06-01-2019 20:00

Аудит расчетных операций: важные практические аспекты

Деятельность любого предприятия обязательно должна контролироваться, для того чтобы не допустить каких-либо ошибок и искажений в отчетности фирмы, ведь результатами таких ошибок могут стать неверные решения пользователей финансовой отчетности, и, как следствие, такие ошибки и искажения могут привести к многократному возрастанию убытков. Поскольку расчеты предприятия с контрагентами являются важнейшей частью деятельности фирмы, проводят аудит расчетных операций.

Для начала давайте разберемся, с кем и за что может рассчитываться предприятие. Контрагентов фирмы можно условно поделить на две глобальных группы: дебиторы и кредиторы. Дебиторы – это все те, кто что-либо должен фирме, будь то деньги, товары, услуги или какие-либо другие ценности, а кредиторы – это все те, кому что-либо задолжала фирма. Аудит расчетных операций предполагает проверку расчетов как с одними, так и с другими.

Выходное пособие при сокращении штатаВам будет интересно:Выходное пособие при сокращении штата

Какие же процедуры предполагает данный вид проверки? Аудит расчетных операций предусматривает проведение следующих мероприятий.

Прежде всего, необходимо установить реальность существования обязательств фирмы перед кем-либо, либо же дебиторов перед фирмой. Для этого предусмотрены различные процедуры, такие, как проверка первичных документов, выписок банков, а в особых случаях – отправка специальных писем контрагентам. Так, если проводится аудит депозитных операций, аудитор может отправить банку, в котором хранится депозит, письмо с просьбой уточнить сумму на депозите, объемы выплат по процентам и их периодичность.

Далее необходимо оценить правильность отображения в бухгалтерских документах всех аспектов расчетных операций. Это особенно важно в том случае, если в операциях принимают участие объекты, не находящиеся в собственности фирмы, то есть если проводится аудит арендных операций. В этом случае важно отметить, не записаны ли на баланс предприятия арендные объекты, которые, по сути, ему не принадлежат. Также важно проверить, чтобы все арендные платежи правильно отображались в документах, в том числе важно проследить, чтобы они правильно переносились на себестоимость производимой продукции, но лишь в том случае, если данный объект принимает участие в процессе производства. Кроме того, проводя аудит расчетных операций по аренде, необходимо помнить, что амортизация начисляется арендодателем и уменьшает его валовый доход, поэтому начислять амортизацию на объекты, взятые в аренду, не нужно. В случае обнаружения нарушения данного правила, необходимо производить корректирующие операции, однако, это чревато последующими вопросами со стороны налоговой и других проверяющих органов.

Аудит расчетных операций занимает, как правило, достаточно долгое время по сравнению с другими видами проверок. Причиной этого является разнообразие и большое количество расчетов, которые проводятся как с покупателями, так и с поставщиками. Более того, после проведения аудита расчетных операций часто возникает необходимость в проведении других видов проверки, скажем, касающихся запасов или же основных средств. Это объясняется тем, что если имели место нарушения в операциях с поставщиками или же покупателями предприятия, то логично предположить, что была затронута не только финансовая сторона вопроса, но также имеются несоответствия в реальном наличии тех или иных объектов на предприятии.

Именно поэтому аудит расчетных операций считается одним из важнейших видов проверок финансового состояния предприятия. Качественное проведение данного вида проверки является залогом финансового здоровья предприятия и отсутствия у него проблем с проверяющими органами в будущих периодах.



Источник