На планете Земля сожительствует множество стран. Все они имеют многовековую историю формирования и собственные убеждения, традиции. Также государства различаются по своему устройству. В статье рассмотрим, чем отличается федеративное государство от унитарного и конфедерации.
Понятие и формы устройства государства
Формой государственного устройства принято называть порядок территориально-административной организации одного или нескольких государств (союза государств). Она дает представление об отношениях между центром и остальными частями государства, способе разграничений функций между центральными органами и управлениями на местах.
Вам будет интересно:ВМС США: организация и состав. ВМС России и США: сравнение
Обычно выделяют две формы государственного устройства в зависимости от уровня самостоятельности государств, входящих в союз. Первая форма – простая. Примером являются унитарные государства. Вторая – сложная. К ней относят федерации и конфедерации.
Стоит обратить внимание на то, что межгосударственные организации (ООН, ОБСЕ) и содружества (СНГ, Содружество Наций) не являются формами государственного устройства, однако в исторической литературе и пособиях по теории государства и права они могут относится к данному институту.
Итак, что такое унитарное, федеративное и конфедеративное государство:
- Федерацией называют такое устройство, при котором власть является многоуровневой, а субъекты федерации наделены полномочиями и возможностью принятия решений. Это союз обособленных территориальных единиц.
- Конфедерацией называют такую форму устройства, при которой члены союза объединяются с конкретной целью и делегируют часть своих полномочий органам общей власти.
- Унитарное государство отличается наличием единого аппарата управления, права и гражданством.
Вам будет интересно:Ст. 606 ГК РФ "Договор аренды". Комментарии и особенности
Административно-территориальное устройство
Федеративное и унитарное устройство государства различается по территориальному признаку.
Административные единицы, на которые делится унитарная система правления, не могут обладать статусом государственно-национального образования. Такие страны включают в свой состав регионы, области, которые могут подразделяться на более мелкие субъекты. В каждой стране эти регионы носят разные названия.
Формированию регионов способствуют общие интересы, история и территория. Немаловажную роль играет и уровень экономического развития. Центральные органы власти в данном случае выполняют координирующую функцию, путем налаживания связей между отдельными частями страны.
Субъекты, находящиеся в составе федерации, могут представлять собой государственные образования или страны, обладающие суверенитетом. Все федерации имеют равные права, объединены на добровольной основе.
Отличия аппаратов государственной власти
Чем отличается федеративное государство от унитарного в способах управления территорией?
В унитарном государстве аппараты государственной власти едины для всей страны. Обычно он представлен главой государства, правительством и парламентом. Решения, принятые каждым органом власти, имеют силу на территории всего государства. Местные органы власти, в свою очередь, обязаны подчиняться центральным органам управления. Кроме того, их полномочия значительно ограничены.
При федеративной форме правления у каждого субъекта имеются местные органы исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Они могут не руководствоваться федеральными законами в принятии решений. Как правило, в федерации двухуровневая власть: федеральный и республиканский государственный аппарат.
Полномочия центральной власти и органов власти отдельных субъектов строго разграничены федеральной конституцией. Таким образом, удается избежать концентрации власти в одних руках.
Чем отличается федеративное государство от унитарного по системе законодательства
Для унитарного устройства характерна единая система законодательства. В таком государстве имеется единая Конституция, которая включает описание всех прав и обязанностей как жителей территории, так и органов управления.
В основном правом принимать законы в унитарном государстве обладают лишь центральные органы власти. В свою очередь, нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами отдельных административных единиц, являются лишь подзаконными. Они не могут противоречить основным законам государства.
Федеративное государство обладает двухуровневой системой законодательства, включающей в себя законодательство отдельных субъектов и непосредственно само федеральное законодательство. Стоит отметить, что до сих пор не определены четкие границы между полномочиями федерации и ее субъектов, поэтому можно говорить о том, что законодательство отдельного субъекта и федеральная система законодательства находятся в сложном соотношении.
Отличия в системе права и суверенитете
При сравнении, чем отличается федеративное государство от унитарного, нельзя забывать о суверенитете и правовой системе.
Унитарное государство отличается единой системой права. Все властные органы в административных единицах в своей работе обязаны, в первую очередь, руководствоваться положениями, закрепленными в нормативно-правовых актах, изданных центральными органами власти. Вместе с этим странам, обладающим унитарным государственным устройством, присуща единая судебная система. Ее решения распространяются на территорию всего государства. Единство централизованной судебной системы проявляется в подчинении судебных органов отдельных административных единиц одним и тем же нормам процессуального и материального права.
Суверенитетом в унитарном государстве обладает лишь один субъект – центральные органы власти. Здесь реализуется так называемый принцип объединения населения по территории под единым политическим руководством. В роли политического центра в данном случае также выступает само государство.
Положения, закрепленные в Конституции, подтверждают единый суверенитет. В ней также содержится положение, закрепляющее единую государственность, распространяющуюся на всю территорию страны. Отдельные административные единицы в составе унитарного государства не являются самостоятельными, то есть они лишены суверенитета.
При федеративном государственном устройстве все члены союза имеют право издавать отдельные правовые акты – уставы, конституции и региональные законы.
Субъекты, находящиеся в составе федеративного государства, наделены частичным суверенитетом. Они не обладают правом независимости во внутриполитических и внешнеполитических делах. Отдельные государственные образования не могут выступать в качестве субъектов международных отношений.
Отличия налоговой системы
Унитарная и федеративная формы государства также имеют отличия в налоговой системе.
Территориальные единицы в составе унитарных государств, в силу отсутствия суверенитета, в сфере внутренней политики полностью подчинены политическому центру – что касается и порядка налогообложения. Это называется одноканальной системой налогообложения: сначала выплаты поступают в центральный аппарат, а потом распределяются по нуждам регионов.
Структура налоговой системы федеративных государств зачастую обусловлена статусом территориальных единиц (штатов, кантонов, земель, республик), входящих в их состав, и сложившихся традиций. Например, в современной Германии органам, осуществляющим власть на территории федеральных земель, разрешено самостоятельно решать вопросы, касающиеся налогообложения.
Федеративное государство отличается двухканальной системой налогообложения. Это значит, что налоги поделены на общефедеральные, поступающие в «центр», и налоги субъектов союза, которые распределяются местной казной.
Можно отметить, что существуют значительные отличия унитарного государства от федеративного. Это абсолютно разные системы управления территориями, которые имеют свои положительные и отрицательные стороны.