01-10-2018 20:53

Структурные продукты банков

Чтобы привлечь клиентов, банки придумывают множество маркетинговых ходов. Один из них – инвестирование в структурированные продукты. Они позиционируются, как панацея на финансовом рынке. Действительно ли эти инструменты так выгодны или это очередная финансовая пирамида?

Суть

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА
Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

Структурированные продукты — это инструменты, которые должны защитить изначальные инвестиции, и принести прибыль от роста активов. Уникальность продукта заключается в комбинации инструментов, которые позволяют ограничивать риск вложений.

Оценка недвижимости для ипотеки в Сбербанке: все что нужно знатьВам будет интересно:Оценка недвижимости для ипотеки в Сбербанке: все что нужно знать

В условиях финансовой нестабильности вкладывать деньги в валюту опасно ввиду резкого изменения курса, а в фондовый рынок затруднительно из-за высокой волатильности. Ситуация усложняется еще тем, что нужно не только сохранить, но и приумножить капитал. Решением проблемы может стать инвестиция в структурные продукты, которые сочетают в себе высокую степень защиты активов и возможность получения прибыли больше, чем по депозиту.

Рынок структурных продуктов включает в себя:

  • депозиты;
  • ценные бумаги;
  • торговлю на "Форексе";
  • банковские металлы;
  • опционы и фьючерсы;
  • ПИФы;
  • инвестиции в недвижимость и т. д.

Сбербанк, замена карты: причины, способы. Как продлить карту СбербанкаВам будет интересно:Сбербанк, замена карты: причины, способы. Как продлить карту Сбербанка

Структурный продукт формируется комбинированием активов с разным уровнем риска:

  • депозиты и акции;
  • ЦБ высоконадежных и новых компаний;
  • облигации и опционы;
  • депозиты и накопительное страхование и т. д.

Соотношение подбирается так, чтобы доход от «надежных» активов покрывал возможные потери.

Пример

Структурный продукт на 90% состоит из вклада с доходностью 10% годовых и на 10% - из акций новых компаний с доходностью 300%. После покупки продукта возможны три варианта развития событий.

Если акции прогорят, проценты по депозиту компенсируют первоначальные инвестиции. Через год клиент получит туже сумму, что и вложил, без прибыли, но и без убытков. Если инвестиции в ЦБ принесут прогнозируемые 300%, то общая доходность портфеля составит 40%. Если инвестиции принесут 2/3 запланированной прибыли, то доходность продукта составит 30% и т. д. То есть ключевую роль играют именно выбранные акции, а без рисковые вложения служат страховкой от потерь.

Субъекты

Структурные продукты на финансовом рынке предлагают банки, дилинговые центры и КУА. Самым надежными считаются продукты банков. В КУА можно подобрать активы на “любой вкус”: от консервативных до более рисковых. Портфельные инвестиции дилинговых центров формируются за счет рисковых и сверхрисковых активов (пример, валюты и опциона).

Неотфактурованные поставки - это... Бухгалтерский учет неотфактурованных поставокВам будет интересно:Неотфактурованные поставки - это... Бухгалтерский учет неотфактурованных поставок

Покупка актива сопровождается подписанием договора между инвестором и компанией. В нем четко оговаривалась сумма, срок вложений, перечень активов, уровень риска и другие моменты, связанные с передачей средств.

Схема работы

Желая сохранить и приумножить временно свободные средства, физические лица обращаются в банк или инвестиционную компанию и приобретают структурный продукт. Часть вложенные средств посредник инвестирует в надежные финансовые инструменты (векселя, облигации, депозиты), а вторую – в актив, привязанный к базовому (акции, валюту), но менее волатильный (акции Сбербанка, курс золота, индекс РТС и т. д.). Клиент сам выбирает базовый актив и уровень риск, то есть удельный вес вложений, которые будут перенаправлены на фондовый рынок. Клиент также самостоятельно регулирует коэффициент участия (КУ), то есть устанавливает, какую часть будущих доходов он будет получать.

Срок инвестирования составляет от нескольких месяцев до двух лет. Дополнительно можно застраховать свои вложения или приобрести инвестиционный портфель с купонным доходом. Во втором случае клиент будет ежемесячно получать фиксированную сумму прибыли, которая не зависит от изменения цены базового актива.

Виды структурных продуктов

Все пакетные предложения делятся на две группы:

  • Безрисковые продукты гарантируют возврат 100% капитала. Самый большой риск заключается в том, что к моменту возврата вложений инвестор может получить только первоначальные инвестиции, подверженные небольшой степени обесценивания за счет инфляции. Клиент платит только за возможность получить прибыль, если все активы сработают.
  • Продукты с ограниченным риском. Доля активов распределяется так, чтобы покрыть возможный убыток. Инвестор может потерять только часть капитала. При хорошей рыночной ситуации уровень заработка может достигать 50% от первоначальных инвестиций.

Преимущества

  • Структурные продукты Сбербанка или любого другого кредитного учреждения – это пассивная инвестиция. Клиент самостоятельно не формирует портфель активов. За него эту работу выполняет финансовый посредник.
  • Отсутствует потребность в наличии знаний и опыта работы с финансовыми инструментами.
  • Есть возможность регулировать уровень убытка от инвестиций и вкладывать средства в активы, которые не доступны в чистом виде.
  • Структурные свойства продукта таковы, что покупка хотя бы одного из них означает диверсификацию вложений.
  • При хорошей динамике рынка инвестор получает большую прибыль при небольших рисках.

Недостатки

  • Структурные финансовые продукты позиционируются на рынке как нечто сложное. На самом деле это платная консультация по вопросу размещения средств в разные активы.
  • 100%-й гарантии возврата средств не могут предоставить даже банки. Все депозиты страхуются в АСВ. Вероятность потерь существует всегда. Вопрос только в уровне риска. Этот маркетинговый слоган разработан только для рекламы.
  • Структурные продукты банков, по которым не получена прибыль, убыточны. Это означает, что проценты по депозитам были направлены на покрытие убытков от иных видов инвестирования. Если бы клиент сразу положил всю сумму средств на банковский депозит, он бы получил больше прибыль, чем от уникального продукта.
  • На состоятельных клиентов рассчитаны структурные продукты. Отзывы пользователей это подтверждают. Выходить на финансовый рынок с суммой 10 тыс. руб. смысла не имеет.
  • Услуги по управлению активами платные. Комиссия взимается независимо от того, принесет инвестиция доход, или нет.
  • На комбинированные продукты не распространяется действие госгарантии. Если банк или КУА обанкротится, инвестор не сможет вернуть свои вложения.
  • На российском рынке выбора уникальных продуктов практически нет.
  • Инвестор не становится настоящим собственником активов, поэтому он не может контролировать вложения.

Скрытые риски

Структурные продукты — это комбинации активов и деривативов. Их собирают и продают мировые банки в виде нот (облигаций). Они страхуют себя, выпуская противоположных структурным продуктам позиции. Банк всегда получает комиссию. Каждый отдельный клиент хоть и зарабатывает, но на других клиентах, которые купили более рискованный актив. В конечном итоге все клиенты теряют деньги. Поэтому, чтобы повысить привлекательность новых продуктов, их риски «шифруют». О чем молчат банки?

Барьерные ноты

Если все выбранные акции будут держать цену выше установленного предела, держатели комбинированных продуктов получат обратно свои вложения и оговоренный доход. Ноты начинают работать, как облигации. Если один из выбранных активов снизится в цене, стоимость портфельной инвестиции будет приравнена к худшей из акций. Вероятность снижения цены хотя бы 1 из 3 акций выше, чем каждой в отдельности. Соответственно потенциальный убыток значительно превышает возможный доход.

Автоколл

Портфельные инвестиции часто продают с дополнительной опцией. В чем суть автоколла? Если все акции вырастут в цене, клиент сможет приобрести еще одну ноту, а банкир – получить дополнительный доход. Когда рынок растет, раз в квартал банкир получает премию, клиент – новый купон. Так происходит, пока одна из ЦБ не снизится до установленного предела.

Другой пример — кредитная нота. Клиент получит 100% от прироста цены на акцию, а в случае ее снижения - возврат 100% вложенной суммы. Хорошо, если в качестве актива используется не сильно волатильный инструмент. Получается, что часть ноты, призванная обеспечить защиту капитала, инвестируется в биржевой индекс. Доходность - 20%.

Дистрибьюторская сеть

Проблема не только в рисках. Банки не могут охватить сразу весь рынок. В игру вступают посредники. Каждое звено цепочки «банк — дистрибьютор — управляющий» зарабатывает на перепродаже. Структура уникальных продуктов такова, что банк в любой момент может пересчитать условия инвестирования денег. Здесь все зависеть от продавца. Кто-то продаст купон с обязательным инвестированием 99,5% денег, получив только 0,5%, а кто-то сможет реализовать товар с худшими условиями и получить 5% сразу. Максимальная разница может составлять и 35%.

Посредники чаще продают более рискованные продукты. В результате консервативные портфели набиваются барьерными нотами, автоколлом и через год приносят 80% убытка. За это время банкиры успевают получить 0,5% и еще 4 раза по 3% комиссии за покупку новой ноты.

На ноте, гарантирующей возврат 100% от инвестиции в биржевой индекс РТС, банкир заработает в два раза больше. Такой структурный продукт включает в себя колл-опцион на индекс, продолжительностью в два года (17%), портфель неликвидных облигаций, который после погашения даст 100% начального капитала. Среднерыночная доходность облигации составляет 18%, всего портфеля — 62%. От такой сделки банкир получит 21%, оставшиеся 79% - клиент.

Вывод

Структурные продукты — это не пирамида. Если использовать такие инструменты в рамках разумного, то можно провернуть выгодную сделку. Тот же биржевой индекс в защите капитала уместен, если кредитный риск будет низким. Но большинство комбинированных продуктов проигрывают по всем параметрам только за счет включения в них деревативов. Кроме того, никто не отменял главное правило торговли: управляющий портфелем получает прибыль вместе с клиентом, а продавец — на клиенте.



Источник