17-11-2018 15:15

Экономическая сущность налогов в разработке классиков экономической науки

Налоги - категория, непосредственно связанная с генезисом государства. Масштабы, методы и характер мобилизации финансовых денежных ресурсов, экономическая сущность налогов всегда опосредованы уровнем развития общества и созданного им государства.

Понятие и сущность налогов, точные рамки направления работы финансовых органов государства, ограничивающие их произвол и доминирующее положение в диалоге с физическими и юридическими лицами по поводу уплаты налогов, определил А. Смит. Установление таких рамок предопределяет развитие в дальнейшем взаимных прав и обязанностей между публичной властью, в лице государства, и частными интересами, в лице граждан.

Основные принципы кредитования: описание, особенности и требованияВам будет интересно:Основные принципы кредитования: описание, особенности и требования

Вышеперечисленные аксиомы получили дальнейшее концептуальное развитие у А. Вагнера. Исследователь дополняет и, что немаловажно, классифицирует их. Появляется девять принципов, раскрывающих сущность налогов и роль государства в обращении с ними, разделенных на четыре блока.

К первой группе финансово-технологических принципов относятся принципы достаточности и подвижности.

Выбор надлежащего источника обложения и отдельных видов налогов с принятием во внимание влияния обложения и отдельных его видов на плательщиков и общее исследование переложения налогов составляют совокупность народнохозяйственных принципов.

Блок принципов справедливости составляют всеобщность и равномерность.

Определенность, понятная экономическая сущность налогов, удобство и дешевизна взимания образуют единую совокупность принципов податного управления.

Помимо классификации, отдельно выделяются финансово-политические принципы. Они выступают как наиболее важные и существенные в рассматриваемой теории, поскольку власти нередко приходится нарушать принципы справедливости в связи с крайней государственной необходимостью. Исходя из этого, финансово-политические принципы должны быть выше народнохозяйственных принципов и принципов справедливости.

Таким образом, если А. Смит поддерживал интересы налогоплательщиков, то А. Вагнер, будучи приверженцем теории коллективных потребностей, систематизировал принципы, которые учитывали частные и публичные интересы, с явным приоритетом последних в лице государства. При этом предложенная им классификация не является единым целым структурным образованием, так как финансово-политические принципы выносятся и рассматриваются отдельно от основной классификации, а потому экономическая сущность налогов в ней раскрыта недостаточно.

Интересна также теоретическая попытка обоснования совершенствования налоговых отношений посредством принципа пропорциональности исследователем В. Пети, который пришел к выводу о том, что пропорционально изымаемые из оборота денежные средства в виде налогов никоим образом не могут повлиять на благосостояние налогоплательщиков. У Пети экономическая сущность налогов и его вывод, раскрываются следующим образом: при распределении накопившихся в государственной казне поступлений они будут рассредоточены должным образом согласно потребностям последних. В сочинении В. Пети, прослеживается косвенное оправдание принципа обоснованности, который он понимал, как право государства на взимание любого количества налогов в любое время.

Русские мыслители XVIII-XIX вв. в оценке налоговых отношений принимали за основу методологию западных научных школ. Последователем учения А. Смита о принципах налогообложения можно назвать Н.И. Тургенева. Исследовав руководящие идеи налогообложения, ученый особое значение придал принципу равного распределения бремени налогов, небезосновательно полагая, что они должны распределяться между всеми гражданами в соответствии с их доходами. Суждения о принципах определенности, удобства уплаты налога, сокращения издержек взимания налогов имеют полное сходство с общими началами налогообложения А. Смита. Следствием данного рассуждения является вывод: о состоянии образованности каждого государства можно судить по состоянию налогов.

Интересно, что это высказывание в отличие от европейской финансовой мысли, затрагивает морально-этическую сторону рационального взаимодействия государства и общества в области налоговых отношений, подчёркивает значение правовой культуры, что достаточно актуально и в наше время.



Источник