- Инструменты управления
- Органы руководства
- Механизм осуществления деятельности
- Закономерности
- Принципы
- Принципы управления педагогической деятельностью
- Принципы социального управления
- Специфические принципы управления
- Специфика управления ДОУ
- Специфика управление профессиональным обучением
- Технологии управления
В целом о наличии процесса управления можно говорить в тех случаях, когда речь идет об общей деятельности людей, осуществляемой ради достижения поставленных целей. Он представляет собой систематическое воздействие субъекта (одного человека, специально созданного для этих целей органа или группы лиц) на социальный объект. В качестве последнего рассматривается общество или какая-либо из его сфер, отдельная фирма, предприятие и т. д.
Осуществление процесса управления необходимо для обеспечения целостности организации, а также ее нормального функционирования и динамического равновесия с окружающей средой ради достижения намеченной цели. Среди объектов управления - и образовательные учреждения. Ведь они являются социальными организациями, в которых осуществляется совместная деятельность педагогов, учащихся, а также их родителей.
Вам будет интересно:Полоса общественного транспорта в выходные
Управление образовательной организацией осуществляется согласно законодательным документам РФ, а также принятому Уставу учреждения. Оно имеет место при оказании воздействия на мотивацию людей, а также на ценностные ориентиры.
Инструменты управления
Основными объектами процесса руководства учебным учреждением являются составляющие учебно-воспитательного процесса. При этом к каждому из них применяется свой инструмент управления. Среди них:
Вам будет интересно:Как правильно написать жалобу в прокуратуру: образец, порядок написания, суть жалобы, подача и сроки рассмотрения
В современных социально-экономических системах имеют место все три типа управления. При этом они сосуществуют в организации. Самое приоритетное направление при этом определяет облик всего учреждения.
Вам будет интересно:Самые страшные преступление в мире: обзор
На сегодняшний день основной тенденцией в стиле управления становится демократизация. Ее проявление просматривается в неформальных и гибких способах и методах, которые основаны на сотрудничестве руководителей и подчиненных. Именно поэтому в современных условиях все меньше используется система власти, выраженная вертикальной иерархической пирамидой, и все более развиваются равноправные «горизонтальные» отношения.
Демократизация имеет место и в государственном управлении образовательной организацией. Она позволяет расширить права таких учреждений. При этом администрация и педагогические коллективы учебных заведений получают возможность самостоятельно определять политику проводимой ими деятельности.
Органы руководства
Государство через образовательное законодательство устанавливает к системе управления образовательной организацией либеральные требования. При этом руководство такими учреждениями осуществляется на основе принципов коллегиальности и единоначалия.
В целом законодательные требования к управлению образовательной организацией обладают комплементарным характером при рассмотрении их по отношению к Гражданскому кодексу. При этом нормативные документы устанавливают следующие обязательные органы руководства подобными учреждениями. Среди них:
Исходя из вышесказанного, среди органов управления образовательной организацией в обязательном порядке должны присутствовать три из них. Один – единоличный, и два коллегиальных.
Механизм осуществления деятельности
Управление образовательной организацией представлено совокупностью принципов и закономерностей. На их основе применяются различные методы и формы взаимодействия субъекта и объекта руководства в тех или иных конкретных условиях.
При этом закономерности управления образовательной организацией выражают собой те связи, которые существуют между объектом и субъектом учреждения. В свою очередь, принципы утверждают основные правила подобного взаимодействия. Что касается форм и методов, то они в управлении деятельностью образовательной организации являются конкретными средствами, позволяющими осуществлять взаимные отношения объекта и субъекта.
Закономерности
Вам будет интересно:Как заполнять журнал учета огнетушителей? Кто должен это делать? Примеры
В их перечне находятся:
- зависимость работы системы управления образовательной организацией, исходя из уровня ее организационной и функциональной структур;
- связи, имеющие место между методами и содержанием руководства учебно-воспитательной работы и педагогического процесса;
- готовность единоличного исполнительного органа к управленческой деятельности и его компетентность;
- демократическая и гуманистическая направленность руководства.
Принципы
Под этим понятием в организации управления образовательным процессом подразумеваются те руководящие положения, которых придерживается в своей работе менеджер, руководитель или педагог. Исходя из таких принципов определяются требования к организации, структуре и содержанию данного процесса. Они являются идейной основой практики и теории управления и применяются в качестве фундаментальных аксиом.
В сфере образования выделяют следующие группы принципов управления:
- организации труда педагогического состава;
- социального управления;
- специфические (исходя из типа учреждения).
Рассмотрим их подробнее.
Принципы управления педагогической деятельностью
Среди положений, которые лежат в основе организации труда работников учреждения образования, выделяют следующие:
Принципы социального управления
К данной группе основных положений, применяемых в процессе руководства учреждением образования, относятся:
Специфические принципы управления
Вам будет интересно:Флаг и герб Туркменистана: фото, описание и значение государственных символов
К этим положениям относят:
Специфика управления ДОУ
Дошкольные учреждения призваны первыми создавать те психолого-педагогические условия, которые способствовали бы развитию личности ребенка и удовлетворяли бы запросам обществам. При этом им важно учитывать и потребности своих воспитанников.
Управление дошкольной образовательной организацией должно проводиться на основе принципов целеполагания, кооперации и разделения, комплексности и систематического самосовершенствования.
Для достижения конечной цели руководства ДОУ, которая состоит в создании условий, дающих возможность развиваться личности ребенка, понадобится решить целый комплекс задач. Среди них:
- изучение уровня проводимой воспитательно-образвательной работы с последующим анализом полученных данных;
- рациональное планирование;
- выявление передового педагогического опыта и его распространение в своем коллективе;
- использование современных научных методик работы с детьми;
- осуществление обучения и воспитания дошкольников на занятиях, а также в повседневной жизни;
- контроль проводимого образовательного процесса.
Специфика управление профессиональным обучением
Основным ведущим фактором, который определяет деятельность училищ, лицеев, техникумов и колледжей, является учебно-воспитательная работа. Она представляет собой педагогический процесс, в котором задействовано теоретическое, а также производственное обучение, практика и воспитательная работа. Такой процесс и является главным объектом управления профессиональной образовательной организацией.
Результатом работы руководителя таких учреждений должно стать формирование готовности будущих специалистов к трудовой деятельности.
При осуществлении внутриорганизационного управления решаются задачи активизации и ориентации педагогов на выполнение поставленных задач. Для этого руководитель обеспечивает разработку программы, которой придерживаются сотрудники учреждения. Помимо этого, решается задача по созданию стимулирующих условий, которые призваны удовлетворить эмоционально-потребностную сферу личности. Это моральное и материальное вознаграждение, комфортный психологическо-социальный климат в коллективе, нормальная организация труда и т.д.
Технологии управления
Современный мир меняется постоянно и динамично. Происходит усложнение, а также совершенствование технологий информатизации сферы образования. Причем данное направление приобретает фундаментальное значение.
Современные технологии управления образовательной организацией используются в системе не только школьного образования, но и в ДОУ, а также в лицеях, техникумах, вузах и других подобных учреждениях. Они стали возможны благодаря информатизации общества, представляющем собой глобальный социальный процесс. Состоит он в сборе, накоплении, а также в последующей обработке, хранении и передаче данных с помощью современных средств вычислительной и микропроцессорной техники.
Современные технологии в управлении образовательной организацией позволяют:
- совершенствовать механизмы руководства;
- создавать методологические системы образования, способствующие гармоничному развитию личности;
- совершенствовать стратегии, позволяющие отобрать самые эффективные организационные формы обучения и воспитания;
- вести различные виды деятельности по самостоятельной обработке информации;
- создавать и использовать компьютерные тестирующие и диагностирующие методики контроля над деятельностью учреждения, работающего в сфере образования.