Начиная с осени 2001 года, после трагедии в Америке, почти все страны мира сделали все возможное, чтобы усилить безопасность в аэропортах. Без внимания не остались морские порты и сухопутные пропускные пункты на границах. Через них каждый день проходит огромное количество автомобилей и контейнеров с грузами. Злоумышленники могут пользоваться ими для того, чтобы перевозить наркотики, оружие, контрабанду. Осмотр груза вручную - длительный и дорогостоящий процесс, который требует привлечения огромного людского ресурса. Именно по этой причине досмотр применяют только в самых крайних и сложных случаях, когда есть серьезные опасения или подозрения насчет груза. Чтобы облегчить работу таможенной службы и повысить качество осмотра, были созданы специальные инструменты. Одним из них является инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК).
Что такое ИДК?
Вам будет интересно:Русские в Таиланде: подробности жизни, преимущества и недостатки, как переехать
ИДК − это специальное техническое средство для таможенного контроля, которое используют для досмотра всех видов транспортных средств и крупногабаритных грузов. Инспекционно-досмотровый комплекс всего за 5 минут без вскрытия контейнера и разгрузки автомобиля выводит на экран изображение, которое показывает, что находится в центре осматриваемого объекта, выдает полное описание и характеристики.
Вам будет интересно:Со скольки лет продается водка гражданам России?
Благодаря комплексу можно идентифицировать перевозимые грузы, обнаруживать предметы, которые запрещены к перевозке, проводить ориентировочную оценку количества перевозимого груза.
История создания
Создание инспекционно-досмотрового комплекса − это вынужденная мера, направленная на то, чтобы решить задачи, поставленные перед таможенной службой. Кстати, эти задачи были поставлены еще в конце 80-х годов ХХ века. Еще в советское время было принято постановление "О мерах по разработке и организации производства технических средств таможенного контроля, обеспечивающих его эффективность, надежность и качество". Целью было создать эффективную и организованную работу системы досмотра грузов на таможне.
В России внедрение инспекционно-досмотровых комплексов таможенных служб началось в 2002 году. Экспериментальный комплекс внедрили на таможенный переход "Брусничное", который находится на границе с Финляндией. Тогда была введена в эксплуатацию мобильная версия, разработанная немецкой компанией Smiths Heimann. Спустя еще 3 года аналогичный комплекс запустили в работу на переходе "Троеборное" на границе с Украиной, а позже стали активно устанавливать на пропускных пунктах с большой проходимостью автомобильных грузов.
Виды ИДК
Вам будет интересно:Свидетельство о регистрации юр. лица (образец)
Сегодня, благодаря активному развитию технологий, появилось несколько модификаций инспекционно-досмотровых комплексов, таких как:
- стационарные;
- легковозводимые;
- мобильные;
- для контроля железнодорожных вагонов;
- для контроля авиационных контейнеров.
Основная классификация инспекционно-досмотровых комплексов по типу излучения:
- оснащенные источником рентгеновского излучения;
- оснащенные источником гамма-излучения.
По энергии излучения они бывают:
- с низким уровнем энергетики до 300 кэ;
- средним уровнем до 2,5 Мэ;
- высоким уровнем энергетики свыше 4 Мэ.
У каждой системы есть свое определенное назначение и пропускная способность. Чтобы понять, где и как их применяют, нужно рассмотреть характеристики каждой в отдельности.
Стационарные ИДК
Эти системы помогают детально рассмотреть содержимое морских контейнеров и транспортных средств. Как правило, подобные комплексы используются на морских таможенных пунктах. Их пропускная способность - 30 контейнеров в час. Подобные комплексы требуют надежной защиты от радиации и устанавливаются только в стационарных рентгенозащитных сооружениях.
Легковозводимые ИДК
Они значительно уступают стационарным комплексам по своей проникающей способности. Они позволяют получить информацию о соответствии груза, который указан в сопроводительных документах, и дают возможность идентифицировать до 85 % содержимого контейнеров. Эти системы используют на автомобильных пунктах, их пропускная способность до 20 автомобилей в час.
Размещать оборудование подобного типа можно в быстровозводимых сооружениях или или бетонных модулях с упрощенной защитой от радиации.
Мобильные ИДК
Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс устанавливается на специальные шасси транспортного средства и требует отведения специальной санитарной зоны. Он позволяет получить информацию о наличии груза в контейнере, проводит идентификацию содержимого на предмет их соответствия сопроводительным документам.
Вам будет интересно:Гарантийное обслуживание - это... Определение, условия, требования и договор
В основном они работают с небольшими объемными плоскостями. Пропускная способность около 20 объектов в час. Используются оперативными подразделениями таможенных служб. Чтобы мобильный комплекс работал качественно и давал максимально правдивую информацию, его нужно установить на ровную площадку, по которой он будет свободно перемещаться относительно объекта досмотра.
Другие виды ИДК
Дополнительно были выпущены инспекционно-досмотровые комплексы для таможенных служб, которые позволяют осмотреть железнодорожные вагоны без вскрытия. Они помогают увидеть на экране изображение всех загруженных вагонов, дают возможность провести идентификацию товаров, узлов и агрегатов вагонов.
Были созданы системы, позволяющие провести качественный досмотр авиационных контейнеров. Они позволяют получить изображение только полностью загруженного контейнера и помогают провести идентификацию товаров.
Принцип работы ИДК
Стационарный инспекционно-досмотровый комплекс использует для проверки ионизирующие лучи, благодаря которым удается получить рентгеновское изображение и провести качественный анализ автомобиля и груза (даже самых крупных).
Лучи проникают внутрь объекта, поэтому вскрывать оболочку контейнера не нужно. Лучи возвращаются в виде теневого изображения на экран монитора. Если говорить более простым языком, то рентгеновское излучение, направляющееся от источника, проходит через просвечиваемый объект, предмет, защитное стекло и визуально воспринимается оператором как теневое изображение.
Если теневое изображение проходит через специальный флюорисцентный экран, то он преобразуется в световой рельеф и вызывает свечение. В этом случае оператор воспринимает его как светящееся теневое изображение.
Подводя итоги, можно сказать, что принцип работы инспекционно-досмотрового комплекса основывается на свойстве рентгеновского луча получать теневое изображение пронизываемого им насквозь предмета и вызывать его свечение с помощью флюороидных материалов.
Устройство ИДК
Почти все типы инспекционно-досмотровых комплексов состоят из следующих основных систем:
- излучающая;
- обработки и регистрации полученных данных;
- перемещения досматриваемого объекта;
- обработки полученного изображения, управления полученными данными и обеспечения их надежного хранения;
- обеспечения взаимодействия с другими информационными системами, комплексами программных ЕАИС таможенного контроля;
- обеспечения удаленного просмотра полученных данных;
- управление;
- транспортирования;
- безопасности от радиационного излучения;
- электрического питания.
Все системы входят в комплекс и работают слажено, поэтому информация приходит на монитор максимально достоверная и хранится в памяти определенное количество времени.
Основные задачи ИДК
Применение инспекционно-досмотрового комплекса на таможенных пропускных пунктах позволяет решить массу серьезных задач:
- увеличивают объемы и уровень достоверности поступающей на монитор информации во время проведения таможенного досмотра;
- ускоряют объемы оборотов товаров через пропускные пункты на границе России;
- значительно сокращают время на оформление грузов, проходящих таможенный контроль, и транспортных средств;
- качественная проверка соответствия всех сведений о грузе, указанных в сопроводительных документах;
- увеличение таможенных сборов в бюджет страны;
- повышение эффективности выявления запрещенных грузов, таких как оружие, наркотики и контрабанда, которые перемещаются с нарушениями действующего законодательства.
Благодаря инспекционно-досмотровым комплексам в России за последние годы значительно уменьшилось время прохождения таможенной проверки (особенно крупногабаритных грузов), и снизилось количество ввозимых в страну запрещенных грузов.
Плюсы использования ИДК на таможне
После того, как таможенные пропускные пункты были оснащены более современной техникой, такой как ИДК, то прохождение таможни стало не только менее утомительным - улучшилось качество досмотра крупногабаритных грузов. Благодаря внедрению ИДК, таможенные пункты получили массу преимуществ:
- удалось достигнуть максимальной скорости досмотра поездов;
- пропускная способность комплексов высокая, сравнить ее можно с эквивалентом стали, толщиной 460 мм;
- удается получать радиоскопическое изображение контролируемого объекта высокого качества;
- в несколько раз сокращается время проверки грузов;
- высокое качество распознаваемого материала;
- не нужно вскрывать контейнер, чтобы досконально его проверить на наличие запрещенного груза и сверить объекты с данными в сопроводительных документах;
- автоматически проводится сверка содержимого контейнера и перечня, указанного в документах;
- высокая эффективность обнаружения запрещенных грузов;
- возможность работать с системой удаленно, в автоматическом режиме;
- использование аппаратуры в любых климатических условиях.
Благодаря всем этим преимуществам перемещаемые инспекционно-досмотровые комплексы и любые другие виды систем активно используются и продолжают внедряться на все таможенно-пропускные пункты России и других стран.
Итоги работы ИДК на таможенных пунктах России
ИДК − это достаточно дорогая техника. Сегодня на российских границах работает 5 стационарных систем и более 40 мобильных. За последние полгода, благодаря использованию подобных комплексов, удалось досмотреть более двух тысяч транспортных средств и выявить более 500 правонарушителей, которые пытались провести через границу запрещенные для ввоза грузы.
Стоимость одного комплекса обходится в среднем около 100 млн рублей, но как показывают результаты проверки, они оправдывают эту стоимость, так как позволяют быстро распознать даже хорошо замаскированные грузы, например, скрытые под полом или накрытые сталью. В скором времени на всех таможенных пунктах будет увеличено количество комплексов, чтобы снизить время проверки грузов и повысить качество работы таможенных служб.
Заключение
ИДК − это прекрасная современная разработка, которая не просто облегчила работу работников таможенной службы, но и позволила улучшить качество досмотра ввозимого и вывозимого груза. Кроме того, удалось значительно сократить время проверки авиационных контейнеров и железнодорожных вагонов, так как благодаря современным комплексам удается без вскрытия контейнера провести качественную проверку всего содержимого.
Инспекционно-досмотровые комплексы позволили снизить количество ввозимой контрабанды и наркотиков в страну. Слаженная работа оператора комплекса позволяет быстро выявить нарушителя, внести полученные данные в память устройства и после передать их в вышестоящие органы. Все системы мобильно соединены с нужными службами, поэтому работа по выявлению правонарушителей идет слажено. Благодаря системам за последние годы удалось значительно пополнить бюджет России за счет административных штрафов, выписанных нарушителям.