В системе территориальной власти центральное место занимают представительные (законодательные) органы местного самоуправления. Они являются выборными структурами и наделяются полномочиями представлять интересы граждан, принимать от их имени решения, обязательные для выполнения на территории МО. Рассмотрим далее особенности представительных органов местного самоуправления РФ.
Общие сведения
Члены представительного органа местного самоуправления – это особые субъекты – депутаты, - выражающие волю всего населения, проживающего в МО. Они обеспечивают реализацию прав граждан, голосовавших и за них, и против, а также вообще не участвовавших в выборах, но входящих в местное сообщество. Являясь представителями всего населения, депутатам надлежит в своей деятельности и своих решениях учитывать мнение разных социальных слоев.
Финансирование
Вам будет интересно:Характеристика договора дарения: понятие, основные пункты, форма
Затраты на обеспечение работы представительного органа местного самоуправления муниципального образования закрепляются отдельной строкой бюджета в соответствии с общефедеральной классификацией. Распоряжение (управление) средствами в какой-либо форме в ходе исполнения бюджета не допускается. Исключение составляют случаи финансирования непосредственной деятельности членов представительного органа местного самоуправления. Это предписание направлено на предотвращение несанкционированных расходов бюджетных средств.
Статус
Вам будет интересно:Штраф за 2 сплошные: особенности, требования и наказание
Представительные органы власти местного самоуправления получают права юрлица и обособленным имуществом. Кроме этого, они:
- От своего имени приобретают и реализовывают права (имущественные и неимущественные).
- Могут участвовать в судопроизводстве в статусе истца, ответчика.
- Имеют печать, штамп, бланки с соответствующей символикой, расчетные счета в банках и кредитных учреждениях.
Общие правила формирования
Основной способ создания представительных органов местного самоуправления – это муниципальные выборы. В них участвует все население. Специфика образования представительного органа может различаться в зависимости от численности проживающих граждан.
Вам будет интересно:Кто считается молодой семьей? Программа "Молодая семья"
Законодательная структура не образуется, если в поселении количество жителей, наделенных избирательным правом, не достигает 100 чел. В таких ситуациях полномочия представительного органа местного самоуправления реализует сход граждан. Если численность жителей, наделенных избирательным правом, больше 100 человек, организуются выборы законодательной структуры.
Сход граждан определяет число членов представительного органа и продолжительность их полномочий. Если от населения соответствующей инициативы не поступило, эти вопросы решаются на основании положений регионального законодательства.
Способы создания
В ФЗ № 131 предусмотрено два варианта образования представительного органа местного самоуправления. Это:
Второй вариант реализуется, если соответствующая инициатива была поддержана в течение года с даты ее выдвижения не менее 2/3 поселений. Предложение о применении такого порядка создания законодательной структуры должно оформляться решением представительного органа местного самоуправления, находящегося в границах района. В этом акте должны указываться норма представительства, дата начала деятельности законодательной структуры. Последняя не может при этом устанавливаться ранее дня окончания срока полномочий органа, образованного первым способом.
Нюансы
Свои полномочия представительный орган местного самоуправления может реализовывать при избрании минимум 2/3 от законом установленного числа членов.
Вновь сформированная структура собирается на первое свое заседание в срок, закрепленный уставом муниципалитета. При этом он не должен быть больше 30 дней с даты образования органа в правомочном составе.
Численность членов
Вам будет интересно:Основные параметры пожара: определение, классификация, развитие, способы и средства прекращения пожара
Количество депутатов законодательного органа муниципалитета определяется в уставе МО. При этом в ФЗ № 131 могут устанавливаться пределы этой численности в зависимости от вида муниципалитета.
Так, количество членов законодательной структуры поселения, городского округа в т. ч. не должна быть меньше:
- 7 чел., если проживает меньше 1 тыс. жителей;
- 10 чел. – при численности 1-10 тыс. чел.;
- 15 – 10-30 тыс. жителей;
- 20 чел. – 30-100 тыс. чел.;
- 25 – 100-500 тыс. жителей.;
- 35 чел. – больше 500 000 жителей.
В составе представительного органа по муниципальному району не может быть меньше 15 депутатов, а по внутригородской территории города фед. значения – менее 10.
Компетенция
Законодательство закрепляет перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления. Это:
Дополнительные полномочия
Иные вопросы, решение которых может входить в компетенцию представительного органа, устанавливаются федеральным законодательством, законами, уставами субъектов и МО. Законодательная структура в соответствии с указанными нормативными документами может наделяться полномочиями на:
Функции
Законодательный орган любого муниципалитета исполняет 3 функции:
Первая состоит в надзоре за исполнением норм законодательства и иных юридических актов. Учредительная функция выражается в утверждении порядка выборов главы муниципалитета, формирования структур власти в соответствии с положениями устава МО. Ключевой же функцией является нормотворчество. Оно предполагает принятие представительным органом местного самоуправления актов, обязательных для исполнения на всей территории муниципалитета.
Особенности нормотворческого процесса
Правовые акты, принятые представительным органом, в течение 10 дней передается главе МО для подписания и обнародования. Это должностное лицо наделено правом отклонить документ. В таком случае он также в десятидневный срок возвращается представительному органу с мотивированным отказом или с предложениями о внесении дополнений или изменений.
Вам будет интересно:Понятие и общая характеристика договора подряда. Виды, элементы и правовая основа договора
В случае отклонения акта главой муниципалитета законодательная структура должна рассмотреть его повторно. При одобрении документа в ранее принятой редакции (без изменений) большинством, составляющим не меньше 2/3 от установленного количества депутатов, глава муниципалитета обязан подписать его в течение 7 дней и обнародовать.
Специфика контрольной функции
Надзор представительного органа - важнейшее направление его деятельности. Контроль может осуществляться за:
Организация работы
Она осуществляется в соответствии с положениями устава МО. За организацию работы законодательной структуры ответственен глава муниципалитета. Если это лицо исполняет обязанности руководителя администрации, то из членов представительного органа выбирается председатель. Именно на него возлагаются полномочия по организации деятельности законодательной структуры.
Для предварительного анализа и подготовки вопросов, включаемых в повестку сессии, содействия в исполнении решений, контроля их выполнения формируются комитеты, комиссии и иные структурные подразделения.
Задачи председателя
Глава представительного органа местного самоуправления:
Заседания представительного органа
Их периодичность, порядок проведения закрепляются уставом муниципалитета или регламентом законодательной структуры. Заседания – основная форма деятельности органа. Оно не считается правомочным, если в нем участвует меньше половины избранных депутатов. Заседания должны проводиться не реже 1 раза в 3 мес.
Обсуждение вопросов по повестке осуществляется открыто. Благодаря этому любое заинтересованное лицо может присутствовать на заседании. В федеральном законодательстве, однако, предусматриваются случаи, когда обсуждение осуществляется в закрытом режиме.
На заседаниях у каждого депутата есть один голос. Решения принимаются путем открытого голосования.