Один из основных параметров, характеризующих товар, - его качество. Оно может быть надлежащим и ненадлежащим. С учетом того, какую категорию имеет определенная реализуемая продукция, существуют отличия в возможности ее замены на аналоги либо полного отказа от сделки. Также отличаются и права, которые имеют потребители, если возникают неоднозначные ситуации.
Основные понятия
Понятие ненадлежащего качества зафиксировано законодательством. В соответствии с ним, товар ненадлежащего качества - это такой товар, который имеет существенные недостатки, не позволяющие применять его по основному назначению, либо являющийся полностью неисправным.
Вам будет интересно:Закон об общественном контроле: понятия, цели и задачи
Если осуществляется дистанционная покупка, качество товара не может признаваться ненадлежащим только по единственной причине: если приобретенный объект фактически отличается от заявленного, но неисправностей, поломок или дефектов при этом не имеет.
Это значит, что товар имеет надлежащее качество, поскольку он полностью соответствует установленным правилам и нормам, имеет все необходимые свойства, позволяющие в дальнейшем использовать его по основному назначению, не обладает неисправностями или какими-либо дефектами.
Надлежащее качество по закону
Вам будет интересно:Что относится к признакам преступления согласно уголовного права РФ
В соответствии с федеральными законодательными нормами, у каждого покупателя есть право на покупку и дальнейшее применение продукции только надлежащего качества. Это значит, что покупатель может предъявлять продавцу соответствующее требование.
Обмен или возврат
Если происходит нарушение прав потребителя, товар ненадлежащего качества подлежит обмену или возврату. Кроме того, покупатель может подать исковое заявление, если не удается урегулировать вопрос в досудебном порядке.
Правовое регулирование
Основной законодательный норматив, определяющий обязанности и защищающий права покупателей, - федеральный закон, регламентирующий защиту потребительских прав.
В соответствии с этим законодательным актом установлены определенные правовые основы:
Вам будет интересно:Изменение иска в гражданском процессе: порядок составления заявления, этапы процесса, сроки
Потребительские права
Если продавец реализует товар ненадлежащего качества, по закону он должен в обязательном порядке уведомлять покупателя не только о самом факте несоответствия качества, но также и обо всех недостатках и дефектах, имеющихся у объекта торговли. В случаях, когда данные нюансы оговорены и письменно зафиксированы не были, у покупателя после их обнаружения появляется право предъявлять соответствующие претензии стороне, которая нарушила правила торговли и законодательство.
Уведомление информационного характера, содержащееся в чековой документации, и объявление в точке торговли, указывающее на наличие некачественного товара, - это недостаточные основания для продажи некачественной продукции.
Таким образом, если покупатель после приобретения товара выявил дефекты, не оговоренные в письменном соглашении, то он может реализовать одно из следующих своих прав:
Правила и механизм возврата
Если покупатель после приобретения товара обнаруживает существенные недостатки, не позволяющие применять его по основному назначению, ему следует действовать по следующему алгоритму:
Составление претензии
Претензия на возврат приобретенного товара ненадлежащего качества - это мера, которая применяется не только в случаях, если продукция оказалась некачественной. Также составление заявления возможно в случае, если потребитель хочет обменять и вернуть качественную продукцию.
Претензию составляют в случаях, когда торговый процесс был произведен с соблюдением всех условий, установленных законодательно. Она может составляться в любой форме, так как унифицированного образа претензии на возврат товара ненадлежащего качества нет.
Но специалисты рекомендуют соблюдать некоторые правила, на практике позволяющие увеличить шансы на положительный исход дела:
В случае если остались вопросы по составлению, образец претензии на товар ненадлежащего качества можно посмотреть в интернет-источниках.
Процедура замены некачественного товара
Кроме прочего, федеральным законом четко описана процедура и правила замены продукции, имеющей недостатки. Требования для данного процесса следующие:
Заключение
Таким образом, у каждого покупателя имеется право вернуть или обменять некачественный товар. Осуществляется это в соответствии с законодательством. Неисполнение закона РФ "О защите прав потребителя" для продавца может быть чревато штрафом и административным наказанием.