Почему выпадают волосы и как избавиться от этой проблемы? Об этом нам рассказал Василий Викторович Фирсов, косметолог-дерматовенеролог.
Василий Фирсов, косметолог-дерматовенеролог Алопеция — это процесс, связанный с выпадением волос. При очаговой алопеции на волосистой части кожи головы формируются своеобразные очаги, полностью лишенные волос — чаще овальной формы и разного размера. Иногда это единичные очаги, иногда множественные — последние могут сливаться между собой. При этом сама кожа головы не изменена и вполне здорова — она не заражена грибами и прочими микроорганизмами. У заболевания есть 4 формы: Очаговая алопеция — один или несколько очагов овальной формы Субтотальная алопеция — площадь поражения превышает 50% волосистой части кожи головы Тотальная алопеция — волосы на голове выпадают полностью Универсальная алопеция — волосы выпадают на всей поверхности тела (в том числе и на закрытых участках)
Вам будет интересно:Болевой прием: насколько безопасны анальгетики
Вам будет интересно:Как сохранить белизну зубов, если бросить курить не получается
Возникновение единичного очага — это самая простая форма. Чаще всего этот очаг появляется на теменной или височной области, чаще всего — у женщин и чаще всего такие очаги обнаруживают совершенно случайно. Большинство пациентов узнает о них после посещения парикмахерской. Иногда можно даже не знать, что у вас был очаг — в 50% случаев единичные очаги закрываются самостоятельно. Поэтому, когда ко мне приходит пациент с единичным очагом, не всегда понятно, какой он по счету (исключение: у пациента короткие волосы). Около 70% пациентов замечают, что в детском или подростковом возрасте у них такой процесс уже был. Наличие двух и более очагов прогноз ухудшает — здесь мы уже не можем предполагать, что они закроются самостоятельно. При их быстром росте прогноз ухудшается еще сильней — быстрорастущие множественные очаги очень часто заканчиваются субтотальной, тотальной или универсальной алопецией. Как бы то ни было, большинство пациентов приходят именно с единичными очагами, причем не обязательно на лице или голове. У многих мужчин очаги бывают даже на бороде. Как я уже говорил, при всей неприятности процесса кожа в очагах вполне здорова — мы наблюдаем обычный цвет без воспалительных изменений. Воспаления, кстати, мы можем наблюдать в первые сутки после того, как образовался очаг, но пациенты редко приходят сразу, поэтому таких изменений мы не видим. Когда заболевание прогрессирует, вокруг очагов формируется зона расшатанных волос — они очень легко вынимаются. При микроскопии этих волос заметна выраженная дистрофия корневой системы волоса — у него практически нет корня. Иногда такая зона даже во время лечения может сохраняться достаточно долго — прогресс заболевания резистентен к проводимому лечению. При процессах, которые протекают годами, мы можем наблюдать закрытие одних очагов и единовременное появление новых. Такие пациенты очень хорошо адаптированы к своему состоянию и знают, как маскировать проблему — например, ношением париков.
Вам будет интересно:От чего зависит пол ребенка: мифы и правда
В настоящее время на 100 000 человек 5 страдают очаговой алопецией. Отдельной статистики по Москве и МО нет, но у меня есть подозрение, что здесь дела обстоят еще хуже. С одной стороны, 5 человек на такое количество людей — это немного, но раньше не было и этих пяти. Болезнь прогрессирует, и едва ли мы найдем дерматолога, не имеющего подобного опыта. К сожалению, мы наблюдаем рост этого заболевания в популяции. Причин тому может быть несколько: возможно, это обусловлено увеличением общего количества процессов, связанных с нарушением иммунитета, или же волосы выпадают от сильных нервно-эмоциональных перегрузок. Может иметь место генетическая предрасположенность или проблемы эндокринной системы. Разберем подробней. Причина № 1. Генетическая предрасположенность Одна из возможных причин очаговой алопеции, как я уже говорил, — наследственная роль или генетическая предрасположенность. В семье, где у одного из членов есть очаговая алопеция, риск развития заболевания выше в несколько раз. Возможно и то, что различные сочетания генетических проблем могут вызвать абсолютно разные формы алопеции: легкие нарушения вызывают одни формы, более тяжелые — другие. Исследования дают разные данные, поэтому здесь можно говорить о некоем генетическом полиморфизме очаговой алопеции. Отмечу, что связь заболевания с генетической предрасположенностью — единственная на сегодняшний день теория, получившая доказанность. Причина № 2. Иммуногенетика Иммуногенетические исследования говорят о том, что причина развития заболевания может скрываться и в тканевой гистосовместимости HLA. Исследования этой системы ведутся с 80-х годов прошлого века и дают возможность предполагать аутоиммунную природу заболевания, но четких критериев пока еще не разработано. Наличие у пациентов иммуноглобулинов (IgM, IgG) к мембранам клеток волосяных фоликулов подтверждено, но не совсем ясно, как это применять на практике. Причина № 3. Эндокринология Множество исследований посвящено возникновению очаговых алопеций в результате различных эндокринологических нарушений и нарушений в системе ЖКТ. По моим собственным клиническим наблюдениям наиболее значимый вариант — это именно эндокринологические расстройства, хотя однозначной связи между определенными процессами и возникновением очаговой алопеции у пациента выявить не удается. Например, из 100 человек, страдающих аутоиммунным тиреоидитом (воспаление щитовидной железы) у 2 или 3 наверняка будет очаговая алопеция. Что важно: лечение одного заболевания никак не влияет на лечение другого даже при наличии взаимосвязи между ними. Если у пациентов с очаговой алопецией мы выявляем расстройства эндокринологического или неврологического плана, то компенсация двух последних нарушений не приведет к регрессу очаговой алопеции. Лечить нарушения мы должны в любом случае, но это совсем не означает, что при достижении компенсации того или иного заболевания мы получим регресс и восстановление роста волос в местах очагов. Совсем необязательно.
Данные Центрального НИИ дерматологии отмечают, что у пациентов с очаговыми алопециями зачастую были изменены лабораторные показатели функций гипоталамо-гипофизарной системы и коры надпочечников. Естественно, в каждой из этих систем отмечались расстройства. Причина № 4. Нервно-эмоциональные перегрузки Если привести различные данные к общим показателям, мы увидим, что нервно-эмоциональные перегрузки в случаях от 40% до 60% увеличивают риск возникновения очаговых алопеций. Если говорить о видимых причинах, то наиболее часто это именно нервно-эмоциональные перегрузки и сильный стресс. Как и в остальных случаях, устранение раздражающих факторов не приводит к избавлению от очаговой алопеции и регрессу заболевания. Лечение Стоит ли говорить, что при обнаружении у себя очагов нужно немедленно идти к специалисту? Болезнь слабо изучена и у нас на руках нет никаких данных, которые могли бы гарантировать правильность того или иного решения. Несмотря на это, есть способы обследования, в которых я, как врач-дерматовенеролог, абсолютно уверен. При возникновении такой проблемы помимо стандартных исследований (общий анализ крови, биохимия) обязательны исследования на все паразитозы, гормоны гипофиза (более чем в 80% случаев у пациентов с очаговой алопецией наблюдается увеличение уровня пролактина — гормона гипофиза), иммунограмма и рентгенологические снимки (рентген головы «турецкое седло» или МРТ). Также обязательна консультация смежных специалистов — стоматолога, ЛОРа (хронические очаги могут находится и в зубах, и в пазухах — там можно обнаружить воспалительный процесс либо вялотекущей, либо скрытой формы), невролога, эндокринолога и гастроэнтеролога (по необходимости). Коррекция выявленных нарушений будет проводится либо смежными специалистами, либо непосредственно лечащим врачом.
Вывод В настоящее время во всех направлениях и отраслях медицинской науки происходит стремление к стандартизации применяемых методов и методик при однотипных процессах. Это вызвано разными причинами, одна из которых — стремление минимизировать человеческий фактор. В данной ситуации при лечении очаговой алопеции это совершенно не работает, потому что из-за недостаточности данных о причинах, которые вызывают очаговую алопецию, с каждым пациентом приходится работать не просто индивидуально, а индивидуально в квадрате. Нет четких критериев и шаблонов, которые гарантировали бы нам, что после принятия определенных действий мы получим определенную динамику и результат. А учитывая стойкость процесса, приходится быть очень осторожным — приемы терапии могут иметь как позитивное, так и негативное действие. Оценивать состояние и оценивать перспективы процесса может только врач, который вместе работает с пациентом. Поэтому стандартизировать хоть что-нибудь в этой области не удалось, и этого точно не произойдет в ближайшее время. Единичный очаг может закрыться сам, а может начать прогрессировать вплоть до тотальной формы — предугадать это невозможно, поэтому и пациенту, и врачу нужно заниматься решением проблемы как можно быстрей, эффективней и внимательней. Если делать все верно, не паниковать и настраивать себя положительно — удачных случаев избавления от заболевания и достижения стойкой ремиссии будет все больше и больше. Читайте также: Здоровье волос: 5 признаков, что пора обратиться к врачу