03-02-2019 21:30

Понятие и сущность государства в ТГП (теории государства и права)

Государство – это политическая организация общества. Точнее - политический орган, или, в более узком смысле, институт власти. В это понятие входит формальное объединение людей, установление порядка и безопасности, методы государства, законы и их применение, его территория, район юрисдикции или географические границы и, наконец, суверенитет.

Определение

Если рассматривать понятие и сущность государства в ТГП, оно представляет собой сложную политико-правовую форму организации общественной жизни. Его основная цель связана с управлением общественными процессами, которые включают в себя защиту прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества. Возникновение государства является следствием развития цивилизации.

Принуждение к даче показаний: состав преступления, субъекты, ответственностьВам будет интересно:Принуждение к даче показаний: состав преступления, субъекты, ответственность

Его формирование возможно только при наличии определенных условий на конкретном этапе развития социума. В процессе эволюции общества происходило создание системы правил поведения, позволяющей управлять социальными процессами. Эти правила устанавливала публичная власть. По мере того как усложнялись социальные связи, происходил и аналогичный процесс, связанный с нормами и институтами политической власти.

Предпосылки возникновения

Меня избили: что делать, куда обращаться? Статья 116 УК РФ. ПобоиВам будет интересно:Меня избили: что делать, куда обращаться? Статья 116 УК РФ. Побои

Они обусловлены самой природой общества, которое следует рассматривать в качестве определенного типа отношений между людьми, и связями. Они, в свою очередь, могут иметь экономический, политический, духовный, юридический характер. При этом важной чертой является наличие общей территории, в границах которой осуществляется удовлетворение их основных жизненных интересов и потребностей. В качестве предпосылки возникновения государства с точки зрения основных подходов к сущности этого понятия выступает необходимость реализации и обеспечение этих потребностей.

Как внутренние, так и внешние общественные отношения регулирует публичная (государственная) власть. Ее отличает наличие монополии на принуждение в случае нарушения законов и системы специальных органов, занимающихся реализацией установленных правил. Ее решениям свойственен общеобязательный характер, и они в обязательном порядке должны исполняться.

первобытное общество

Признаки

Наименование места происхождения товара - это... Знак обслуживания наименования места происхождения товараВам будет интересно:Наименование места происхождения товара - это... Знак обслуживания наименования места происхождения товара

Они отражают сущность государства в ТГП. Оно в качестве одной из форм политико-юридической организации общественной жизни характеризуется наличием основных признаков. На их основании его можно определить как территориально организованную публично-правовую общность населения, построенную на началах власти, деятельность которой осуществляется в рамках существующего права.

Народ

Его рассматривают как первый признак. Государство является союзом людей, проживающих на одной территории и имеющих общие интересы, в качестве которых выступает стремление к усовершенствованию совместной жизни. Основным средством для этого является установление и поддержание справедливого правопорядка. Основой государственного союза называется право.

рабовладельческое общество

Территория

Этот признак государства является постоянным. Принцип территориальной организации государства – это распространение власти на определенное пространство, находящееся под юрисдикцией государства. Люди, которые проживают на этой территории, являются его подданными или гражданами.

Публичная власть

Еще один важный признак, соответствующий сущности государства в ТГП. Ее утверждает народ, от имени которого она выступает. Также ее называют государственной. А представляет ее особая группа людей, которые занимаются осуществлением задач и функций государства. При этом власть способна ограничивать права и свободы, которыми пользуются граждане, а также полномочия других государств. В качестве ее ценностного регулятора выступает право.

Исходя из сущности государства в ТГП, можно определить, что власть имеет свои характерные признаки:

  • наличие собственного аппарата управления, использующего с этой целью специальные органы;
  • представительный характер (деятельность осуществляется от имени граждан);
  • легитимность – граждане признают ее и подчиняются ей.

Суверенитет

В литературе по теории государства и права это понятие определяется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере. В соответствии с этим значением она распространяется на всех граждан и организации, а решения ее органов являются обязательными. Также она обладает исключительным правом свободного решения своих задач и выполнения функций.

Системы функционирования государства

Техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением. Правила промышленной безопасности опасных производственных объектовВам будет интересно:Техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением. Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов

С помощью налоговой и финансовой систем формируется государственный бюджет, который затем распределяется на различные общественные нужды.

Правовая система выступает как юридическое оформление государственной власти, благодаря чему последняя является легитимной. Посредством системы права происходит оформление юридических рамок и форм того, как государство осуществляет свои задачи и функции. Функционирование всех субъектов происходит в рамках установленных правовой системой норм.

символы Российского государства

Содержание понятия

Если рассматривать кратко, сущность государства в ТГП представлена как феномен общественной жизни. Его можно рассматривать с разных точек зрения. Например, как институт, представляющий систему органов государственной власти и учреждений, функционирование которых осуществляется на правовой основе. На основании этого и существуют различные подходы к сущности государства в ТГП.

Его можно рассматривать в качестве равноправного субъекта правоотношений. В публичном смысле оно является властью, основной задачей которой называется охрана прав и свобод, обеспечение безопасности, законности и правопорядка. С точки зрения функционирования оно представляет собой способ, посредством которого регулируются и упорядочиваются общественные отношения.

Фактически, содержание понятия «сущность государства» в ТГП заключается в необходимости управлять обществом, опираясь на демократические принципы правления, защищая основные права и свободы граждан, а также в обеспечении социального компромисса (общественного согласия). Таким образом, все вышесказанное следует рассматривать как основную его обязанность.

Сущность и социальное назначение государства в ТГП заключается в том, что, являясь организацией политической власти, оно должно отстаивать интересы граждан. В своей деятельности оно должно решать проблемы, связанные с самыми разными сферами жизни общества, обеспечивать стабильность и сбалансированное развитие, социальный компромисс и правопорядок.

современное общество

Функции

По сути, это отражение как назначения, так и социальной сущности государства в ТГП. Функции являются ничем иным, как основными направлениями деятельности. По своему характеру они бывают постоянными и общесоциальными, хотя на разных этапах развития общества могли быть направлены на решение узкокорпоративных задач.

Содержание функции определяет форма организации власти и стоящие перед государством цели. Они могут быть внутренними и внешними. В соответствии со временем осуществления могут быть постоянными и временными. Исходя из формы деятельности – законотворческими, управленческими, судебными и контрольно-надзорными.

Сущность государства: основные подходы в ТГП

Существует несколько точек зрения о данном понятии. По мнению различных ученых, подход может быть классовым, общечеловеческим, религиозным, национальным и расовым.

В первом случае государство рассматривается как политическая власть экономически господствующего класса, чьи интересы оно обеспечивает. В рамках общечеловеческого (или общесоциального) подхода оно рассматривается как организация общества, обуславливающая компромисс интересов разных социальных групп.

С точки зрения религиозного подхода доминирующими являются интересы, относящиеся к определенной религии. Примером могут послужить исламские страны, где политика основывается в первую очередь на религиозных доктринах и правилах. Национальный подход обуславливает приоритет интересов титульной нации по сравнению со всеми остальными народностями, проживающими на территории этого государства. Расовый подход опирается на необходимость удовлетворения в первую очередь интересов одной расы, которая имеет преимущества по сравнению с остальными, проживающими на той же территории.

европейская цивилизация

Классификация

Сущность и типы государства в ТГП являются взаимосвязанными понятиями. Классификация осуществляется на основе отечественной и зарубежной литературы. Типы государства рассматриваются с точки зрения классического понимания и современных подходов с учетом отличительных и определяющих критериев. Типология государства - это совокупность важнейших качеств и достоинств разных стран и система их общих особенностей. Чаще всего рассматриваются две точки зрения, относящиеся к государственной типологии: формационная и цивилизационная.

В работе К. Маркса и Ф. Энгельса под названием «Немецкая идеология» было предложено пять типов социально-экономических формаций, которые направлены на различные объекты собственности, такие как: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общества.

Основа формационной концепции – социально-экономическая формация, которая показывает исторические типы общества, основанные на определенном методе производства. Определенный тип производственных отношений соответствует конкретному типу общества.

Рабовладельческое государство – это тип первого исторического сообщества. Первые такие государства появились в долинах рек Египта, Индии и Китая в конце четвертого и начале третьего тысячелетия до нашей эры. Позже в долинах Средиземного моря сформировались Древняя Греция и Древний Рим.

феодальное общество

Феодальный тип сменил рабовладельческое государство. Феодальные страны пережили несколько этапов развития: создание единого государства, распад, возникновение династической монархии.

Капиталистическое государство появилось в результате разрушения феодальных экономических и общественно-политических конструкций под влиянием буржуазной революции. Объективные и субъективные предположения такого рода революции были заложены в недрах феодального общества.

Социалистическое государство, где экономическая база основана на общественной собственности на инструменты производства. Предполагалось, что свобода рабочих и защита от угнетения капиталистов, национализация промышленных орудий будут развивать блага труда и жизни людей и повышать культуру.

Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби предложили свой подход к типологии структур общественной жизни. Основа развития общества согласно их взглядам различается в той или иной степени культурно-историческими типами или цивилизациями. Они проходят в своем развитии несколько этапов в следующей последовательности: возникновение, развитие, зрелость и разрушение.

Цивилизация (от латинского civilis) означает «человек», «общественность». Ее синонимы - культура, этап и степень развития материальной и духовной культуры.

индийская цивилизация

В своем развитии цивилизация проходит несколько этапов:

  • Региональные цивилизации - включая их связи друг с другом, каждая из них связана с государством, у них есть множество социальных институтов (Древний Египет, Шумер, Индия и др.).
  • Особые цивилизации - индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская.
  • Современная цивилизация характеризуется периодом традиционной общественно-политической жизни.

По мнению Тойнби, цивилизация является замкнутым и локальным состоянием общества, которое имеет общие религиозные, этнические, географические и иные признаки.



Источник