24-11-2018 23:15

Порядок принятия законов в РФ: особенности процедуры, стадии разработки, рассмотрение и обсуждение

Конституция Российской Федерации определяет порядок принятия законов в РФ. Все основные государственные законодательные положения, нормативно правовые акты собраны в единую, обладающую высшей юридической силой систему. Каждое проектируемое, рассматриваемое предложение, поданное, чтобы регламентировать управление государственными структурами в стране, предметы ведения субъектами, разрабатываются на основе конституционных норм. Законотворчество — это наука, без которой невозможно создать правовое государство. Для его построения соблюдается порядок принятия законов в РФ.

Должностные лица гарнизона пожарной охраны и их обязанностиВам будет интересно:Должностные лица гарнизона пожарной охраны и их обязанности

Федеральное Собрание

Для чего нужен российский парламент?

В Конституции дана характеристика Федерального собрания как законодательного органа страны. В этом понятии скрыты основные функции и предназначение парламента России: создавать правовые акты, заниматься законотворчеством. Для соблюдения порядка принятия законов в РФ, прежде чем каждое положение примет свой окончательный вид, над ним работают:

  • государственные органы;
  • общественные объединения;
  • научные учреждения.

Достоинство личности: описание, принципы, защитаВам будет интересно:Достоинство личности: описание, принципы, защита

В структурах проводят:

  • принятие решений о необходимости очередной разработки;
  • подготавливают предложения;
  • обосновывают идею;
  • дают экспертную оценку;
  • обсуждают возникающие вопросы со специалистами.

Государственных деятелей, причастных к порядку принятия законов, в РФ много, их количество не ограничено. Главное место в работе этой сложной программы занимает Федеральное собрание - по определению конституционного права. Все функции в законодательном процессе распределены регламентом между стадиями, формами и участниками.

Принципиальная основа

Для создания по-настоящему правового российского государства необходим порядок принятия федеральных законов в РФ, где основные принципы соблюдают:

  • законность;
  • научную обоснованность;
  • демократизм;
  • системность.

Чтобы понять целостный объем и функциональность законодательного процесса, нужно представить сменяющиеся последовательно этапы, которые соединяет окончательное утверждение. Подобные стадии — это инструменты в общем порядке принятия федеральных законов в РФ и деятельности законодательного органа.

Реабилитация в уголовном судопроизводстве: понятие и значениеВам будет интересно:Реабилитация в уголовном судопроизводстве: понятие и значение

Депутат думы

Общая схема законодательной программы

Прежде чем правовой акт примет юридическую силу, он пройдет через сложную процедуру, его необходимо утвердить. Началом в этой схеме служит разработка законопроекта, а завершением — публикация акта, прошедшего все стадии в порядке принятия федеральных конституционных законов в РФ. Общая модель законотворчества:

  • инициаторы создают законопроект;
  • передают документ в Государственную Думу;
  • ГД рассматривает положения, принимает или отклоняет;
  • направляют в Совет Федерации для одобрения или отказа;
  • предоставляют окончательные разработки Президенту;
  • при удовлетворительном утверждении, с поправками, закон принимается, подписывается, приобретает юридическую силу и публикуется.

Существует необязательная программа, когда депутаты не могут спокойно реагировать на отклонение очень нужного, по их мнению, проекта. В этом случае законопроект повторно проходит через порядок принятия федеральных конституционных законов в РФ по факультативному регламенту:

  • ГД разбирается с актами, отклоненными в Совете Федерации и Президентом;
  • Совет Федерации рассматривает законы, которые не подписал Глава государства.

Время действия

Каждый закон действует период, на который он разработан. Начало его функционирования зависит от наступления юридической силы и утраты таковой по окончании срока или по другим причинам:

  • введения в стране чрезвычайного положения;
  • один акт отменил другой;
  • произошла замена положения на усовершенствованную установку.

В соответствии с порядком принятия законов в России обратной силой отмененные акты не наделены, что означает при выявлении правонарушения: для его классификации будет применено то законодательное утверждение, которое действует. Имеется исключение: если наказание по законопроекту предусмотрено смягчающее или вообще отменяющее, ответственность определяют по новым нормативам.

Дебаты парламента

Пространственные ограничения

Действие законодательных актов имеет территориальное ограничение. Если закон принят в определенном государстве, ему подчинены жители этой страны. Существуют региональные акты, которые разработали и утвердили на местном уровне – в крае, области. Создают правовые установки, которые действуют по специальным соглашениям или законам соответствующей страны. Распространение норм происходит на всех жителей вне зависимости от гражданства. Когда к нам приезжают туристы из другого государства, они должны подчиняться нашим правилам. Если имеет место особый случай и закон разработан для определенного круга лиц, в тексте акта должно быть обозначено подобное условие.

Кто является инициатором предложений?

Принцип справедливости в уголовном праве: понятие, базовые принципы и основные правилаВам будет интересно:Принцип справедливости в уголовном праве: понятие, базовые принципы и основные правила

Все стадии включены в каждый закон - понятие, виды, порядок принятия в РФ начинается с чьей-то идеи или предложения. Выступать с законодательной инициативой или предлагать акт в России право дано:

  • Президенту.
  • Совету Федерации.
  • Депутатам ГД.
  • Правительству.
  • Представительным властным органам в субъектах.
  • Высшим судам – Верховному и Арбитражному.
  • Порядок принятия уголовных законов в РФ соблюдается и осуществляется на уровне высших судебных инстанций.

    Должностные лица от определенных органов подают предложение по волнующему их вопросу, разрабатывают законопроект и передают его в Госдуму. Депутаты обязаны его рассмотреть, это не означает его обязательное принятие и одобрение. Ограничение в круге инициаторов связано с компетентностью лиц. Только перечисленные субъекты располагают необходимым объемом информации о состоянии уровня жизни, положениях в судопроизводстве или социальном обеспечении. Если расширить перечень органов или перейти на физических лиц, Госдуме придется увеличить свой объем работ на дополнительные исследования поступивших вопросов с принятием или отклонением по всем этапам программы, чего требует порядок принятия законов субъектов РФ.

    Парламент России

    Как готовят законопроект?

    Чтобы появилась идея о создании законодательного акта, выявляют на местах социальные потребности. Основой правовой нормы становятся:

    • данные из общественных практик;
    • научные исследования;
    • поступившие предложения от государственных структур;
    • выдвигают проблемы граждан политические партии;
    • предоставляют информацию общественные деятели, принимают участие и отдельные лица.

    Законопроект подготавливают:

    • по отраслевому принципу;
    • создают коллегиально на специальных комиссиях;
    • принимают альтернативную основу.

    Наиболее трудоемким процессом в законотворчестве, даже если представить порядок принятия законов в РФ кратко, называют второй этап. Разделить его можно по стадиям, где высший законодательный орган:

    • принимает и рассматривает;
    • утверждает;
    • обнародует.

    Стадия рассмотрения тоже не проходит просто, а в условиях споров, дебатов и голосований.

    Рассмотрение вопроса

    Характерные особенности трехступенчатых чтений

    Если освятить порядок принятия законов в РФ подробно в соответствии с регламентом ГД, на Федеральном собрании, вначале представленный законопроект обсуждают на трех уровнях.

    В первом чтении рассматривают основной, важный аспект в законопроекте. Для парламентского комитета наступает работа по дальнейшему прохождению, если депутаты согласятся по всем пунктам, передадут в эту структуру документ с исправлениями. Должностные лица обязаны его доработать, учесть сделанные замечания и отправить в Госдуму.

    Во втором чтении депутаты обсуждают вопросы в деталях по статьям. В текстовое содержание включают поправки, изменения и дополнения. Проект законодательного акта вновь переходит в распоряжение профильного комитета для подготовки к следующему рассмотрению.

    В третьем чтении проект нельзя изменять ни в одном из пунктов, кроме существенной редакции. На этой стадии депутаты решают вопрос — одобрить акт или отменить.

    Председатель парламента

    Что происходит с законом после его одобрения в Думе?

    Федеральное собрание РФ порядок принятия законов четко соблюдает. Если акт одобрен, предоставляется 5 суток для передачи и принятия его Советом Федерации. Конституция позволяет акты, которые рассматривала Госдума, оставлять без обсуждений и автоматически утверждать принятые решения. Имеются исключения: когда принимается конституционный закон, такой регламент не предусмотрен. Нельзя оставлять без окончательного завершения законодательные акты, связанные с вопросами:

    • бюджетными;
    • налоговыми;
    • финансовыми;
    • валютными;
    • кредитными;
    • таможенными;
    • ратификации и денонсирования международных договоров;
    • государственной безопасности.

    В любом случае законопроект является принятым, если члены Совета Федерации отдали половину своих голосов или вообще не предприняли попыток к его рассмотрению в течение 2 недель. В рабочем порядке могут возникнуть разногласия, для их преодоления понадобится создание согласительной комиссии, а проект возвращают вновь в Госдуму, чтобы не нарушить порядок принятия конституционных законов РФ или любых других, которые находятся под особым статусом.

    Бывает, что между правительственными ведомствами происходят несогласия с решениями. Когда в Думе не принимают постановление от Федерального собрания, они опять голосуют, и на этот раз достаточно 2/3 от всех депутатских голосов. Каждый предпринятый шаг документально фиксируется соответствующими постановлениями. После всех согласований судьба закона решается Президентом.

    Заседание на федеральном собрании

    Право главы страны

    Работник обязан возместить работодателю причиненный ему ущерб (ТК РФ)Вам будет интересно:Работник обязан возместить работодателю причиненный ему ущерб (ТК РФ)

    О том, какой порядок принятия законов в РФ, Путин В. В. четко осведомлен. Когда акт поступает в его резиденцию, он обязан, несмотря на занятость и государственные перипетии, в течение 2 недель принять решение:

    • подписать законодательное утверждение;
    • отклонить завершенные, прошедшие длительный путь, разработки.

    Запрещение продвигать закон или наложенное вето сохраняет баланс и служит инструментом управления над действиями двух властных ветвей. К ним принадлежат законодательная и исполнительная структуры. Запрет может быть разным по уровню: абсолютным и относительным.

    При окончательном вето парламент теряет свои правомочия для дальнейшего продвижения или рассмотрения законодательного вопроса. У данной структуры нет таких юридических возможностей, чтобы препятствовать руководителю страны. С относительным вето дело обстоит проще: они голосуют, и в зависимости от набранных голосов принимают решение. Есть один нюанс: наш Президент не создал закон, чтобы наделить себя абсолютным вето. Последним человеком в России, который им обладал, являлся император. Возможно, государственному Главе не нужны дополнительные жезлы, поскольку властные органы не рискуют особенно ему перечить. По конституционному законодательству Госдума может, если закон отклонен в предусмотренные сроки, вновь приступить к рассмотрению. Когда его одобрят 2/3 депутатов, документ возвращается к Президенту, он должен его подписать в течение недели, несмотря на свое несогласие.

    Главы Правительства и Государства

    Порядок заключительной стадии

    Принятый закон должен быть обнародован или доведен до граждан по всем утвержденным пунктам двумя способами: официальным или неофициальным.

    Под официальным обнародованием следует понимать поступление акта для публикации в печатные издания. Конституция РФ в статье 15 утверждает, что если закон не был издан в СМИ, с ним не ознакомили население, его нельзя применять на практике. Такой акт не имеет юридической силы, если он связан с правами, свободами, обязанностями граждан. Публикация происходит от имени государственных органов, которые его создали. Подобные действия регламентированы сроками.

    Утвержденные акты появляются в официальных изданиях, если они предназначены для подобной литературы. После того как закон разместили на всеобщее обозрение, его ссылки можно использовать, подавая иски, в статьях на правовые темы. Регламентирует порядок оглашения законов всех уровней Федеральный закон № 5.

    Особенность российского права

    Правоведы России считают, что основная проблема в многоструктурном праве нашего государства заложена в его понимании. Не всем дано интерпретировать сложный, многозвенный, динамичный механизм. Россия продолжает выстраивать демократическую державу, она находится на стадии становления таковой. Общественная жизнь во всех сферах ее проявления терпит разные изменения с положительными и отрицательными результатами. Неоднозначность в трактовке одинаковых понятий приводят к разногласиям. Страна не может стать правовой во всех смыслах от одного провозглашения, и даже конституционных норм для этого недостаточно. Становление государства происходит в долгом историческом процессе. Благополучный рост его возможен, если присутствуют такие условия:

    • высокая степень развития в экономике и культуре;
    • граждане принадлежат к моральному духовному обществу.

    Это значит, что в стране необходимо вырастить и воспитать идеальное население, тогда с ним не будет проблем. Как такого общества, так и идеального правового государства нет ни в одной точке мира. Но к качественному законотворчеству в России законодатель обязан стремиться. Чтобы принятые законодательные акты, исходящие от различных властных ветвей, не противоречили конституционным и общим нормативам, соответствовали принципам, которые заложены в международном праве. Для этого необходимо постоянство в законах, чтобы люди без юридического образования знали свои права и свободы.

    В законодательстве нет стабильности, это проблема государственного уровня. Как может быть народ юридически грамотным, если происходят постоянные изменения в принятых актах, кодексах? Когда законодатель исправляет один минус в правовом положении, почему-то одновременно появляется другой. Образование множественных противоречий в кодексах обусловлено плохой их согласованностью друг с другом. Вся правовая система основана на Конституции, она как гарант политического, социального, экономического успеха тоже должна быть стабильна.



    Источник