05-12-2018 13:15

Роль и стандарты аудита в системе экологического контроля

Задача интеграции в систему цивилизованных международных отношений в сфере природоохраны, экологической безопасности, повышение содержательных требований к законодательству, выдвигают на первый план необходимость развития принципиально новой отрасли в аудиторской деятельности - экологического аудита, который, как показывает мировой опыт, становится эффективным инструментом обеспечения развития.

Необходимо отметить, что деятельность, связанная с проведением экологического аудита, должна предусматривать оказание обширного спектра консультационных аудиторских услуг, которые учитывают внутрифирменные стандарты аудита. Такое, пока еще достаточно новое явление, как экоаудит, выступает, кроме того, и важным инструментом решения инвестиционных вопросов, потому что повышает привлекательность для предприятий реального сектора, а это, в свою очередь, является фундаментальным фактором национальной безопасности.

Федеральные налоги и сборы: виды и содержаниеВам будет интересно:Федеральные налоги и сборы: виды и содержание

Перспективы развития рынка услуг по экоаудиту в немалой степени зависят от наличия разработанной нормативно-правовой базы, содержащей национальные стандарты аудита, которая только начинает формироваться. В настоящее время не существует четко проработанных научно-методологических основ экологического радирования и общепринятого понятийно-терминологического аппарата, учитывающего международные правила и стандарты осуществления грамотной экологической аудиторской деятельности.

С правовой точки зрения, общеобязательный экологический аудит следует проводить в любом случае в следующих ситуациях:

- реализации процедуры банкротства предприятия;

- подготовки инвестиционных проектов;

- осуществления процедуры экологического страхования;

- исполнения поручения природоохранных или других государственных органов власти

- реализации решения государственной экологической экспертизы.

Инициативный аудит в сфере экологической деятельности проводится по решению самого предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности.

Внешний аудит осуществляется сторонней аудиторской фирмой, а внутренний - работниками (штатными аудиторами) предприятия.

Реальный экологический аудит призван дать оценку действительного состояния предприятия как природой пользователя и как загрязнителя окружающей среды.

Перспективный экологический аудит направлен на выработку и предоставление рекомендаций в сфере улучшения деятельности проверяемого предприятия в области природопользования.

Экологический аудит может быть информационным, предупредительным и карательным, и для каждого из этих видов необходимо разработать уникальные стандарты аудита.

Информационный аудит направлен на сбор и обобщение экологической информации и последующей ее передачи соответствующим заинтересованным пользователям (в государственные органы, гражданам, инвесторам, кредиторам) с целью принятия решений.

Предупредительный аудит позволяет предотвратить или минимизировать возможные негативные последствия, потенциальное возникновение которых детерминировано невыполнением необходимых работ по охране природы, а также финансово-хозяйственных проектов, не прошедших технический экологический контроль.

Карательный аудит заключается в разнообразных санкциях, вплоть до применения мер принуждения к нарушителям, которые признаны в законном порядке виновными в невыполнении обязательств по охране природы и ее отдельных объектов.

Основное отличие экологического аудита заключается в том, что в случае его проведения требуются значительные затраты самых разнообразных ресурсов на сбор, анализ и документирование большого количества оперативной информации о деятельности предприятий, что всегда сопровождается значительными затратами времени и сил, поскольку большинство отечественных предприятий не могут обеспечить достаточно полное, четкое и достоверное формирование и предоставление такой экологической информации. Именно поэтому необходимы правила, стандарты аудиторской деятельности, как объективное условие развития природоохранного законодательства.

Отличительной чертой также является отсутствие строго регламентированных и отработанных процедур и стандартов осуществления программ осуществления аудиторских проверок.

Следует признать, стандарты аудита в области природопользования становятся необходимым ресурсом обеспечения экологического благополучия общества.



Источник