один из участников спора (либо посредник) не убедится, что предлагаемые способы заключения мирового соглашения оказались отвергнутыми. Участие посредника и добрые услуги не вменяются в обязанность участников спора. Данные средства мирного улаживания конфликта носят консультативный характер.

    Если конфликт между странами в перспективе чреват угрозой для межнациональной и мировой безопасности, конфликтующие державы определяют страну, которая будет наделена полномочиями по налаживанию контакта со страной, выбранной государством-визави для предотвращения нарушения мирных договоренностей. Срок для примирения не должен быть дольше одного месяца. За это время участники спора перестают взаимодействовать по объекту разногласий. Страны-посредники обязаны сделать все возможное для урегулирования конфликта мирным путем.

    Стать посредником либо оказать добрые услуги вправе страна (группа стран) либо межгосударственные структуры. Такие субъекты в процессе переговоров участия не принимают, за исключением случая, когда соответствующее пожелание выдвинут участники конфликта. При наличии посредника третья сторона может принять участие в обсуждении спорной ситуации и предоставить в письменной либо разговорной форме рекомендации, касающиеся разногласий.

    Ярким примером реализации принципа мирного разрешения международных споров при помощи добрых услуг может служить роль, которую сыграл Кабмин Советского Союза при налаживании отношений Пакистана и Индии. Благодаря стараниям СССР в 1966 г. страны подписали Ташкентскую декларацию, которая положила конец вооруженным столкновениям индусов и мусульман.

    Межгосударственный третейский суд

    В соответствии со ст.38 Конвенции о мирном урегулировании межгосударственных конфликтов 1907 г. по вопросам правового происхождения и преимущественно по проблемам использования либо толкования межгосударственных соглашений рассматриваемая инстанция объявлена странами наиболее эффективным и одновременно наиболее справедливым способом урегулирования конфликтов, которые не получилось разрешить политическими средствами.

    Вышеупомянутый нормативный акт советует странам-участникам подавать обращение в третейский судебный орган в случае возникновения такой надобности. В число подобных структур входит сформированная в 1899 г. Постоянная палата третейской судебной инстанции. Данный орган расположен в Гааге и наделен полномочиями по изучению любой ситуации, при которой может произойти нарушение международных принципов разрешения международных споров, требующее соответствующего судебного вмешательства.

    Любая страна, ратифицировавшая Конвенцию 1907 г., выбирает четверых представителей, которые великолепно владеют межнациональной юриспруденцией, обладают безупречной репутацией и изъявляют желание возложить на свои плечи работу третейского судьи. Срок действия полномочий членов Палаты третейского суда составляет 6 лет. Их правовой статус может быть восстановлен. Эти люди включаются в качестве членов Палаты в специальный перечень, содержание которого доводится до сведения каждой страны, подписавшей вышеназванный нормативный акт.

    На текущий момент в компетенции Палаты находится рассмотрение всех конфликтов между странами и межгосударственными структурами, людьми и организациями. За счет этого данный орган все чаще принимает участие в разрешении международных экономических споров. Межнациональное бюро Палаты третейского суда осуществляет протоколирование во время разнообразных судебных процессов в арбитраже.

    Межгосударственные судебные инстанции

    Международные принципы разрешения международных споров предполагают обращаться в ряд специально созданных судебных инстанций мирового уровня.

    Первой межнациональной судебной структурой в истории ненасильственного урегулирования конфликтов стала Постоянная палата межгосударственного правосудия, сформированная в 1920 г. под влиянием Лиги Наций. Страны имели возможность (по своей инициативе) подать исковое требование в ППМП и привлечь к ответственности другую страну без надобности заблаговременного договора между государствами о направлении спора на рассмотрение в данную инстанцию. Работа Палаты прекратилась после начала Великой Отечественной войны. После ее окончания ППМП прекратила свое существование одновременно с Лигой Наций. Последователем этого органа стал Международный суд ООН.

    Межнациональный (Международный) суд представляет собой судебную организацию, рассматривающую любые виды споров. В соответствии с Манильской декларацией о ненасильственном урегулировании межгосударственных конфликтов, принятой 37-й Генеральной Ассамблеей ООН 15.11.1982 г., страны полностью понимают значение и место Международного суда, представляющего собой основную межгосударственную судебную инстанцию.

    Рассматриваемая организация считается главной среди всех межнациональных судебных структур в отношении защиты международных принципов разрешения международных споров, что обусловлено как длительностью существования, так и силой универсальной компетенции в плане урегулирования и изучения конфликта. Каждая страна, входящая в ООН, имеет возможность направить конфликт на рассмотрение в Международный суд. Последний вправе изучить каждый вопрос, относящийся к области мирового законодательства.

    Гарантийный случай: определение и порядок исчисления. Закон о защите прав потребителейВам будет интересно:Гарантийный случай: определение и порядок исчисления. Закон о защите прав потребителей

    Этот судебный орган призван решить сразу две задачи: в рамках мирового законодательства рассмотреть тяжбы, направленные ему странами; составить рекомендации по правовым вопросам, которые в надлежащем порядке были переданы ему структурными подразделениями ООН и ее профильными ведомствами.

    Инстанция включает группу беспристрастных и никому не подконтрольных судей, выбранных без учета их государственной принадлежности из числа людей, обладающих безупречными нравственными качествами, соответствующих условиям, выдвигаемым в их государствах для назначения на руководящие посты в судебной системе, либо являющихся общеизвестными профессиональными правоведами в сфере мирового законодательства.

    Международный суд включает 15 человек, но все они обязательно должны быть гражданами разных стран. Надзор за соблюдением международных принципов разрешения международных споров на воде находится в компетенции Межнационального трибунала по морскому законодательству. Данный орган образован согласно приложению 6 Конвенции ООН по морскому законодательству в 1982 г. Местонахождение инстанции – город Гамбург (Германия).

    Этот орган включает коллегию из 21 человека, выбранного из людей, обладающих незапятнанным добрым именем и славящихся объективностью, честностью и справедливостью и считающихся корифеями в сфере морского законодательства. В инстанции должны присутствовать ключевые юридические системы планеты и справедливое географическое соотношение сил. В число членов коллегии должно входить минимум по три человека от всех географических категорий, определенных Генеральной Ассамблеей ООН

    Рассматриваемая организация имеет право создавать камеры, включающие три и больше членов коллегии, которые по ее мнению лучше всего справятся с рассмотрением определенной группы конфликтов. Камера выносит вердикт от имени всей инстанции.

    Рассмотрение спора осуществляется в открытом режиме, если Трибунал не решил сделать его закрытым, либо если участники процесса не ходатайствуют о неразглашении хода слушания. Вердикт выносится большинством голосов. В нем необходимо прописать причины и основания, по которым соответствующее решение было принято. Здесь также перечисляются фамилии людей, которые принимали участие в рассмотрении спора.

    Вердикт инстанции считается окончательным и должен быть исполнен каждым участником конфликта. Если судебная организация не решила иначе, то каждый участник возмещает свои расходы на проведенный процесс за собственный счет.

    ЕСПЧ. Это единственная судебная инстанция Совета Европы (СЕ), созданная на основе документа об охране основных свобод и прав человека (Конвенция 1950 г.) и состоящая из 45 членов (включая российского представителя). ЕСПЧ играет большую роль в контроле над соблюдением принципов права разрешения международных споров и, прежде всего, обеспечивает защиту населения стран-участниц от произвола властей. Штаб суда расположен во Франции (Страсбурге).

    Состав организации определяется ПАСЕ большинством голосов из перечня кандидатов, предлагаемых членами СЕ. Состав инстанции выбирается на 6 лет. В последующем допускается его повторное избрание.

    В компетенцию суда также входят вопросы использования и толкования положений Конвенции 1950 г. Каждая страна, входящая в СЕ, вправе всегда объявить о своем признании «ипсофакто».

    Согласно ст. 33 Конвенции, каждое государство, которое ее ратифицировало, вправе направить на рассмотрение вопрос о любом факте возможного несоблюдения норм Конвенции и соответствующих протоколов другой страной.

    Судебный процесс будет начат только тогда, когда Европейская комиссия по правам человека заявит о бесполезности всех осуществленных мер по выполнению принципа мирного разрешению международного спора. Вердикт ЕСПЧ окончателен. Страны, входящие в состав СЕ, должны выполнять его по всем делам, где они выступают в качестве сторон. Решение инстанции пересылается Комитету министров СЕ, контролирующему исполнение решения ЕСПЧ.

    Урегулирование конфликтов в ОБСЕ и межгосударственных структурах

    Если рассмотреть разрешение споров в рамках международных организаций кратко, то можно отметить, что полномочиями по мирному урегулированию споров, кроме вышерассмотренного Международного суда ООН, наделены Генеральная Ассамблея и Совбез ООН. Первая имеет право предлагать способы ненасильственного разрешения любого спора, способного нарушить мир на планете. Большими возможностями в вопросе ненасильственного урегулирования конфликтов обладает Совбез ООН. В число его функций входит: оказание добрых услуг; взятие на себя роли посредника в переговорах; проведение следственных действий и заключение мирового соглашения. Мирное урегулирование конфликтов также входит в компетенцию Совета Безопасности.

    В первую очередь Совбез изучает те конфликты, которые в перспективе могут стать угрозой мировой безопасности и привести к дестабилизации политической обстановки. Если степень серьезности конфликта не выявлена, то Совбез имеет право провести следствие, чтобы выяснить, насколько ситуация или спор опасен. Споры правового характера направляются в Международный суд. Если конфликт серьезен и может перерасти в вооруженное столкновение, то согласно Уставу ООН он имеет право предложить те средства мирного разрешения международных споров, которые сочтет самыми эффективными в конкретной ситуации.

    При рассмотрении конфликтов в рамках ОБСЕ юридическими основаниями служат такие источники международного права как Парижская хартия для новой Европы 1990 г., Итоговый акт СБСЕ 1975 г. и Заключительный документ встречи в австрийской столице 1989 г.

    Разрешение международных споров в рамках ОБСЕ базируется на 10 основополагающих принципах:

    • воздержание от использования либо угрозы использования силы в отношении суверенитета либо территориальной целостности государственных рубежей другой страны;
    • страны урегулируют конфликты ненасильственными способами;
    • внутренняя политика каждой страны суверенна;
    • страны должны состоять в партнерских отношениях согласно Уставу ООН;
    • все страны равны;
    • все национальности равноправны и могут сами определять свою историческую судьбу;
    • страны должны надлежащим образом исполнять обязательства, возложенные на них Уставом ООН;
    • границы стран неприкосновенны;
    • нарушение территориальной целостности иной страны недопустимо;
    • права человека и главные свободы должны соблюдаться.

    Подробно процедуры соблюдения принципов международного права по мирному разрешению споров проработаны и зафиксированы в таких нормативных актах как Итоги Совещания СБСЕ по мирному разрешению конфликтов (Женева, 12-23.10.1992 г.) и принципы разрешения конфликтов и положения процесса СБСЕ по ненасильственному разрешению конфликтов (Валетта, 08.02.1991 г.). В любой спорной ситуации страны-члены ОБСЕ должны сделать все возможное, чтобы не допустить войны.

    Государства, при возникновении противоречий, должны в предельно короткий срок начать обсуждение проблемы. Если страны не могут самостоятельно найти компромисс в конфликте, но стремятся избежать нарушения принципа разрешения международного спора мирными средствами, то они обсуждают процесс разрешения этого конфликта. Страны могут передать дело на рассмотрение в межгосударственные судебные инстанции (например, Международный суд ООН) и далее следовать соответствующей процедуре судебного процесса.

    Собственно механизм ОБСЕ по реализации принципа разрешения международных споров мирными средствами включает одного или больше членов, избираемых при едином одобрении сторон конфликта из перечня опытных претендентов, который составляется соответствующим институтом. В перечень входит до четырех человек, выбираемых каждой страной, которая захотела принять участие в урегулировании ситуации. При этом каждый из этих людей не должен быть гражданином того государства, которое участвует в споре, либо постоянно жить в нем. По согласованию участников спора в список членов могут войти люди, чьих имен в перечне нет.

    Если участники конфликта не смогли договориться о составе механизма в течение 60 дней с момента первого ходатайства одного из государств о формировании механизма, то глава утверждающего института в ходе обсуждения с участниками конфликта отбирает из перечня семь лиц вместо четверых.



    Источник