- Сущность понятия руководителя
- Понятие процессуального положения
- Категории разделения полномочий руководителя
- Разделение руководящих полномочий по целям
- Разделение руководящих полномочий по правовому характеру
- Разделение руководящих полномочий по контролю над работой следователей
- Разделение руководящих полномочий по обязательности
- Иная классификация полномочий руководителя следственного органа по УПК
- Общие руководящие полномочия
- Административные полномочия следственного руководителя
Полномочия руководителя следственного органа закреплены уголовно-процессуальным законодательством в статье 39. Эта норма содержит исчерпывающий перечень прав должностного лица в отношении подчиненных ему субъектов и обязанностей по отношению к вышестоящим лицам.
Сущность понятия руководителя
Понятие и функции руководителя следственного органа закреплены не только в 39, но и в 5 статье Уголовно-процессуального кодекса. Согласно указанной норме, руководителем является должностное лицо, которое возглавляет соответствующее подразделение следствия. Также к руководящей группе относится заместитель руководителя.
Вам будет интересно:Выселение из квартиры бывшего супруга. Адвокат по жилищным вопросам
Данное понятие ранее включало практически все организационные, административные и процессуальные полномочия руководителя следственного органа, но при этом руководитель не имел соответствующего правового статуса.
В связи с развитием законодательства в настоящее время, следственный руководитель представляет собой одного из ключевых участников судебного процесса уголовной направленности, имеющего широкий спектр полномочий и большую ответственность.
Полномочия руководителя следственного органа в уголовном процессе претерпели изменения в связи с реформированием правоохранительных органов и выделением Следственного комитета в отдельный орган, не подчиняющийся напрямую Прокуратуре РФ.
Вам будет интересно:Пиратство - это... История пиратства
Среди правоведов существует много вариантов определений понятия руководителя следствия, помимо основного, указанного в Уголовно-процессуальном кодексе.
Одни правоведы определяют руководителя как лицо, занимающее должность, которая позволяет контролировать законность решений, которые принимает подчиненный следователь, а также проверять правильность осуществления процессуального порядка проводимого уголовного расследования со всеми вытекающими правами и обязанностями.
Другие правоведы считают, что руководитель органа следствия – это лицо, обладающее широким спектром полномочий в сфере организации и управления следственными мероприятиями подчиненного органа.
Наиболее полное мнение, по мнению большинства правоведов, содержится в соответствующем кодексе и в дополнении не нуждается.
Понятие процессуального положения
Отправной точкой для определения понятия и полномочий руководителя следственного органа является его процессуальное положение. В связи с этим необходимо определить сущность этого понятия.
Положение процессуального типа аналогично понятию статуса, поэтому данное понятие включает в себя совокупность имеющихся у лица и прав, и обязанностей по отношению к другим субъектам.
Функции лица, имеющего процессуальное положение руководителя следствия, закрепляются в правовых нормах Уголовно-процессуального кодекса и определяют не только права и обязанности, но и место руководителя в уголовном процессе.
Вам будет интересно:История преступления Николая Аверина
Процессуальное положение руководителя включает правосубъектность должностного лица, которое контролирует работу следователей, находящихся в его подчинении, и правосубъектность органа следствия в целом.
Процессуальное положение руководителя следствия имеют следующие категории лиц:
- председатель в следственном комитете РФ;
- руководитель в главном управлении Следственного комитета в РФ;
- руководитель в следственном органе комитета следствия по субъектам РФ;
- руководитель в следственном органе в иных территориальных единицах;
- заместители руководителей соответствующих органов;
- руководители органов следствия в исполнительных федеральных органах власти (в Министерстве по внутренним делам, в Федеральной службе по безопасности, в Федеральной службе в сфере наркоконтроля и прочее);
- иные следственные руководители, наделенные полномочиями Председателя в Следственном комитете России.
Категории разделения полномочий руководителя
Все полномочия следственного руководителя можно разделить на виды по следующим категориям:
Каждая из этих категорий отражает мотив и конечный прогнозируемый результат реализации каждого из указанных в Статье 39 Уголовно-процессуального кодекса полномочий.
Разделение руководящих полномочий по целям
По поставленным следственным руководителем целям все его полномочия и полномочия заместителя руководителя следственного органа включают два вида обязанностей и прав в реализации досудебного следствия:
- обязанности и права, которые являются средством выявления потенциальных или совершенных упущений, ошибок или нарушений законодательства со стороны следователей, которые расследуют конкретные уголовные дела;
- обязанности и права, которые являются средством исправления и устранения установленных руководителем упущений, ошибок или нарушений, допущенных следователями в процессе проведения предварительного этапа следствия.
Каждый из указанных видов обязанностей не только выявляет и устраняет нарушения со стороны подчиненных, но и способствует в результате проведению полного, всестороннего и объективного производства предварительного этапа следствия.
Разделение руководящих полномочий по правовому характеру
Эта группа полномочий тесно связана со средствами контроля над проведением расследования на предварительном этапе. В связи с этим выделяется несколько видов совокупных обязанностей и прав руководителя следствия:
Вам будет интересно:Заключение и расторжения брака: порядок и условия
Некоторые правоведы добавляют к указанным видам еще два:
Разделение руководящих полномочий по контролю над работой следователей
Процессуальные полномочия руководителя следственного органа в сфере контроля над подчиненными заключаются в следующем:
- распределение дел о преступлениях между подчиненными руководителю следователями или группами следователей;
- исправление недочетов и ошибок, которые были допущены следователями на предварительном этапе расследования;
- удовлетворение ходатайств подчиненных руководителю сотрудников (обжалование прокурорских решений касательно расследуемого дела, изменение количества пунктов обвинения и прочее);
- рассмотрение жалоб, согласно правилам, установленным в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса;
- контроль за деятельностью процессуального характера нижестоящих органов следствия, включая отмену необоснованных или незаконных постановлений.
Указанные виды процессуальных полномочий руководителя следственного органа позволяют в полном объеме осуществлять надзор за работой следователей и своевременно устранять выявленные в ходе надзора недостатки.
Разделение руководящих полномочий по обязательности
Понятие полномочий руководителя следственного органа в зависимости от обязанностей и прав руководителей следствия позволяет выделить два их вида: общие и специальные.
Общими полномочиями являются все, прямо указанные в статье 39 Уголовно-процессуального Кодекса, которые относятся к контрольной деятельности руководителя и носят характер процессуальных действий. Кроме того, в эту группу входят подчинительные организационные полномочия руководителя следственного органа (подконтрольность и подотчетность вышестоящему руководству, организация работы в соответствии с указаниями надзорного органа и прочее).
Как и руководитель по отношению к своим подчиненным, вышестоящий орган также вправе отменить несоответствующее закону постановления руководителя.
Специальными обязанностями и правами являются полномочия, реализуемые при производстве предварительного расследования непосредственно руководителем органа следствия. В эту группу входят именно самостоятельные действия должностного лица. Сюда можно отнести полномочия по возбуждению дела об уголовном правонарушении, принятии дела к производству и другие полномочия, осуществляемые руководителем следственного органа как следователем либо ведущим лицом в следственной группе.
Иная классификация полномочий руководителя следственного органа по УПК
Как участник процесса уголовного досудебного и судебного разбирательства руководитель следствия выполняет различные виды полномочий, распределенных по следующим группам:
- контроль над проводимыми следователями органов расследованиями дел уголовной направленности;
- руководство деятельностью подчиненных руководителю лиц и дача различных указаний и поручений сотрудникам;
- процессуально-организационное руководство деятельностью подразделения следствия, включающее распределение поступивших дел уголовного характера между конкретными следователями;
- персональное проведение мероприятий в рамках проводимого предварительного этапа следствия.
Каждое из закрепленных в Кодексе полномочий тем или иным образом относится к одной из групп.
Общие руководящие полномочия
В полномочия руководителя следственного органа входят следующие обязанности и права:
Вам будет интересно:Можно ли выезжать за границу с кредитом: правила пересечения границы
В полномочия руководителя следственного органа как следователя, ведущего дело, могут входить и другие обязанности и права, указанные в других статьях кодекса, включая административные.
Административные полномочия следственного руководителя
Как и любое руководящее должностное лицо, руководитель органа следствия является административным лицом (управленцем). В связи с этим, помимо контрольных и процессуальных полномочий, руководитель обладает рядом полномочий административного типа.
Проблемы реализации полномочий руководителя следственного органа и их контроль в сфере управления заключаются в необходимости с одной стороны исправления допущенных сотрудников оплошностей, а с другой – назначения меры наказания за совершенные проступки.
К административным полномочиям относятся следующие:
- внесение на рассмотрение вышестоящему руководству представлений касательно поощрения либо привлечения подчиненных сотрудников к дисциплинарным видам ответственности, а также представление следователей к присвоению званий специальных типов или продвижению по службе и прочее;
- заслушивание докладов и рапортов следователей касательно взаимодействия с сотрудниками других органов и служб по вопросам раскрытия и расследования преступлений; выполнения поставленных руководителем целей и реализации планов; внедрения новых технологий, криминалистических методов и средств; вопросов повышения уровня профессионализма и мастерства;
- координация работы подразделений следствия с прокуратурой и ее органами, с иными государственными органами или учреждениями касательно вопросов расследования уголовных дел;
- проведение систематического анализа оперативной обстановки, качества и состояния проведенной работы по расследованию и раскрытию преступлений, результатов работы подразделений следствия и каждого из следователей в отдельности; разработка и реализация мер по улучшению работы предварительного этапа следствия, а также внесение предложений на рассмотрение вышестоящему должностному лицу;
- рассмотрение прокурорских представлений, жалоб, определений судов частного характера на действия сотрудников следствия или нарушения норм законодательства в уголовно-процессуальной сфере, а также принятие соответствующих мер по устранению установленных нарушений;
- контроль за недопущением привлечения следователя к выполнению обязанностей, которые не связаны с расследованием дел об уголовных правонарушениях;
- недопущение вмешательства в работу и проведение процессуальных мероприятий лиц, не уполномоченных законодательством на это;
- нормотворчество, выражающееся в издании нормативных локальных ведомственных актов, которые регулируют возникающие в ходе рассмотрения дел отношения, хотя как правоприменитель руководитель органа следствия не может издавать акты нормативного характера.
Полномочия следственного руководителя включают большое количество подгрупп обязанностей и прав, которые в совокупности позволяют качественно осуществлять расследование уголовных дел и контроль над ними.