К сожалению, на различных водных объектах (от озер и рек до морей и океанов) пожары случаются ничуть не реже, чем на суше. Надо сказать, что тушение их в открытой водной акватории, а также устранение вредных для экологии последствий предполагает использование специальных кораблей - пожарных судов.
Они не только принимают непосредственное участие в устранении очага пожара, тушении огня, но и проводят различные профилактические работы. В частности, в отношении морских нефтедобывающих объектов. Именно пожарные суда помогают эвакуировать с пострадавших плавсредств людей, спасти пострадавших от аварии.
Вам будет интересно:Остановка на перекрестке: правила проезда, штраф за нарушение
Тушение пожаров в акваториях проводится самыми различными судами - от быстроходных малых катеров до крупногабаритных кораблей. С основными из них, непосредственно применяемыми МЧС РФ, мы познакомимся в данной статье.
Определение
Пожарным судном может называться корабль, катер или моторная лодка, используемые для решения задач, что выполняются противопожарными службами. Основное назначение таковых судов - оказание экстренной помощи как плавательным средствам, так и береговым объектам, буровым морским установкам и проч.
Одна из важных характеристик таких судов - их повышенная маневренность для более быстрого и точного подхода к пострадавшему объекту. Она обеспечивается мощными подруливающими устройствами. Что касается судов, построенных в последние годы, это достигается специальными системами динамического позиционирования.
Вам будет интересно:Герб византийской империи: описание символов и фото
Классификация
Пожарные суда можно разделить на следующие основные категории:
- Специфические. Они имеют на борту крупногабаритное мощное противопожарное оборудование, которое не позволяет использовать таковые плавсредства не по назначению.
- Комбинированные. В группу входят те портовые и пожарные буксиры, на которые установлено пожарное оборудование, не снижающее эффективности их буксировочных свойств даже при применении не по назначению.
Также пожарные суда можно представить в классификации по району плавания:
- Речные.
- Морские.
- Комбинированный тип "река-море" (главным образом, таковые плавательные средства используются в крупных речных руслах).
Важные характеристики
Не всегда пожарная безопасность на судах обеспечена должным образом. Поэтому в случае возникновения ЧП порой является необходимым использование специальных кораблей, катеров, лодок. Все эти антипожарные плавсредства должны соответствовать следующему минимальному набору характеристик:
- Ходность. Судно должно развивать в необходимый временной промежуток и поддерживать по ходу движения определенную скорость, что задана для него ранее.
- Непотопляемость. Заполнение даже нескольких отсеков такового судна водой не должно влиять ни на его равновесие, ни на работоспособность.
- Автономность. Характеристика свидетельствует о том, какой промежуток времени судно может обойтись без дополнительного пополнения его запасами воды, провизии, топлива и каких-либо материалов.
- Управляемость. Способность данного плавсредства моментально реагировать на изменение положения его руля.
- Остойчивость. Так называется способность суда удерживать равновесие при воздействии на него всевозможных внешних сил.
Вам будет интересно:Премия правительства РФ. Льготы лауреатам премии правительства Российской Федерации
Если требования пожарной безопасности на судах были нарушены, и ЧП произошло, к его локации направляются пожарные плавсредства. Познакомимся с некоторыми из них, что непосредственно используются МЧС РФ.
Проект 14613 МАРС
Такие судна - это вспомогательные транспортные средства при возникновении ЧС на воде. Как правило, они состоят из таких элементов:
- Корпус с необходимыми надстройками.
- Насосы.
- Системы орошения.
- Водопенные коммуникации.
- Иловые установки.
Чтобы корпус такового судна не пострадал в процессе тушения пожара, используются специальные водные завесы. Это необходимая защита по периметру. Поэтому корпус отличается усиленной водонепроницаемостью.
Для ликвидации огня устанавливаются 2-4 насоса. Они функционируют благодаря работе специальных двигателей. Иногда их работа может обеспечиваться и ходовыми двигателями.
Пожарная техника тут может быть самой различной - все зависит от типа судна. Но, как минимум, должны быть два лафетных ствола.
"Полковник Чернышев"
Если сработала пожарная тревога на судах, для помощи данным плавсредствам может быть направлен корабль "Полковник Чернышев".
Его главные возможности:
- Движение при волнах в 2 м высотой.
- Движение при толщине льда в 10-15 см.
- Дальность плавания: 1400 км.
- Скорость: 30 км/ч.
Что касается антипожарных характеристик судна:
- 8 пожарных рукавов.
- Средняя длина струи - 120 м.
- 4 насоса.
- 3 ствола.
- 3 лафетных ствола.
- Одна шлюпка на борту.
- 1 кран.
- 4 пеногенератора на борту.
Способен эффективно участвовать в ликвидации пожаров при шторме до 4 баллов. Имеется противопожарная система: водная завеса и система отгона нефтяных пленок. Поэтому судно может тушить всевозможные пожары, включая возгорания нефтегазового сырья и электрооборудования.
Для тушения используется как пена, так и вода. Для особо опасных пожаров применяется гидропушка. Она способна потушить очаг возгорания на большом расстоянии (до 130-140 м).
Для проведения спасательных действий судно оснащается специальными шлюпками и жилетами. Подруливающее устройство помогает осуществлять маневры, удерживать плавсредство в зоне возгорания. Транспортируют горящие суда с помощью специального электрокрана, который может удержать груз весом до 1 т.
"Надежда"
Системы пожарной сигнализации на судах не всегда бывают эффективными. Это ведет за собой необходимость помощи специальных плавсредств. Одно из них, используемое МЧС, - это корабль "Надежда". Его характеристики:
- Зона оперативной готовности средства - 82 км.
- На корабле может находиться смена спасателей численностью 7 человек. Общий состав экипажа - до 28 человек.
- Корпус обшит слоем стали толщиной в 4 мм. Палуба обшита листами стали толщиной в 3 мм.
- Для придания движению "Надежде" используются водометные двигатели.
А теперь остановимся на противопожарных характеристиках:
- 4 насоса.
- Протяженность рукавной линии - до 1,5 км.
- Длина выбрасываемой струи - до 70 м.
- 7 пеногенераторов.
- 3 лафетных ствола.
- 2 мощных двигателя.
КС-110-39
Мы рассмотрели, какие есть пожарные системы на судах, отличающихся своей крупногабаритностью. Кроме них, используются и сравнительно небольшие пожарные катера на реках и озерах. Согласно существующим санитарным нормам, на них не разрешено постоянное пребывание, проживание экипажа и спасателей.
Самая распространенная модель на сегодня - стальной водометный катер типа КС-110-39. Этот пожарно-спасательный мелкосидящий катер предназначен для тушения пожаров как на плавсредствах, так и на береговой линии. Он оснащен водометным двигателем, предназначен также для проведения спасательных и аварийных работ на реках и в небольших водоемах.
Обозначим характеристики:
- Максимальная скорость передвижения - 22 км/ч.
- Боевой расчет - 6 человек.
- 2 бака по 1000 л, предназначенных для пенообразования.
- Длина выбиваемой сплошной водной струи - 80 м.
Катер применяют в следующих случаях:
- Необходимость подачи через лафетный ствол воды из водоема в очаг возгорания.
- Быстрая доставка к месту ЧП боевых расчетов, пополнительных материалов и средств, оборудования, запасов веществ для тушения.
- Осуществление доставки пены из стационарных штатных пенорезервуаров.
Такой катер может преодолевать расстояния до 300 м. Его пожарный насос непрерывно работает на протяжении 6 часов. На сам катер устанавливается защитная бортовая система. Лафетным стволом, входящим в антипожарный блок, тут можно управлять дистанционно.
Иные катера
Решение судов по пожарной безопасности должно быть ответственным. Так как тушение очага возгорания здесь - дело более сложное, чем при наземном ЧП. Кроме вышеупомянутого, МЧС РФ использует также и следующие пожарно-спасательные катера:
- "Кальмар 65 Т".
- "Касатка".
- "Мастер".
- "Стингер".
- "Марс 700" (специальный катер на воздушной подушке).
Все эти катера также обязательно оснащаются огнетушителями, топорами, специальным покрывалом и ломом. Для схода с мели тут предназначена лебедка с канатом длиной 30 м. Подобные катера также можно транспортировать и наземными транспортными средствами - автомобилями, поездами.
В определенных случаях в ход пускают систему, предназначенную для объемного тушения возгорания. Все катера оборудованы переносными радиостанциями. Они питаются от сети судна через специальные блоки питания. Радиооборудование работает от внешней антенны, является станционным.
Амфибийное судно
Постановление Верховного Суда о пожарной безопасности строго обязательно к следованию на территории РФ. Что касается водных объектов, тут ее обеспечивает МЧС РФ. Следующее используемое им средство - пожарно-спасательное судно-амфибия "Посейдон" на воздушной подушке.
Это универсальное транспортное ТС, предназначенное для решения специфических задач по ликвидации ЧС:
- Пожаротушение на водных объектах.
- Водолазные работы и подводный осмотр.
- Спасение утопающих, людей, оказавшихся на льдинах.
- Доставка спецсредств в места ЧС.
Судно можно использовать круглый год. Оно передвигается по таким поверхностям, как вода, мели, песок, льды. Управлять им может один капитан. На судне находятся 6-10 человек.
Его важное достоинство - наличие сменных модулей. Снимая и перемещая их, можно быстро изменить специализацию судна - на пожарную, спасательную, водолазную и проч.
Аэролодки
Характеристика амфибии "Пиранья":
- Скорость: до 100 км/ч.
- Экипаж: 6-8 человек.
- Груз на борту: до 1,5 тонн.
- Мощность: 265 л.с.
- Проходимость: передвигается одинаково хорошо по льду, камышам, воде, болотистой местности.
Лодка предназначена как для доставки спасателей к локации ЧС, так и для эвакуации пострадавших.
Мы рассмотрели главные пожарно-спасательные средства, используемые МЧС РФ. Каждое из них, как вы убедились, выделяется определенными, специфическими характеристиками.