01-10-2018 20:23

Полномочия следователя в уголовном процессе по статье 38 УПК РФ: понятие, функции и классификация

При ведении уголовного дела следователь играет одну из важнейших ролей. От его работы зависит своевременность привлечения виновного лица к уголовной ответственности и полноценность доказательной базы в судебном процессе. Понятие «Полномочия следователя в уголовном процессе» прямо не закреплено в Кодексе, но подразумевается, исходя из содержания статьи.

Полномочия следователя по УПК РФ

В полном объеме уголовно-процессуальное законодательство раскрывает полномочия следователя в уголовном процессе в статье 38. Согласно статье, следователь относится к категории должностных лиц, которые осуществляют процесс проведения следствия на предварительном этапе по делам уголовного характера в рамках установленных законом полномочий.

Можно ли уволить беременную за прогул: закон, права и обязанностиВам будет интересно:Можно ли уволить беременную за прогул: закон, права и обязанности

В рамках предоставленных ему полномочий следователь вправе осуществлять следующие действия:

  • Принимать решение о возбуждении уголовных дел в определенном законом порядке.
  • Принимать уголовные дела к производству или передавать дела руководителю отдела следствия для передачи по подследственности.
  • Осуществлять самостоятельное руководство направлением хода расследования, принятием решений об осуществлении действий следственного и процессуального характера, исключая случаи, когда на осуществление этих действий требуется санкция суда или согласие руководителя органа следствия.
  • Письменно поручать сотрудникам органов дознания проводить мероприятия оперативно-розыскного характера, производить отдельные действия следственного характера, исполнять постановления о приводе, задержании, аресте, осуществлении других действий процессуального характера или совместном выполнении этих действий.
  • Подавать согласованную с руководителем органа следствия жалобу на решение представителя прокуратуры об аннулировании постановления, позволяющего осуществить возбуждение уголовного дела, о проведении доследования путем возвращения дела следователю, об изменении категорий или классификаций предъявленных обвинений, о составлении нового заключения обвинительного характера или устранении недостатков в уже составленных документах.
  • Понятие, объект и предмет судебной экспертизыВам будет интересно:Понятие, объект и предмет судебной экспертизы

    Если следователь не согласен с решением прокурора, он вправе подать жалобу через своего непосредственного начальника – руководителя органа следствия, который доносит тезис жалобы до прокурора.

    Определение полномочий

    Статьей 38 УПК РФ полномочия следователя в уголовном процессе не ограничиваются. В разной степени они отображаются в других статьях.

    В начале Кодекса (пункт 41 статьи 5) указано, что следователь проводит все этапы предварительного следствия по делу, а также осуществляет другие полномочия, которые предусмотрены законодательством уголовно-процессуальной сферы.

    Все полномочия представляют систему процессуальных обязанностей и прав следователя, которые необходимы и достаточны для осуществления процессуальных действий:

    • принятия правильного решения по сообщениям о преступлении;
    • установления отсутствия или наличия обстоятельств, которые подлежат доказыванию по делу уголовного характера;
    • обеспечения соответствующих условий для законного рассмотрения и судебного разрешения дела по существу;
    • освобождения от несения уголовной ответственности человека, который совершил нетяжкое преступление или преступление средней степени тяжести;
    • реабилитации лица, признанного невиновным.

    Вступление трудового договора в силу: условия и порядок заключения трудового договораВам будет интересно:Вступление трудового договора в силу: условия и порядок заключения трудового договора

    Некоторые понятия полномочий следователя в уголовном процессе процессуального характера определены другими законодательными актами, в том числе федеральными законами. Организационные полномочия отображены в нормативных документах Генеральной прокуратуры, МВД и ФСБ РФ, которые раскрывают особенности процесса организации этапа предварительного следствия. Некоторые моменты раскрываются в актах этих ведомств совместно с руководителями прочих комитетов, служб и министерств.

    Классификация полномочий

    Анализ положений статей, отображающих содержание уголовно-процессуальных норм, позволяет провести классификацию полномочий следователя в уголовном процессе. Все полномочия делятся на следующие виды:

    • рассмотрение и разрешение сообщений о совершенных, совершаемых или планируемых преступлениях;
    • установление обстоятельств, которые входят в предмет процесса доказывания по уголовным делам;
    • осуществление преследования уголовного характера в отношении подозреваемых или обвиняемых в совершении уголовных правонарушений;
    • охрана в рамках закона прав, свобод и интересов лиц, которые привлекаются к участию в уголовном производстве;
    • дача поручений органам дознания.

    Также можно провести классификацию полномочий следователя в уголовном процессе, разделив их на два вида:

  • Защитные.
  • Властные.
  • Рассмотрение и разрешение сообщений следователями

    Особенности полномочий следователя в уголовном процессе закреплены статьями 148, 38, 146 и 147 УПК РФ. Они реализуются в рамках подследственности в уголовных делах, согласно статье 151 УПК РФ.

    В период выяснения субъекта, которому надлежит передать дело по подследственности, заинтересованные лица могут уничтожить следы преступления, фальсифицировать доказательства или совершить другие действия, направляющие следствие по ложному следу.

    Чтобы исключить такую возможность, следователь, принявший сообщение, обязан его рассмотреть, возбудить дело и провести первоочередные следственные мероприятия по выяснению обстоятельств дела, а потом передать дело по подследственности, на основании части 5 статьи 152.

    Рассмотрение и разрешение сообщений специальными органами

    В уголовном процессе полномочия следователей каждой специализированной прокуратуры по возбуждению дел об уголовных правонарушениях реализуются на основе Приказа прокуратуры на федеральном уровне № 54 от 9 сентября 2002 года, разграничивающего компетенцию территориальных, военных и прочих специализированных прокуратур.

    Какие положены льготы детям войны и как их получить?Вам будет интересно:Какие положены льготы детям войны и как их получить?

    К ведению следователей, относящихся к военным прокуратурам, относится возбуждение уголовных дел о преступлениях, которые совершили следующие категории людей:

  • Военнослужащие.
  • Лица, которые проходят военные сборы.
  • Гражданский персонал, относящийся к Вооруженным Силам Российской Федерации.
  • Люди, относящиеся к прочим войскам или формированиям воинского типа и органам, которые созданы в соответствии с законами федерального уровня.
  • Лица, деятельность которых связана с работой на территории воинских частей, соединений или учреждений.
  • Полномочия в уголовном процессе следователей, прикрепленных к закрытым территориальным образованиям г. Межгорье и комплексу «Байконур», распространяются на все преступления, которые совершены в пределах этих территориальных образований, исключая преступления военнослужащих и других лиц, относящихся к ведению военных следователей.

    Функции и полномочия в уголовном процессе следователей территориальных и транспортных органов, занимающихся внутренними делами, определены Указанием совместно Генеральной Прокуратуры, Министерства путей сообщения и Министерства внутренних дел, регулирующим порядок реагирования на обнаруженные признаки уголовных правонарушений и порядок рассмотрения сообщений и заявлений, касающихся хищения грузов.

    Установление обстоятельств предмета доказывания

    Полномочия следователя в уголовном процессе по УПК РФ определяются статьей 85. Они включают в себя сбор, проверку и оценку имеющихся доказательств. Согласно ч. 1 ст. 86 кодекса, следователь собирает доказательства в процессе производства процессуальных и следственных действий. В большинстве случаев реализуется только сбор доказательств, так как уголовно-процессуальным кодексом реализация других действий процессуального характера, с помощью которых можно получить сведения, которые отвечают требованиям законодательства (ч. 1 ст. 74 УПК РФ), за исключением направления запроса об оказании помощи правового характера зарубежным отделам правоохранительных органов (ст. 453 УПК РФ).

    Один из способов - сбор доказательств. Это получение документов, составленных в письменной форме, и предметов, которые представляются в качестве материала приобщения к делу как доказательств обвиняемым, подозреваемым, гражданскими истцами, потерпевшим, гражданскими ответчиками и представителями сторон (ст. 86, ч. 2). Но законодательством не определен порядок получения этих предметов и документов.

    Полномочия следователя в уголовном процессе, по статье 38 УПК РФ, включают также возможность давать поручения на выполнение следственных действий. Если полученные в результате этого данные и сведения будут соответствовать параметрам достоверности, допустимости и относимости, они будут приняты в качестве доказательств.

    Осуществление уголовного преследования

    Функции и полномочия следователя в уголовном процессе в отношении преследования уголовного характера закреплены статьей 21 УПК РФ. Согласно законодательным нормам, обязанность следователя заключается в осуществлении уголовного преследования в делах частно-публичного и частного обвинений от государственного имени.

    Процессуальные полномочия следователя в уголовном процессе при осуществлении уголовного преследования заключаются в следующем:

  • Возбуждение дела об уголовном правонарушении по отношению к конкретному лицу.
  • Задержание конкретного лица, признанного подозреваемым.
  • Привлечение человека в качестве обвиняемого.
  • Розыск скрывающихся подозреваемых или обвиняемых.
  • Применение в отношении обвиняемого пресекательной меры.
  • Составление заключения обвинительного характера и направление дела к прокурору для дальнейшей передачи, согласно подсудности.
  • Охрана прав, свобод и законных интересов сторон

    Согласно выведенной из уголовно-процессуального законодательства классификации, функции и полномочия следователя в уголовном процессе, которые относятся к охране интересов всех участвующих в уголовном процессе лиц, сводятся к тому, чтобы все привлеченные к уголовному процессу лица были максимально защищены и свободны в роли участника процесса.

    Правозащитные полномочия следователя заключаются в следующем:

  • Разъяснение подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцам, гражданским ответчикам и другим участникам судопроизводства по уголовному делу их прав, обязанностей и ответственности.
  • Обеспечение возможности реализации сторонами своих прав, обязанностей и ответственности.
  • Принятие мер по защите в отношении всех участников уголовного дела, включая потерпевшего, свидетелей и других лиц, а также к их близким и родственникам, если существует угроза их безопасности. Она может выражаться в угрозе убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества и др.
  • Все полномочия следователя в уголовном процессе и порядок их реализации закреплены статьями 42, 44, 46-48, 53-54 процессуального кодекса.

    Обеспечение подозреваемым и обвиняемым права на защиту

    Понятие и полномочия следователя в уголовном процессе в сфере защиты обвиняемой стороны отражены в пункте 4 части 2 статьи 38 УПК РФ. На основании процессуального законодательства следователь может давать сотрудникам органа дознания поручения о проведении действий оперативно-розыскного характера и других следственных мероприятий, включая исполнение постановлений о приводе, аресте или задержании и другие действия процессуального характера. Кроме того, следователь вправе при самостоятельном осуществлении указанных полномочий получать от дознания содействие в осуществлении всех мероприятий.

    Поручение как полномочие следователя в уголовном процессе по УПК - это письменная просьба следователя к отделу дознания о выполнении некоторых процессуального типа действий или мероприятий оперативно-розыскного характера. Поручение включает данные о поручителе, адресате, содержание сути дела, нормативную базу и конкретные необходимые действия. Поручение может включать разъяснения процесса его выполнения.

    Для дачи поручения дознанию должны быть соблюдены определенные требования, в частности:

  • Давать поручения можно только в том случае, если есть объективные причины невозможности осуществления необходимых следственных действий самим следователем.
  • Нельзя поручать дознанию принятие самостоятельных решений, требующих оценки всей совокупности доказательств, которые имеются в деле, и выполнения необходимых действий. К таким действиям относится предъявление обвинений, допрос, избрание пресекательной меры, признание человека потерпевшим лицом или другим участником уголовного процесса, назначение экспертизы и т. д.
  • Нельзя поручать дознанию осуществление самых важных для уголовного дела действий и действий, требующих особых навыков и квалификации (например, осматривать место происшествия, предъявлять лицо для опознания, проводить следственные эксперименты).
  • Усыновление иностранными гражданами детей граждан Российской Федерации: порядок и особенности процедурыВам будет интересно:Усыновление иностранными гражданами детей граждан Российской Федерации: порядок и особенности процедуры

    Составленное поручение направляется руководителю отдела дознания, который назначает необходимого сотрудника для его исполнения. Согласно процессуальным статьям, полномочия следователя в уголовном процессе позволяют ему направлять поручение конкретному сотруднику отдела дознания, если он является частью следственно-оперативной группы. Копию поручения, вместе с протоколами произведенных действий, приобщают к делу. Если это процессуальное действие не произведено, результаты проведенных следственных мероприятий могут признать незаконными.

    Согласно части 7 статьи 164 УПК, полномочия следователя в уголовном процессе включают возможность вовлечения в участие в действиях следственного характера должностного лица органа, который осуществляет проведение мероприятий оперативно-розыскного характера, что отражается в протоколе.

    Предел осуществления полномочий у следователя достаточно широк. Он вправе самостоятельно задавать направление ходу расследования, решать вопрос о производстве каких-либо действий процессуального или следственного характера. Исключения составляют только случаи, когда выполнение определенных действий требует судебной или прокурорской санкции.

    Перечень ограничений в осуществлении полномочий следователя в уголовном процессе является исчерпывающим. В процессуальном плане следователь независим в отношении принятия решений о перенаправлении дела, при определении тактики проведения действий следственного характера и последовательности их проведения.

    В целом процессуальная самостоятельность и независимость ведущего дело следователя состоит в том, что, кроме прокурора и начальника органа следствия, никто не вправе требовать материалы, относящиеся к уголовному делу, по которым вынесено постановление об отказе завести дело об уголовном правонарушении, сами материалы дела для осуществления проверки хода расследования. Кроме того, сторонние лица не вправе изучать ведущиеся уголовное дела и давать по ним указания, определять квалификацию преступлений или другими способами осуществлять вмешательство в процессуальные действия следователя.

    Полномочия следователя в уголовном процессе, по статьям 38 и 39 кодекса, обеспечиваются с помощью законодательного ограничения прокурорских полномочий и полномочий начальника отдела следствия, касающихся осуществления процессуального руководства процессом следствия на предварительном этапе.

    Властный характер полномочий

    Властная составляющая полномочий следователя в уголовном процессе заключается в следующем:

  • Следователь имеет право требовать от каждого гражданина, от всех частных или государственных организаций, предприятий или учреждений, их руководителей и прочих лиц невыполнения либо выполнения определенных следователем правомерных и законных действий (предоставлять затребованные документы или предметы, не менять без разрешения ведущего следователя место постоянного или временного жительства, участвовать в осуществлении следственных мероприятий или действий как понятые, переводчики, специалисты или др.).
  • При установлении в досудебном порядке обстоятельств, которые способствовали совершению уголовного правонарушения, следователь может внести соответствующему должностному лицу или организации представление о немедленном устранении таких обстоятельств или других нарушений законодательства.
  • Если определенное лицо было незаконно или необоснованно подвергнуто преследованию со стороны уголовных органов, следователь должен принять все соответствующие меры для его скорейшей реабилитации. В этом случае вред, который был причинен гражданину, возмещается из государственной казны, независимо от степени вины самого следователя или прочих установленных законом лиц, которые осуществляют ведение уголовного процесса. При поступлении от пострадавшего гражданина требования о возмещении причиненного имущественного ущерба следователь устанавливает его размер, включая его в постановление о произведении соответствующих выплат в течение одного месяца. Расчет выплат производится с учетом инфляции, согласно части 4 статьи 135 УПК РФ.
  • В течение двух недель, по заявлению реабилитированного, следователь обязан направить сообщения в письменной форме о реабилитации человека на место его работы, учебы или других значимых мест.

    Если подробности задержания, заключения под стражу, временного отстранения от должности, применения принудительных медицинских мер или осуждения реабилитированного лица попали в печать, на радио и телевидение или иным образом были переданы средствам массовой информации, то реабилитированный вправе требовать публичного сообщения о реабилитации в течение месяца.

    Если к моменту реабилитации гражданин умер, все указанные действия должны быть осуществлены по отношению к его родственникам.

    Следователь, осуществляющий уголовное расследование, обладает большим объемом полномочий, в том числе и некоторых, независимых от руководства и вышестоящих органов. Осуществление этих полномочий строго регламентировано нормативными актами Российской Федерации, в том числе уголовным.



    Источник