Материально-техническое оснащение является важным аспектом для любого учреждения, включая общеобразовательные школы.
Министерством образования и науки Российской Федерации был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования (ФГОС) в декабре 2010 года. Его основным предназначением является стандартизация и систематизация учебной деятельности, но есть в нем и требования к материально техническому оснащению кабинетов.
Теоретические аспекты
Вам будет интересно:Внесение записей о награждении в трудовую книжку: образцы и правила
Все требования, касающиеся учебных аудиторий и специализированных кабинетов, основываются на следующей законодательной базе:
-
Приказе Министерства образования РФ №986 (2010 год), касающемся минимальной оснащенности ученических классов и учебного процесса техническими средствами.
-
САНПИН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189 (они не утратили своей актуальности и в настоящее время), касающиеся эпидемиологических требований к учебным помещениям и образовательной деятельности.
Материально-техническое оснащение начальной школы основывается на Приказе Минобрнауки РФ от 30 марта 2016 года. У учебных организаций есть право на внесение изменений и уточнений в правила и нормы, не отходя от установленного регламента, не менее 1 раза в 10 лет.
Вам будет интересно:Сроки составления протокола об административном правонарушении. Статья 28.5 КоАП РФ
Общие требования
Что предполагает материально-техническое оснащение образовательной организации? Главным требованием является соответствие оборудования санитарно-гигиеническим требованиям САНПИН. Оборудование собирается только из экологически безопасных материалов, которые поддаются легкой мойке и отвечают нормам охраны труда. Мебель, применяемая для оснащения классов, должна быть пожаробезопасной, сертифицированной таможенным регламентом ТР ТС 025/2012.
Материально-техническое оснащение кабинета химии осуществляется согласно ГОСТ 8.568 и должно быть аттестовано специальной комиссией. Техника, применяемая для интерактивного обучения в российских школах, не подвергается сертификации, но предполагает наличие технической документации (оригинального паспорта производителя).
Место преподавателя
Вам будет интересно:Знак "Осторожно, стекло!". Знаки тары и упаковки
Какими средствами материально-технического оснащения должен быть оборудован кабинет педагога? Остановимся на данном вопросе подробнее:
-
рабочее место (кресло, стул, стол) предполагает наличие дополнительных ящиков, полок, имеющих удобную конфигурацию;
-
интерактивный программно-аппаратный комплекс, предполагающий передачу информации;
-
мебель для размещения обучающих материалов (стеллажи, шкафы) с требуемым количеством полок и секций в разной конфигурации и габаритах;
-
устройство для оформления экспозиции (стендовых материалов)
В зависимости от специализации применяются наглядные пособия, инструменты, приспособления.
Материально-техническое оснащение обязывает установку доски для письма мелом со специальным антибликовым покрытием. Эксперты утверждают, что только ее не коснулись изменения.
Важные моменты
Нормы материально-технического оснащения допускают установку в учебном кабинете интерактивной доски при условии ее безопасности и гигиеничности. Она должна быть одинаково освещена, видна с любого ученического места, не бликовать. В инструкции обязательно указывается подробная информация обо всех параметрах интерактивной доски, в противном случае ее эксплуатация в рамках образовательной организации будет запрещена.
Рабочее место школьника
Отдельные требования предъявляются к материально-техническому оснащению парт. Они должны подбираться согласно росту ребенка, рационально устанавливаться в пространстве кабинета. В настоящее время классические парты САНПИН рекомендует заменять на специальную мебель повышенного удобства, которая учитывает анатомию школьника. К примеру, выпускают «растущие парты», подогнать которые можно под каждого школьника. В столешницу встраиваются дополнительные ящики для школьных принадлежностей. Парта оснащается механизмом регулировки наклона рабочей поверхности.
Комфортность сидения школьника в течение 5-6 уроков обеспечивается откидной спинкой, регулировкой высоты и поворота, мягкой обивкой.
Существуют и требования к расположению в классе парт, отличающихся по габаритам. Парты меньших размеров ставят ближе к учительскому столу, остальные - по мере увеличения размеров к концу класса. Определенные требования выдвигаются к размерам проходов между рядами, прописанные в САНПИН.
Особенности технического оснащения
Вам будет интересно:Как получить инвалидность в Москве: с чего начать и куда обращаться?
При планировке кабинета важно помнить об основных требованиях безопасности, включая и пожарную безопасность. Материально-техническое оснащение организации образовательного вида характеризует ФГОС. Данный документ определяет тип аппаратуры, рекомендуемой для установки в классах ОУ для ведения полноценного учебного и воспитательного процесса. К комплекту относят:
-
магнитолы и мультимедиа плейеры;
-
телевизор;
-
экран для проектора (не допускается проецирование изображения на стену);
-
интерактивная доска;
-
планшет либо компьютер.
Рекомендуется планировать в кабинете отдельную зону для просмотра передач или телевизионных фильмов, чтобы дети находились от экрана на безопасном для глаз расстоянии.
Материально-техническое оснащение школы осуществляется по Приказу Минобрнауки РФ (2006 год, №336). Данный документ предполагает подбор специального научного и интерактивного оборудования для специализированных кабинетов (химии, биологии, физики, истории, астрономии).
Реалии времени
На практике материально-техническое оснащение организации во многих школах, расположенных в небольших российских городах, существенно отстает от научно-технического прогресса: в классах устанавливается нерегулируемая устаревшая мебель, стены в классе красят пастельными цветами. Многие производители предлагают ученические столы и парты, шкафчики для книг из надежного МДФ в красивом цветовом диапазоне, но недостаточное финансирование не позволяет директорам школ покупать ее.
Кабинет химии
Под ним подразумевают специальный класс, в котором рационально установлен комплект оборудования, мебель, а также технические средства обучения. Сведения о материально-техническом оснащении также можно найти в ФГОС. Оборудование, подбираемое в кабинет химии, в полной мере должен учитывать специфику предмета, включать демонстрационный стол для педагога, места на ученических партах для размещения реактивов и лабораторного оборудования.
Общие требования к кабинету
Необходима специальная школьная нормативная документация на открытие и деятельность кабинета:
-
Приказ директора ОУ о назначении заведующего кабинетом, лаборанта (разрабатывается специальная должностная инструкция);
-
паспорт кабинета, который оформляется с обязательным указанием его функционального предназначения (указывается установленное оборудование, наглядные пособия, технические средства обучения, дидактические материалы, учебные пособия);
-
инвентарная и дефектная ведомости на инвентарь и оборудование, которые установлены в кабинете;
-
полные правила техники безопасности при проведении практических и лабораторных работ;
-
акт принятия кабинета руководством образовательной организации;
-
протокол решения комиссии ОУ о готовности к обеспечению условий для успешной реализации образовательной программы на определенный учебный год;
-
план деятельности на учебный год (перспективное планирование)
Что еще включает материально-техническое оснащение? Программы по химии предполагают проведение школьниками практических экспериментов и опытов, поэтому обязательным элементом является вытяжной шкаф.
Требования к организации работы учебного кабинета
После модернизации системы отечественного образования существенно изменились требования к оснащенности (укомплектованности) учебных кабинетов. Для того чтобы кабинет обеспечивал оптимальные условия для выполнения требований образовательного стандарта, в нем должны быть следующие элементы:
-
традиционная часть;
-
развивающий элемент (технические и методические средства обучения).
Первая часть подразумевает наличие учебной программы базового и вариативного видов, тематическое планирование, учебники, пособия, справочники, сборники задач и упражнений, демонстрационные и раздаточные пособия. В кабинетах биологии, химии, физики дополнительно должны присутствовать инструкции по выполнению лабораторных и практических работ.
К развивающему элементу относятся звуковые и экранные пособия (кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы), дидактические материалы для обеспечения разноуровневого обучения (база и профиль). Также должен быть шкаф, специально отведенный под информационные материалы для учебной деятельности: рефераты, доклады, сочинения школьников, материалы газет. Они должны быть систематизированы, оформлены в специальную картотеку.
Также по требованиям ФГОС нового поколения в учебном кабинете должен быть банк материалов энциклопедических и справочных источников.
Отдельное место отводится подборке творческих заданий, готовым исследовательским работам школьников.
Обязательным является расписание учебного кабинета в урочное и во внеурочное время (в рамках дополнительного образования). Если в кабинете планируется проведение семинарских занятий, онлайн-обучение или индивидуальная работа, это также указывается в графике.
Особенности оснащения предприятий
Материально-техническое оснащение организаций зависит от профиля деятельности. В частности, в магазине торгово-оперативный процесс заключается в проведении следующих последовательных операций: прием товаров, их хранение, подготовка к продаже, выкладка на прилавок, показ, расчет, реализация.
Чтобы выполнять необходимые операции, во всех помещениях магазина должны быть определенные наборы мебели, которые соответствуют специфике торгового зала, и подсобные помещения. Важно выбрать тип мебели и ее количество, чтобы рационально организовать торговый процесс, повысить производительность труда сотрудников торговли, грамотно использовать все торговые площади магазина, улучшить интерьер торгового зала.
Подбор мебели в магазине предполагает учет способа обслуживания покупателей, специфику продаж, хранения конкретных групп товаров, периодичность пополнения запасов.
Важные моменты
Существует классификация мебели, предназначенной для торговых предприятий по следующим показателям:
-
месту применения (для залов, подсобных помещений);
-
предназначению (пристенные горки, прилавки, витрины, контейнеры, подтоварники и стеллажи, фасовочные столы, кассовые кабины, упаковочные столы);
-
способу крепления (пристенные, островные, навесные, встроенные);
-
товарному профилю (специальное оборудование для реализации конкретных товаров и универсальное для реализации любых продуктов
Подведем итоги
В любой образовательной, медицинской, торговой организации, производственных цехах должно использоваться определенное оборудование. Материально-техническая база в образовательных организациях и медицинских учреждениях должна соответствовать нормативным документам, утвержденным соответствующими ведомствами.
К примеру, при нарушении требований к кабинету химии, функционирующему в образовательной организации РФ, в качестве негативных последствий можно рассматривать травматизм школьников во время проведения практических и лабораторных работ.
Любое несоответствие локальным актам является законным основанием для прекращения деятельности отдельного кабинета (помещения) и всей организации.