Чтобы ответить на вопрос, какими бывают виды исполнительной власти, сначала следует ознакомиться с пониманием ее как таковой. Она представляет собой обособленную ветвь власти, которая выполняет свои административные функции на основании законов. В данной статье будут раскрыты понятие и правовой статус исполнительной власти, рассказано о ее органах и их полномочиях.
Понятие
В соответствии с принципом, провозглашающим разделение властей, исполнительная власть – это самостоятельная, независимая от других властная ветвь. Выполняя свое основное назначение, она должна организовать исполнение тех положений, что записаны в Конституции той или иной страны и в ее законах.
Вам будет интересно:Получает ли пенсию работающий пенсионер в России?
Деятельность исполнительной власти по выполнению этой задачи протекает в рамках управленческого процесса и направлена на то, чтобы удовлетворить общественные интересы, запросы и нужды населения. Для достижения указанной цели эта власть прибегает к реализации своих полномочий, применяя при этом средства публичного права, преимущественно административного.
Вам будет интересно:Конституционная реформа в России
Исполнительная власть осуществляет непосредственное управление всеми сторонами жизни государства, которые являются общественно значимыми. Она не только руководствуется законами, но и исполняет их.
В процессе реализации указаний законодательных актов определенные действия исполнительная власть реализует по собственной инициативе. Иными словами, она распоряжается. Исходя из законов и конкретных ситуаций, ее представители могут, применяя одностороннее властное волеизъявление, обязывать совершать необходимые шаги. При этом допускается административное принуждение.
Основные формы деятельности
Как уже было сказано, исполнительная власть – это такая ветвь власти, которая не только ведет деятельность по исполнению законов, но и отдает распоряжения в тех, пределах, которые предоставлены ей законодательством. Все это она осуществляет в соответствии с предписанными ей основными формами распорядительной деятельности. Здесь речь идет о (об):
- выпуске правовых актов исполнительной власти, касающихся управления;
- использовании распорядительных и контрольных полномочий;
- заключении административных договоров;
- проведении организационных мероприятий.
Структура
Вам будет интересно:Посольство Мексики в Москве: краткая история отношений, адрес и график работы
При изучении видов исполнительной власти нужно рассмотреть ее иерархическую структуру с точки зрения ее институтов. Она состоит из:
- органов исполнительной власти и существующих между ними организационно-правовых отношений, к которым относятся, например, координация, субординация, контроль;
- корпуса государственных служащих;
- юридической структуры, представленной системой норм, которыми определяется компетенция органов, должностных лиц, различная по объему.
Иерархическая структура является организационной основой исполнительной власти. Механизм ее работы предусматривает осуществление ее полномочий в рамках конкретной административной процедуры.
Административные правомочия
Полномочия исполнительной власти, которые характеризуют ее иерархическую подчиненность, включают в себя целый спектр правомочий, из них можно выделить такие, как право:
- принимать решения, т. е. очерчивать содержание деятельности, совершать волевой акт с целью решить проблему;
- командовать – отдавать распоряжения, которые являются обязательными к исполнению;
- назначать на должность и снимать с нее;
- реализовывать принуждение на легитимной основе;
- замещать, т. е. иметь возможность производить действия вместо нижестоящей инстанции в том случае, когда она осуществляет свою деятельность неправильно;
- отменять акты нижестоящих инстанций, если они незаконны или нецелесообразны;
- расходовать вверенные объемы ресурсов;
- контролировать работу нижестоящих инстанций;
- разрешать конфликты между подчиненными органами, связанными с вопросами их компетенции и прав.
Административная процедура
Исполнительная власть всегда осуществляет свои полномочия в рамках административной процедуры, что призвано обеспечивать реализацию присущих ей функций. Данная процедура заключается в соблюдении определенного порядка, в соответствии с которым осуществляется властная деятельность органов этого вида власти, решающая управленческие проблемы и разрешающая конкретные индивидуальные дела.
Вам будет интересно:Охрана окружающей среды в строительстве: виды стройки, вредные факторы, загрязнение окружающей среды, мероприятия по защите природы и устранение негативных последствий
Административная процедура касается, например, регулирования:
- порядка издания правовых актов управления;
- оформления пенсий гражданам;
- рассмотрения их обращений.
Выражающаяся в повседневном оперативном распорядительстве сущность рассматриваемого вида власти и в ее роли в государственном управлении, носящей исполнительский характер, раскрывается посредством многообразия ее функций.
Функции
Когда говорят об основных функциях исполнительной власти, то ведут речь о (об):
- осуществлении управленческой и организационной деятельности, направление которых – исполнение законов и реализация политики государства в разных сферах общественной жизни;
- административном нормотворчестве, т. е. подзаконодательном регулировании;
- административном контроле соблюдения правовых норм и обязательных правил с целью обеспечить правопорядок и законность государственного управления – проведение расследований и инспектирование;
- осуществлении проводимой государством разрешительной политики, куда входят регистрация, лицензирование, сертификация;
- непосредственном обеспечении безопасности общества в целом и отдельных граждан, охране правопорядка – имеется в виду полицейская функция;
- информационном обеспечении органов госвласти и информационно-аналитической деятельности;
- административном правоприменении, о котором сказано ниже.
Административное правоприменение
Его осуществление производится в двух формах:
- Первая из них выражается в оперативно-исполнительной деятельности, в основе которой – реализация содержащихся в правовых нормах предписаний, а также позитивное регулирование при помощи индивидуальных правовых актов.
- Вторая проявляется в юрисдикционной деятельности, осуществляемой административными средствами, и направленной на разрешение управленческих конфликтов, охраняющей правовые нормы от нарушений, обеспечивающей их исполнение и профилактику.
Указанные функции исполнительной власти претворяются в жизнь через конкретные функции видов исполнительной власти, представленых в форме ее органов.
Органы власти
Исполнительным властным органом является такой госорган, который имеет право от имени государства реализовывать свои функции в рамках его компетенции, решать те задачи, которые возникают в процессе госуправления.
Исполнительная власть может осуществляться только через посредство своих органов. Порядок их образования и деятельности, а также их функции, компетенция, методы и формы деятельности определяются в соответствии с законами, положениями и другими нормативными актами.
Каждый из исполнительных органов создается для того, чтобы осуществлять строго определенный вид деятельности по государственному управлению. Вместе с этим в совокупности они характеризуют ряд специфических признаков, отличающих их от прочих властных структур.
Далее будет сказано об органах государственной власти в РФ.
Федеральная администрация
Система исполнительной власти в РФ состоит из совокупности госорганов, формы и виды которых определяются Указом Президента от 14.08.1996 г. за № 1176. Их структура может быть подвержена изменению. Все зависит от того, будут ли меняться цели и приоритеты политики государства относительно отдельных отраслей управления. В состав исполнительной власти РФ на уровне федерации входят органы, которые представляют собой следующие организационно-правовые формы:
- министерство;
- госкомитет;
- федеральная комиссия;
- федеральная служба;
- российское агентство;
- федеральный надзор.
Далее приведено их описание.
Виды исполнительной власти РФ (органы)
Среди них находятся:
- Министерства РФ, которые являются федеральными исполнительными органами, призванными проводить в жизнь политику государства и осуществляющими управление в соответствующей сфере деятельности. В случаях, на которые указывает законодательство, ими координируется деятельность прочих органов федерального уровня в данной сфере, являющихся исполнительными. Каждое из них возглавляется федеральным министром, входящим в Правительство России.
- Государственные комитеты и государственные комиссии РФ на коллегиальной основе осуществляют межотраслевую координацию, которая касается вопросов их ведения, и функциональное регулирование определенной сферы деятельности.
- Федеральные службы и российские агентства, а также федеральные надзоры осуществляют ряд специальных функций в определенных сферах деятельности. Это контрольные, исполнительные, регулирующие, разрешительные и прочие функции. Их возглавляют: в первом случае – руководитель, или директор; во втором – генеральный директор; в третьем – начальник. Все указанные руководители назначаются на должность и снимаются с нее Правительством России. Исключение составляют руководители тех органов, которые подведомственны Президенту.
Территориальные органы
В России исполнительная власть реализует свои полномочия не только через центральные, но и через территориальные структуры. Это происходит в тех случаях, когда федеральные органы образуют подобные структуры. Их создают, например, Минюст, Минобороны, МИД, Госатомнадзор и многие другие, образуя территориальный уровень исполнительной системы. Как правило, их называют управлениями или главными управлениями.
Возглавляют их начальники, которых назначает и снимает руководитель соответствующего федерального органа, согласуя эти шаги с главой исполнительной власти в субъекте. Последние имеют право на внесение предложений по вопросам работы указанных органов Президенту РФ и Правительству на рассмотрение.
В субъектах РФ
Исполнительная власть в этих образованиях осуществляется на основании Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ. Там сказано, что во главе ее стоит высший исполнительный орган соответствующего субъекта. В тех областях, которые относятся к совместному ведению России и входящих в нее субъектов, исполнительные органы создают единую систему. В российских субъектах структуру исполнительной власти определяют возглавляющие их лица.