В международной практике на крупные сделки принято оформлять юридическое (правовое) заключение. В нашей стране такая услуга не особо распространена. Тем не менее, некоторые субъекты перед заключением договора обращаются к специалистам. Давайте рассмотрим особенности и общие правила оформления юридического заключения. Образец документа также будет представлен в статье.
Что это?
Юридическое заключение представляет собой мнение юриста о сделке. Основное его назначение – отражение рисков по предстоящему договору. Оформляется оно в письменной форме. Юридическое заключение имеет особую структуру. Оно состоит из следующих частей:
Вам будет интересно:Подведомственность и подсудность в гражданском процессе: понятия, содержание и особенности
В связи с тем, что в отечественной практике контрагенты обычно не обращаются за юридическим заключением, услуга такого рода не входит в перечень услуг адвокатских кабинетов. Между тем, многие субъекты работают с иностранными клиентами, поэтому им приходится оформлять такую бумагу.
Проверка документов
Вам будет интересно:Как сделать визу в Италию: необходимые документы, визовые центры, пошаговая инструкция
Любому лицу, совершающему крупные сделки, необходимо не только знать структуру юридического заключения на договор, но и уметь правильно его читать. Начинать изучение необходимо не с введения, а с перечня документов. Следует проверить, все ли бумаги были переданы юридической компании. По общим правилам фирма примет только те документы, сведения о которых присутствуют в соответствующем разделе заключения. Внешние юристы, разумеется, не могут быть уверены в полноте информации, однако полагаются в этом вопросе на клиентов.
Если существуют бумаги, не перечисленные в разделе "Документы", но сведения, содержащиеся в них, могут оказать существенное влияние на содержание юридического заключения, то их необходимо предоставить.
Важный момент
С особой осторожностью следует относиться к справкам, предоставляемым третьими лицами или госорганами, заверяющими документы. Внешние юристы на них тоже полагаются. Однако если информация, содержащаяся в таких справках, не соответствует действительности, юридическое заключение может быть некорректным.
Раздел "Выводы"
В этой части юридического заключения отражается мнение специалиста о договоре. Выводы могут иметь разную формулировку - четко подтверждать отсутствие нарушений и действительность соглашения или отражать некоторые ограничения.
Наиболее распространенными считаются следующие выводы:
Однако, если в разделе "Выводы" отсутствуют ограничения, следует в обязательном порядке ознакомиться с информацией, присутствующей в других пунктах юридического заключения. Речь идет о блоках "Оговорки" и "Ограничения". Давайте их рассмотрим.
Раздел "Оговорки"
Он представляют собой сведения, на которые полагается внешний юрист. Эта информация специалистом не проверяется, а принимается на веру. К примеру, если юристу для изучения было передано решение общего собрания, по умолчанию предполагается, что оно было созвано и проведено в соответствии с действующими нормами. В своем заключении юрист делает соответствующую оговорку. Клиент, в свою очередь, может самостоятельно проверить факт соблюдения лицами порядка проведения общего собрания. Здесь нужно учитывать, что, согласно российскому законодательству, если процедура не была соблюдена, то крупная сделка, на бумаге одобренная собранием, может быть признана недействительной.
Если в оговорке присутствует информация о правоспособности участников договора, клиенту нужно самому дополнительно проверить достоверность этих сведений. Сделка может быть признана недействительной, если одна из сторон не обладает правоспособностью.
Нюанс
Оговорка может также указывать на отсутствие полных сведений по какому-либо вопросу. В этом случае есть риск того, что сделка заключается без рассмотрения сторонами существенных обстоятельств. Следовательно, и в этом случае повышается вероятность признания ее недействительности.
Блок "Ограничения"
Он представляет собой специфические оговорки. Их делают юристы, способные повлиять на выводы, присутствующие в заключении. Давайте разберемся с этим.
Предположим, внешний юрист дал положительное заключение, но в разделе "Ограничения" указал на наличие некоторых судебных постановлений, не согласующихся с общей судебной практикой. Это в будущем может означать, что судебная инстанция при рассмотрении спора может не согласиться с доводами о действительности сделки. Соответственно, есть риск неисполнения контрагентом принятых на себя обязательств.
Другой пример. В "Заключении" может быть сказано, что требования клиента в случае банкротства его контрагента будут рассмотрены в той же очереди, что претензии других коммерческих кредиторов. Однако в "Ограничениях" может присутствовать указание на то, что отдельные кредиторы обладают первоочередным правом на удовлетворение их требований в соответствии с законодательством.
Возможно и такое. В "Выводах" подтверждена действительность сделки, а в "Ограничениях" закреплено, что правоприменительная практика отсутствует по таким договорам, так как действует новое законодательство.
Другие сведения
Особое значение имеет раздел, в котором приводится перечень субъектов, которые могут полагаться на заключение. Следовательно, лица, не указанные в нем, на документ рассчитывать не могут. Это относится, в том числе, к головным офисам, компаниям, запросившим заключение. В документе должна присутствовать оговорка о том, что оно предоставляется не только непосредственно самому заказчику, но и его аффилированным лицам.
Выдача документа осуществляется в день его оформления (дата указывается на бланке). Если другое не установлено самим заключением, юристы не должны его обновлять в случае изменения законодательства или в иных обстоятельствах, имевших место после даты оформления.
В разделе "Введение", как правило, указывается право, на основании которого выдается документ. Заказчик не может полагаться на эту бумагу, если заключает сделки по другому праву.
Дополнительно
Надо отметить, что юристы по-разному подходят к процессу оформления заключений. Некоторые специалисты предпочитают составлять расширенные документы, вписывать в них множество ограничений и оговорок. Делается это, главным образом, для защиты их репутации. Клиенты, в свою очередь, предпочитают получать короткие заключения, подтверждающие действительность сделок, совершаемых ими.