С каждым годом экологические требования к автомобилям постоянно усиливаются. Особенно это касается коммерческого транспорта. Уже несколько лет в Европе практикуют такую жидкость, как AdBlue. Что это и в чем ее суть? Об этом мы расскажем в нашей сегодняшней статье.
Характеристика
На многих грузовиках сегодня можно увидеть баки с надписью AdBlue. Что это такое, как вы думаете? "АдБлю" - это раствор чистой мочевины и деминерализованной воды. Жидкость AdBlue используется как добавка в дизелях с системой каталитической нейтрализации газов. Таким образом, снижается токсичность выхлопов, и автомобиль может соответствовать более высоким стандартам экологичности. Раствор AdBlue применяется на всех грузовиках стандарта "Евро-5" и выше. В простонародье жидкость получила название "мочевина". Но она составляет лишь треть всего объема "АдБлю". Сама мочевина являет собой карбамид. Это обычное азотное удобрение, использующееся в сельском хозяйстве. Однако, технологии приготовления мочевины для грузовиков существенно отличаются. Использование чистого карбамида может привести к дорогостоящему ремонту двигателя.
Устройство
Вам будет интересно:Просроченные права - штраф. Замена просроченных прав
Вам будет интересно:HP EliteBook 2540p: дизайн, характеристики
AdBlue - что это такое? Давайте разбираться. В конструкцию системы входит:
- бак;
- насос;
- механический смеситель;
- форсунка;
- восстановительный катализатор;
- система электронного управления;
- набор датчиков.
Первый элемент является резервуаром для хранения жидкости. Насос служит для подачи средства "АдБлю" от бака к форсункам. Жидкость подается под определенным давлением. Насос устанавливается прямо в баке и оснащен электрическим приводом. Для перекачки жидкости может использоваться мембранный либо шестеренный привод.
В конструкции имеется электромагнитный клапан для обратной перекачки AdBlue. Что это такое? Данный элемент включен в магистраль системы нейтрализации газов. Когда двигатель выключен, электромагнитный клапан перекачивает раствор из трубопровода в резервуар. Процесс происходит автоматически, без вмешательства водителя.
Механический смеситель служит для дробления капель мочевины. Так раствор лучше испаряется и смешивается с выхлопными газами. Мочевина проникает сквозь направляющую трубу на стенки катализатора. Последние покрыты пентаоксидом ванадия, что ускоряет восстановление оксидов азота. О химических процессах мы поговорим немного позже, а пока рассмотрим электронную часть системы. Итак, поговорим об электронике. Сюда входят исполнительные устройства, входные датчики и блок управления. В процессе работы задействуются датчики уровня давления и температуры мочевины, также измеряется температура выхлопных газов. На основании этих данных формируется сигнал, определяющий дальнейшую работу системы. Процесс нейтрализации запускается сразу при достижении температуры газов в 200 градусов Цельсия. «На холодную» данная система не работает. Сразу же после отключения двигателя остатки неиспользованной жидкости возвращаются в бак.
Вам будет интересно:ГАЗ 2402 "Волга" универсал - технические характеристики, описание и отзывы
Кстати, информация об уровне "АдБлю" выводится на панель приборов. В нужный момент система оповестит водителя о ее недостаточном количестве.
Как это работает? Химический процесс
Итак, давайте рассмотрим принцип действия данной системы. Как мы уже сказали ранее, при помощи насоса раствор "АдБлю" из бака направляется к форсунке (не путать с двигателем). Данная форсунка находится и работает отдельно от ДВС, в системе выпуска отработавших газов. Так под действием высокой температуры мочевина разлагается на две составляющие:
- изоциановую кислоту;
- аммиак.
Далее происходит реакция гидролиза. Кислота начинает взаимодействовать с молекулами воды. В результате образуется углекислый газ. Но это еще не конец рабочего процесса. На следующем этапе в действие вступает аммиак. Благодаря ему, моно- и диоксид азота отдает молекулы кислорода, образуя безвредную для окружающей среды воду. Чтобы достичь максимальной чистоты выхлопа, "АдБлю" строго дозируется. Управляет этим процессом отдельный электронный блок. Для корректной работы системы необходима чистота восстанавливающего реагента. При наличии малейших загрязнений нарушаются химические реакции. Это приводит к засору ячеек каталитического нейтрализатора (в простонародье это «сажевый фильтр»).
Где используется?
Сейчас многие мировые производители используют "AdBlue". "Mercedes" тому не исключение. Данная система применяется на всех дизельных автомобилях, в том числе, и на легковом транспорте. Для примера можно взять «БМВ» серии Х6 и «Фольксваген» с двигателем TDI. Если говорить о «Мерседесе», AdBlue применяется на всех двигателях серии «БлюТек». Также данная система используется на автомобилях «Мазда» и «Мини». Она получила аббревиатуру SCR, что означает «система селективного каталитического восстановления».
Каков расход?
Этот вопрос интересует многих частных перевозчиков. Существенно ли уменьшится рентабельность перевозок при использовании тягачей с "АдБлю"? Расход AdBlue составляет от одного до двух литров на сто километров пути. Эта информация относится к магистральным грузовикам и крупным автобусам. Если говорить о легковушках, то здесь эта цифра составляет 4-6 процентов от общего расхода топлива. Таким образом, система селективного каталитического восстановления не существенно влияет на общие затраты и окупаемость парка.
Вопрос эксплуатации
Стоит отметить, что "мочевина" легко вступает в реакцию с разными материалами и веществами. Это касается и металлов: цинка, латуни, алюминия, чугуна и меди. Именно поэтому производитель выделил для нее отдельный пластиковый бак. Находится он рядом с топливным. А на некоторых тягачах "АдБлю" заливается в общий бак. Но если приглядеться, можно заметить, что он разделен на две секции. Одна – для топлива, вторая – для «мочевины» (предусмотрена отдельная заливная горловина).
Что будет, если данный раствор попадет в металлический бак? Мочевина при контакте с данным материалом образует соли. Они затем попадают в катализатор и забивают его соты. При контакте с "АдБлю" материалы не должны содержать посторонних примесей (в том числе пыли и масла).
Температура
Еще одно свойство "мочевины" - низкая устойчивость к температурным перепадам. Так, "АдБлю" может нормально работать только в режиме от -11 до +35 градусов. Если температура ниже допустимой, "мочевина" начинает кристаллизоваться. Но как эксплуатировать автомобиль зимой, особенно в нашем климате? AdBlue на "КамАЗах" также применяется, и многие такие тягачи работают в северных регионах. Выход только один – установка подогревателя. Такой уже имеется в базе на грузовиках от "Мерседес" и "Вольво". Подогреватель позволяет эксплуатировать автомобиль с "АдБлю" при температуре до -35 градусов. Максимальное время простоя с неработающим двигателем – 48 часов. Далее жидкость начинает понемногу замерзать.
Вредит ли кристаллизация?
Многих пугает этот вопрос. В случае с дизтопливом начинает образовываться парафиновый осадок. Он забивает все полости фильтра и топливные магистрали. Здесь же ситуация усугубляется еще и наличием воды. Ведь она, как известно, расширяется при замерзании. Но не стоит паниковать – раствор "мочевины" при кристаллизации не меняет своего объема. При разогреве эта жидкость может использоваться в полной мере.
Где можно приобрести?
Раствор "мочевины" продается на многих заправках. Для нее выведена специальная колонка с надписью "АдБлю". Стоимость одного литра раствора составляет 11 рублей. Также возможно приобретение жидкости у оптовых поставщиков. "АдБлю" может храниться в бочке или цистерне.
Можно ли использовать воду?
Заменить мочевину водой (даже деминерализованной) нельзя. В противном случае это приведет к поломке системы "АдБлю".
Удаление "АдБлю"
Поскольку в России отсутствуют такие строгие требования к экологичности выхлопов, многие владельцы задумываются об удалении данной системы с последующей прошивкой. К этому решению приходят не в угоду экономичности – часто "АдБлю" начинает давать сбои в наших условиях. Особенно это касается отечественного транспорта – "ГАЗонов Некст" и тягачей КамАЗ-5490. Многочисленные СТО предлагают свои услуги по отключению AdBlue. Стоимость процедуры – порядка 20-25 тысяч рублей.
Как это происходит? Автомобиль загоняют в сервис и сканируют его электронный блок на ошибки. Далее производят сброс и устанавливают датчик имитации сигналов NOx (оксидов азота). Также производится удаление катализатора. Прошивка электронного блока делается не всегда. В результате проведенных действий эмулятор имитирует работу системы "АдБлю" даже при полном отсутствии раствора. Двигатель работает в штатном режиме. Расход топлива не увеличивается. Сколько времени уходит на удаление "АдБлю"? Обычно на эту процедуру уходит от двух до трех часов. Также сервисы предоставляют гарантию (обычно на год) на свои услуги.
В заключение
Итак, мы выяснили, что собой представляет система "АдБлю". Благодаря ей, существенно снижается токсичность выхлопов двигателя. По поводу ее эксплуатации возникают многочисленные споры. Удалив систему нейтрализации газов из автомобиля, вы не столкнетесь с многочисленными ошибками и сбоями, которые часто бывают на "ГАЗонах" и КамАЗах. Но также эту систему удаляют владельцы иномарок – "Вольво", "Сканий" и т. д. Однако, стоит помнить, что после такого "тюнинга" въезд в страны Западной Европы будет противопоказан – иначе штрафы будут неизбежны.