01-10-2018 20:23

Принципы международного права - это... Система, правила, источники, декларации. Основы, принципы и понятия международного права

Понятие и принципы международного права закрепляются в различных декларациях и конвенциях, принятых представителями мирового сообщества. В этих правовых документах определены общепризнанные нормы, обязательные для исполнения всеми сторонами межгосударственных отношений. Рассмотрим далее понятие и принципы международного права более подробно.

Определение

Международное право – самостоятельный и независимый правовой институт, обеспечивающий регулирование межгосударственных и других отношений в сфере общих интересов разных стран. Он формируется государством индивидуально или совместно с другими державами.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

Должностное преступление - это... Понятия и виды должностных преступленийВам будет интересно:Должностное преступление - это... Понятия и виды должностных преступлений

Все они обладают преимущественно императивным характером. В них содержатся обязательства в отношении каждого участника межгосударственных отношений. Общепризнанные принципы и нормы международного права – своего рода фундамент, на котором строится взаимодействие представителей мирового сообщества.

Все эти положения разделяют на основные и отраслевые. Применение принципов международного права первой группы возможно во всех сферах международных отношений. В ряде случаев при характеристике каких-либо действий членов мирового сообщества как противоречащих общепринятым нормам, имеют в виду нарушение именно основных положений, если не подразумевают несоблюдение более конкретных предписаний (к примеру, присутствующих в каком-либо межправительственном соглашении). В последнем случае более верной будет ссылка на неисполнение условий конкретного договора, а не вообще принципов международного права. В этом, собственно, состоит разница между специальными и основными положениями. Последние закреплены в Конвенциях, Декларациях и пр., а вторые – в соглашениях, договорах.

Устав ООН

Меры предупреждения преступности: социальные, психологические, общие и специальные меры предупреждения преступностиВам будет интересно:Меры предупреждения преступности: социальные, психологические, общие и специальные меры предупреждения преступности

Достаточно часто в политической сфере упоминаются принципы, закрепленные Уставом ООН. При этом обычно имеются в виду основные международно-правовые положения, регулирующие межгосударственные отношения. Надо сказать, что Устав ООН можно считать не только документом, регламентирующим работу Организации Объединенных Наций, но и источником принципов международного права.

Многие юристы отмечают, что, несмотря на то, что основные положения, закрепленные в Уставе, относятся преимущественно к деятельности ООН, взаимоотношениям его членов, их содержание в действительности намного шире.

Во-первых, в этом нормативном акте закреплены отдельные принципы международного гуманитарного права, сформулированные еще до принятия Устава. Речь, в частности, о суверенном равенстве стран, невмешательстве в дела другого государства.

Во-вторых, отдельные принципы стали общепризнанными только после принятия Устава. До его утверждения эти положения в практике межгосударственных отношений не использовались. Речь, в частности, о принципах самоопределения народов, неприменения силы. Они возникли под влиянием быстро изменяющейся международной обстановки. При этом становление и выработка порядка применения принципов международного права потребовали определенного времени.

О самоопределении народов говорится еще в документах от 1920 г. Тогда СССР подписал с рядом азиатских стран межправительственные договоры. Принцип международного права о самоопределении народов, однако, стал общепризнанным именно после принятия Устава ООН.

Виды увольнений. Статья 77 ТК РФ. Общие основания прекращения трудового договораВам будет интересно:Виды увольнений. Статья 77 ТК РФ. Общие основания прекращения трудового договора

Несмотря на то что основные положения, регламентирующие межгосударственные отношения и закрепленные Уставом, адресованы преимущественно членам ООН, представители мирового сообщества стали считать, что их действие распространяется на все страны или непосредственно после их принятия (как принцип неприменения военной или иной силы), или спустя непродолжительный период (как положение о самоопределении).

Представляется, что создатели ООН уже на начальных стадиях функционирования Организации были ориентированы на то, что принципы, закрепленные в Уставе, должны стать общепризнанными. В 6 пункте 2 статьи этого правового документа говорится, что ООН обеспечивает осуществление политических действия стран, не являющихся ее членами, в соответствии с закрепленными принципами международного права. Это необходимо для поддержания мира и безопасности на планете.

Надо отметить, что приведенное выше положение нельзя рассматривать как стремление ООН навязать всем государствам правила, разработанные Организацией. Между тем опыт ВОВ показал, что для нормального существования народов необходимо участие всех членов мирового сообщества в поддержании мира и безопасности на Земле.

Декларирование положений

Все принципы международного права – это элементы одной системы. Они имеют неразрывную связь друг с другом и не могут использоваться и существовать отдельно друг от друга. Нельзя противопоставлять одни положения другим, ставить какие-то нормы на первое место, а какие-то – на последнее. Все это отражено в Декларации о принципах международного права. Она была утверждена Генассамблеей ООН в 1970 г.

В декларации раскрыто содержание принципов международного права, присутствует указание на то, что положения Устава, отраженные в ней, также следует считать общепринятыми нормами, регламентирующими межгосударственные отношения.

Из этого следует, что правила сформулированы не только применительно к участникам ООН, но и в целом ко всем странам мира. В декларации говорится о том, что при толковании и применении закрепленные в ней принципы международного права – это взаимосвязанные элементы одной системы, и каждый из них нужно рассматривать в контексте других общепризнанных положений.

Юридическая природа декларации

По сути, этот документ является рекомендацией. Но в связи с тем, что принята декларация была без голосования, в мировом сообществе ее признают в качестве акта, содержащего официальное толкование основополагающих международно-правовых принципов, данное ООН. Против ее принятия ни один член ООН не возражал. Это обстоятельство придает Декларации особое юридическое значение. На ее положения неоднократно ссылались и все еще продолжают ссылаться участники международных правоотношений.

Заключительный акт СБСЕ

Этот документ был подписан в 1975 г. в Хельсинки. Начинается Акт с Декларации 1970 г. Именно ею участники СБСЕ должны руководствоваться.

В Акте содержатся не международно-правовые обязательства стран, а политические, и специфическим образом раскрывается суть основных принципов международного права. Эти положения толкуются применительно к участникам "хельсинского процесса". В акте закреплен более подробный их перечень, нежели в декларации. Так, ключевыми принципами международного права являются положения о нерушимости границ и уважении прав человека. Первое требование отражает главным образом условий взаимодействия европейских стран и представляет собой модифицированный вариант принципа территориальной независимости.

В акте подчеркивается также и взаимосвязь закрепленных в нем положений. В нем сказано, что все принципы имеют первостепенное значение и, соответственно, будут неукоснительно и одинаково использоваться при интерпретации каждого положения с учетом остальных предписаний.

Отраслевые положения

Сущность стандартизации, ее цели и функции. Основы стандартизации, история развитияВам будет интересно:Сущность стандартизации, ее цели и функции. Основы стандартизации, история развития

Следует сказать, что абсолютно полного и точного перечня ключевых международно-правовых принципов нет. В одних ситуациях он может быть коротким, в других – детальным. В некоторых случаях несколько принципов объединяют в один, а в других – одно положение разделяют на два или даже на три. Вместе с тем можно дать общий перечень международно-правовых принципов.

К числу отраслевых положений можно отнести принципы свободы в открытом море и исключительного суверенитета страны над собственным воздушным пространством. Почти в каждой международно-правовой отрасли есть свои основы. Они являются более конкретными, чем основные и, соответственно, применимы именно к тем правоотношения, которые регламентируются данной отраслью. В сравнении с иными нормами в своей сфере они находятся на более высоком уровне. В данной конкретной отрасли они признаются основными и, следовательно, обладают преимущественно императивным характером.

Среди относительно недавно возникших отраслевых положений можно отметить принцип недопустимости национализации частей территорий, не находящихся под суверенитетом того или иного государства, и нахождения их в пользовании всех стран.

Нюансы формулировок

В международной практике используется также понятие общих принципов. В некоторых случаях они отождествляются с общепризнанными правовыми положениями. В пункте "с" 38 статьи Статута Международного суда ООН установлено, что Суду при решении споров надлежит применять вместе с конвенциями и международными обычаями "общие принципы", признанные цивилизованными государствами (нациями). Надо, однако, отметить, что такое деление на цивилизованные и нецивилизованные страны давно устарело.

В настоящее время представители мирового сообщества говорят преимущественно об общих международно-правовых принципах. Большинство практиков и теоретиков полагает, что ими следует признавать логические правила, отражающие закономерности, характерные для права в целом, как для внутригосударственного, так и для международного. Многие из них возникли еще в Древнем Риме.

Так, в настоящее время действуют следующие принципы международного частного права:

  • Никто не может предоставить другому субъекту больше юридических возможностей, чем имеет сам.
  • Право не может стать результатом правонарушения.
  • В договорных отношениях необходимо принимать во внимание намерения сторон, а не только использованные ими слова.
  • Толковать документы необходимо по возможности так, чтобы были устранены все противоречия.
  • Если разрешено большее, меньшее считается также разрешенным.

Особенности структуры норм

Как свидетельствуют источники общепризнанных принципов международного права, последовательность расположения основополагающих правил может быть самой разной. Это обстоятельство еще раз доказывает, что все эти положения одинаково важны и имеют тесную взаимосвязь. Место принципов международного права в системе не имеет особого значения. Этот вывод подтверждается при сравнении Устава ООН, Заключительного акта СБСЕ и Декларации 1970 г.

Классификация принципов

Для лучшего понимания и эффективного применения на практике целесообразно группировать положения по какому-то критерию. Если основываться на методе правового регулирования, но на первом месте в системе принципов международного права должны стоять дозволяющие положения, после них – запрещающие, а затем – предписывающие.

К первым можно отнести норму о суверенном равенстве государств, но с небольшими оговорками. Они обусловлены тем, что в этом принципе присутствуют предписывающие элементы.

Запрещающими считаются нормы о невмешательстве в дела, отнесенные к внутренней компетенции стран, и неприменение силы. В качестве предписывающих выступают принципы мирного разрешения споров между государствами, территориальной целостности, неприкосновенности стран, самоопределения и равноправия народов, добросовестного выполнения обязательств представителями мирового сообщества, уважения свобод и прав человека.

В принципах международного права содержится призыв в первую очередь к государствам. Но в той степени, в которой это возможно, положения регламентируют межправительственные отношения с участием иных субъектов.

Суверенное равенство стран

Этот принцип означает, что все государства, выступая в качестве суверенных образований, независимы друг от друга и равны. При реализации этого положения во внимание не принимается площадь территории, военная и экономическая мощь, количество населения, уровень социального развития и прочие обстоятельства.

Государственный суверенитет представляет собой особое свойство, которое признается за любой страной. Оно возникает вместе с образованием государства и прекращается вместе с его исчезновением. Государственный суверенитет признается правовым символом политической и юридической самостоятельности страны, полновластия в границах собственной территории, независимости от иных держав.

Содержание суверенитета

О суверенном равенстве говорится в 1 пункте 2 статьи Устава ООН. Содержание этого принципа раскрывается в Декларации от 1970 г., а также в Заключительном акте СБСЕ (применительно к членам "хельсинского процесса").

Суверенное равенство стран предполагает обязательства государств уважать независимость и территориальную целостность друг друга. Надо отметить, что данное обязательство распространяется и на иных международно-правовых субъектов.

Суверенное равенство не предполагает механического совпадения ответственности и прав государств. Основные из них, действительно, одинаковы. Однако при заключении межправительственных соглашений могут предусматриваться такие обязанности и права, которые у других участников международных правоотношений отсутствуют. Кроме этого, представители мирового сообщества могут по своей инициативе ограничивать собственные юридические возможности. При этом, безусловно, необходимо следить за тем, чтобы суверенитет других участников не был ущемлен.

Суверенное равенство позволяет странам самостоятельно и свободно выбирать и совершенствовать политические, культурные, социальные, экономические системы, определять внешнеполитический и внутриполитический курс, решать вопросы, касающиеся участия в межправительственных соглашениях и международных организациях.

Реализация суверенитета осуществляется посредством совершения независимых актов, отражающих полновластие в границах территории соответствующего государства и самостоятельность на мировой арене.

Принцип соблюдения международных обязательств

Он сформулирован во 2 пункте 2 статьи Устава ООН. В норме особо подчеркивается, что члены Организации обязаны добросовестно исполнять обязательства, вытекающие из общепризнанных международно-правовых норм, межправительственных договоров, если они ратифицированы.

Указанный принцип распространяется не только на государства, но и на других субъектов, участвующих в межгосударственных отношениях.

Если обязательства, вытекающие из межправительственных договоров, противоречат предписаниям, закрепленным Уставом ООН, приоритетными признаются именно положения Устава.

Российская Федерация и принципы международного права

В последнее время большую актуальность приобретает проблема соотношения общепризнанных норм, регламентирующих межгосударственные отношения, и положений национального законодательства. По мнению ряда авторов, она выражается не только в масштабном взаимном влиянии принципов международного права и права РФ. В последнее время отмечается и все большее проникновение норм, признанных мировым сообществом, в национальное законодательство.

Основы нормативного регулирования этих сфер закреплены в 4 пункте 15 статьи Конституции. Согласно норме, межправительственные договоры с участием России и принципы международного права выступают в качестве неотъемлемого элемента отечественной юридической системы. Это положение подтверждается указаниями ВС в пленарном постановлении от 1995 г. Согласно этому акту, при отправлении правосудия российским судам рекомендуется учитывать тот факт, что международно-правовые принципы совместно с межправительственными соглашениями признаются элементами нормативной системы РФ. Подобное положение присутствует и в пленарном постановлении ВС от 2003 г.

Специфика реализации международно-правовых принципов в рамках национального законодательства

Защита прав осужденных: что в себя включает, меры и способы защитыВам будет интересно:Защита прав осужденных: что в себя включает, меры и способы защиты

По мнению некоторых исследователей, норма, признанная мировым сообществом, при применении ее конкретным государством видоизменяется и поэтому должна рассматриваться субъектами внутригосударственного права в качестве элемента национальной юридической системы. Другие эксперты утверждают, что международно-правовые принципы все-таки сохраняют автономность.

Американским ученым Хенкиным рассматривалась роль общепризнанных положений в развитии института свобод и прав человека. Принципы международного права, по его мнению, направляют и дополняют нормы национального законодательства, способствуют устранению пробелов конституций и нормативных актов отдельных стран. Вместе с тем они ни в коем случае не заменяют и не могут заменить внутригосударственные правовые положения. Следовательно, возможность применения и рамки реализации международно-правовых принципов должны все же определяться национальным законодательством.

Общепризнанные уголовно-правовые нормы

Для эффективной борьбы с трансграничными преступлениями выработаны специальные принципы международного уголовного права. Основные из них закрепляет Устав Нюрнбергского трибунала. Свое развитие эти принципы получили во Всеобщей декларации свобод и прав человека от 1948 г. Окончательно эти положения были закреплены в Международном пакте от 1966 г.

Основными общепризнанными уголовно-правовыми принципами следует считать:

  • Право на жизнь – неотъемлемое право любого человека и охраняется законом. Никого нельзя произвольно лишить жизни.
  • В государствах, законодательства которых допускают смертную казнь, соответствующие приговоры суды могут выносить исключительно за наиболее тяжкие деяния на основании закона, действовавшего на момент их совершения. Любой человек, приговоренный к высшей мере, вправе просить о смягчении наказания или помиловании.
  • Смертный приговор не может быть вынесен за деяния, совершенные несовершеннолетними, и не приводится в исполнение в отношении беременных.
  • Никого нельзя подвергать бесчеловечному, жестокому обращению либо наказанию, унижающему его достоинство, или пыткам. Ни над кем не могут совершаться научные или медицинские опыты по принуждению.
  • У каждого человека есть право на личную неприкосновенность и свободу. Никого нельзя подвергнуть произвольному содержанию под стражей или аресту. Запрещено лишать кого бы то ни было свободы, кроме случаев, установленных законом.
  • Каждому субъекту при аресте сообщаются причины задержания и предъявляемое обвинение.
  • Каждый задержанный или арестованный человек доставляется к судье либо иному уполномоченному лицу, наделенному законом правом отправлять правосудие, и имеет право на разбирательство в разумные сроки либо на освобождение. Нахождение лиц, ожидающих рассмотрения уголовного дела, под стражей не может быть общим правилом. При этом освобождение сможет зависеть от предоставления гарантии явки на суд в любой стадии, а при необходимости – на вынесение приговора.
  • Любой человек, ставший жертвой незаконного помещения под стражу или ареста, может требовать компенсацию, обладающую исковой силой.
  • Всем субъектам, лишенным свободы, гарантируется гуманное обращение, уважение их достоинства и чести.
  • Никого нельзя лишить свободы только потому, что он не в силах исполнить какое-либо обязательство.
  • Все люди равны перед судом и трибуналом. Каждый наделяется правом на рассмотрение любого обвинения, предъявленного ему, на публичное и справедливое разбирательство независимым, компетентным, беспристрастным судом. любое постановление, вынесенное по делу, должно являться публичным. Исключение составляют случаи, когда интересы лиц, не достигших 18 лет, требуют иного либо если дело связано с матримониальными (супружескими) спорами или опекой над ребенком.
  • Гарантии для обвиняемых

    Каждый субъект при разбирательстве предъявленного уголовного обвинения может рассчитывать на:

  • Подробное и своевременное уведомление на языке, которым он владеет (или который понимает) об основании и характере обвинения.
  • Достаточное время и возможность для подготовки защиты и встречу с адвокатом.
  • Разбирательство дела без неоправданной задержки и в его присутствии.
  • Личную защиту или помощь адвоката, в том числе назначенного судом.
  • Освобождение от принуждения к даче показаний против себя или к признанию своей вины.
  • Пересмотр приговора вышестоящим судом.
  • Международные уголовно-правовые принципы закрепляют и иные гарантии для субъектов, подозреваемых в трансграничных преступлениях.

    Специальные уголовно-правовые положения

    Привлечение к ответственности допускается исключительно за те деяния, которые признаются преступлениями в соответствии с международными уголовно-правовыми нормами на момент их совершения.

    Особое значение на практике имеет принцип неотвратимости ответственности. Согласно ему, виновный должен быть наказан вне зависимости от того, установлена санкция за совершенное им деяние в национальном законодательстве или нет. Реализация этого принципа означает и неукоснительное соблюдение прав субъекта на своевременное разбирательство его дела и защиту.

    Запрет на повторное осуждение

    Принцип невозможности вторичного о суждения за одно и то же деяние имеет некоторые особенности. В Римском статуте указано, что никакой субъект, судимый за преступления против человечности, геноцид, военные посягательства, агрессию против государства, не может быть осужден Международным судом повторно, за исключением случаев, когда разбирательство в национальном суде:

  • Служило для ограждения соответствующего лица от ответственности за посягательства, подпадающие под юрисдикцию Международного суда.
  • По другим признакам не было осуществлено беспристрастно и независимо, проводилось так, что не могло отвечать цели предать виновного правосудию.
  • Указанные положения получили принципиальное значение после вступления Статута в действие с 1 июля 2002 г. Эти предписания указывают на возможность возбуждения нового преследования Международным судом за посягательства, подсудные ему и содержащие признаки трансграничных преступлений, если такие деяния не получили необходимой оценки национальными судебными инстанциями.



    Источник