- Определение понятия
- Культура безопасности
- Цели и задачи
- Выполнение комплексных мероприятий
- Система безопасности образовательного учреждения
- Элементы личной системы безопасности
- Пожарная безопасность
- Антитеррористическая защищенность ОУ
- Безопасность на дорогах
- Электробезопасность
- Техника безопасности и охрана труда
Решение задачи по обеспечению безопасности образовательного учреждения находится на сегодняшний день под пристальным вниманием государства. Ведь ДОУ, школы, колледжи и вузы являются наиболее уязвимыми в плане возникновения в них чрезвычайных ситуаций, причем их последствия оказываются особенно тяжелыми и, как правило, вызывают сильный социальный и политический резонанс не только в той стране, где они произошли, но и за ее пределами.
Именно поэтому обеспечение безопасности образовательного учреждения является задачей весьма актуальной. Ее решение выступает совокупностью целого комплекса мер, принимаемых не только сотрудниками ОУ, но и целым рядом различных государственных органов, служб и структур.
Определение понятия
Вам будет интересно:Ширина проезжей части дороги по ГОСТ. Двухполосная дорога
Согласно закону Российской Федерации «О безопасности», под безопасностью образовательного учреждения понимают совокупность мероприятий и мер ОУ, которые осуществляются при взаимодействии с общественными организациями, с правоохранительными структурами, с органами, на которые возложены функции местного самоуправления, а также прочими вспомогательными службами. Их выполнение призвано не только предотвратить чрезвычайные ситуации, но и подготовить к рациональным действиям при их возникновении.
Культура безопасности
Одной из задач педагогического коллектива ОУ является формирование у учащихся особых поведенческих мотивов, связанных с предотвращением угроз для их жизни и здоровья.
Для этого учителям необходимо формировать у своих воспитанников культуру безопасности. При этом им понадобится:
- развивать качества личности, способствующие ее правильному поведению в окружающем мире, позволяющем предвидеть и избегать опасных ситуаций;
- формировать у каждого учащегося способности по принятию безопасных решений в бытовых условиях;
- прививать навыки, умения и знания, способствующие снижению коллективных и индивидуальных рисков;
- разрабатывать морально-психологическую устойчивость учеников в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.
Вам будет интересно:Судебный акт - это правоприменительный акт суда, разрешающий уголовное, гражданское или административное дело по существу
Формирование и дальнейшее развитие культуры безопасности человека является одним из компонентов образовательного процесса. Проведение работы в данном направлении включает в себя целую систему способов деятельности и знаний, а также норм, правил и ценностей. Основной функцией всех этих элементов является формирование и учеников готовности к профилактике опасных и вредных факторов и их минимизации.
Цели и задачи
Формирование у учащихся ОУ культуры безопасности необходимо для:
- снижения числа происшествий в учреждении образования;
- постоянной поддержки интереса к выполнению требований безопасности, а также правил по охране труда;
- убеждения работников ОУ и учащихся в важности проводимых мероприятий;
- воспитания сознательного отношения к необходимости снижения коллективных и индивидуальных рисков;
- внедрения в процесс обучения и воспитания самых современных средств безопасности и охраны труда;
- создания в ОУ здоровых условий для учебы и профессиональной деятельности.
Выполнение комплексных мероприятий
Безопасность образовательного учреждения, представляющая собой совокупность самых различных направлений, была разработана и внедрена в ОУ сравнительно недавно. Принимаемые при этом меры включают в свой состав множество аспектов. Среди них обеспечение химической и радиационной безопасности, снижение самых разнообразных техногенных и природных рисков, защита от терроризма, пожара и т.д. Все эти меры направлены на предотвращение, а также на максимальное снижение ущерба в виде человеческих жертв и уничтожения материального имущества.
Комплексная безопасность образовательного учреждения служит важнейшим фактором обеспечения нормальных условий для ведения процесса обучения. Рассмотрим эту систему подробнее.
Система безопасности образовательного учреждения
Вам будет интересно:Взыскать материальный ущерб с работника - это... Понятие, описание процесса, составление искового заявления
Понятно, что правоохранительные органы не в состоянии эффективно защитить одновременно всех и везде. Именно поэтому, как и в других организациях, в образовательном учреждении создание системы безопасности является одним из существенных условий осуществления его деятельности. Что она представляет собой? Система безопасности образовательного учреждения является совокупностью взаимосвязанных между собой и упорядоченных руководителем самых разнообразных средств и методов по снижению риска появления чрезвычайной ситуации. При правильном подборе этих элементов, их лучшем сочетании и удобном расположении защищенность ОУ повышается в несколько раз.
Главной задачей руководителя ОУ при организации безопасности в образовательном учреждении является эффективная интеграция каждого из компонентов такой системы. Рассмотрим эти элементы подробнее:
Вам будет интересно:Общедоступные персональные данные - это что такое?
В числе элементов общей системы безопасности в ОУ находятся также:
- социально-бытовые и кадровые меры;
- культура безопасности, обстановка и режим ОУ;
- органы управления учреждениями образования, а также взаимодействие с ними;
- инженерные сооружения и инфраструктура, а также организации, обеспечивающие их надлежащую эксплуатацию;
- жители прилегающих кварталов;
- близлежащие и шефские предприятия;
- прочие объекты.
Все перечисленные выше элементы необходимо рассматривать в единстве. Только при их комплексном охвате можно будет получить требуемое качество защищенности ОУ.
Элементы личной системы безопасности
Каждый работник и обучающийся ОУ должен:
- твердо знать законы и правила поведения человека при чрезвычайных ситуациях;
- соблюдать рекомендации по личной безопасности;
- обладать способностью к самоконтролю и быть дисциплинированным;
- умело использовать средства безопасности;
- знать, как связаться с правоохранительными органами;
- помогать товарищам по работе;
- сохранять нормальные отношения с окружающими людьми и в семье.
Пожарная безопасность
Особый риск для персонала ОУ, а также для обучающихся несут в себе чрезвычайные ситуации, при которых происходит быстрое развитие поражающих факторов. К ним можно отнести пожары. При их возникновении для выполнения защитных мероприятий времени бывает очень мало. Именно поэтому для обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений столь важно заблаговременно:
Осуществление оперативных мероприятий потребуется при непосредственном возникновении угрозы здоровью и жизни людей. Основным действием при этом явится экстренная эвакуация всех, кто находится в здании. При выполнении этой меры стоит иметь в виду, что все образовательные учреждения обладают своей особенностью, заключенной в максимальной концентрации большого количества людей на сравнительно небольших площадях. Дополнительные сложности эвакуации заключены и в возрастных особенностях учеников. Это также в значительной степени затрудняет применение необходимых мер пожарной безопасности в образовательном учреждении.
В структуру защиты детей, учителей и персонала ОУ входит две подсистемы. Первая из них призвана предотвратить возникновение пожара, а вторая служит защитой от огня. Обе они направлены на:
- профилактику появления чрезвычайной ситуации;
- обеспечение безопасности людей;
- сохранение материальных ценностей.
Отвечают за обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях их руководители, которые издают в этом направлении ряд приказов:
Все эти приказы должны быть доведены до исполнителей под роспись. В последующем администрации ОУ необходимо тщательно контролировать их исполнение.
Пожарная безопасность в образовательных учреждениях обеспечивается и проведением инструктажей. Все они должны быть правильно оформлены в специальных журналах.
Особое значение для ОУ имеет эффективный противопожарный режим. Это правила поведения людей, содержания помещений и классов, а также организация самого учебного процесса.
Антитеррористическая защищенность ОУ
Работа в данном направлении представляет собой принятие целого комплекса мер. Все они направлены на систематические действия по усилению бдительности педагогического коллектива и персонала, укреплению материальной базы ОУ, а также формированию у учителей и учеников умений к выполнению адекватных и оперативных действий при возникновении террористической опасности.
Антитеррористическая безопасность образовательных учреждений обеспечивается проведением профилактических мероприятий, цель которых состоит в предотвращении или максимальном сокращении людских потерь при возникновении опасной ситуации. Для этого предпринимаются следующие действия:
- инструктаж всех работников ОУ по противодействию террористическим актам;
- инвентаризация всех входов и выходов (основных и запасных);
- периодические осмотры помещений ОУ и его территории;
- проверка работоспособности линии телефонной связи для соединения дежурного ОУ с частью УВД;
- организация контролируемого въезда ТС на территорию учреждения образования;
- осуществление пропускного режима;
- донесение до учителей, учеников и персонала ОУ информации антитеррористической направленности;
- проведение плановых проверок работоспособности всех имеющихся технических средств защиты, в том числе электронных и кодовых замков, телефонов и т.д.;
- проведение тренировочных занятий по антитеррористический деятельности;
- инвентаризация сдаваемых в аренду помещений.
Ответственными за антитеррористическую безопасность образовательных учреждений являются их непосредственные руководители. В их задачу входит координирование противодействия персонала ОУ опасным для жизни людей ситуациям, а также организация взаимодействия с находящимися на этой территории органами ФСБ и МВД. Постоянно действующим органом управления в этом случае является антитеррористическая комиссия, созданная в образовательном учреждении. Ее создают согласно приказу руководителя ОУ. В своей работе она придерживается Положения об антитеррористической комиссии, в котором указываются ее функции и задачи. Утверждается оно руководителем ОУ.
Вам будет интересно:Полиция общественной безопасности: основные задачи, требования и принципы
Наиболее вероятным проявлением террористической деятельности является минирование территории. При любом сообщении о наличии подозрительных предметов, а также бесхозных вещей ситуация рассматривается как несущая реальную угрозу людям, их здоровью и жизни. Решение об их эвакуации с территории ОУ принимается руководителями территориальных органов УВД исходя из результатов объективной оценки имеющихся сведений. При поступлении на пульт «02» сообщения о минировании ОУ дежурный части обязан передать эту информацию диспетчеру образовательного учреждения, а также сообщить ему о принимаемых мерах (вызове саперов, кинолога и т.д.) и об окончании подобных мероприятий.
Эвакуация людей из здания обеспечивается благодаря совместным действиям работников и должностных лиц ОУ с сотрудниками органов УВД.
Если в образовательном учреждении были обнаружены бесхозные вещи, то категорически запрещается:
- касаться не только самого подозрительного предмета, но и тех, которые находятся с ним в контакте;
- обливать обнаруженный предмет жидкостями, засыпать его грунтом или накрывать сверху тканевыми или другими материалами;
- использовать радио- и электроаппаратуру, а также переговорные устройства недалеко от обнаруженной бесхозной вещи;
- оказывать на подозрительный предмет механическое, световое, звуковое или температурное воздействие.
В перечне предварительных мероприятий, предшествующих возможному проведению работ по эвакуации людей, руководитель ОУ издает приказ, в котором назначает:
- лиц, которые ответственны за организацию вывода людей из помещений или с территории ОУ;
- порядок оповещения ответственных за проведение эвакуации, а также выставление оцепления.
В случае обнаружения взрывного устройства на территории ОУ его руководитель тут же информируется об этом и вызывается на работу в любое время.
Любой работник, обнаруживший подозрительный предмет или бесхозную вещь, обязан:
- сразу же уточнить место, которое может нести в себе опасность;
- оградить подозрительные предметы, соблюдая при этом осторожность;
- сообщить дежурному диспетчеру ОУ о своей находке лично или по телефону;
- производить дальнейшие действия исходя из указаний диспетчера.
В свою очередь дежурный ОУ при поступлении такого звонка:
- уточняет место нахождения имеющегося в образовательном учреждении подозрительного предмета;
- сообщает о происшествии руководителю ОУ или заменяющему его лицу;
- уточняет степень эвакуации людей при поступлении указаний от дежурной части УВД и действует по ее указаниям.
Руководитель ОУ, получив сообщение о найденном подозрительном предмете, обязан:
- не отлучаться со своего рабочего места, поддерживая при этом постоянную связь с дежурным образовательного учреждения и руководством УВД;
- координировать действия, необходимые для выполнения мероприятий по эвакуации людей.
Безопасность на дорогах
Охранять жизнь и здоровье детей помогает и организация изучения ПДД. Его целью является формирование у воспитанников навыков самоконтроля, дисциплинированности, внимания и чувства ответственности на улице.
О дорожной безопасности в образовательном учреждении дошкольного типа детям рассказывают педагоги совместно с сотрудниками ОВД. Начинается такая работа с составления плана тематических мероприятий. Среди основных направлений подобной деятельности можно выделить:
- наблюдения, прогулки и экскурсии;
- проведение конкурсов по ПДД, игровых программ и викторин;
- организацию профилактических акций;
- выступление агитационных бригад учащихся школ;
- организацию встреч с сотрудниками ОВД;
- работу с родителями;
- занятия на автоплощадке и т.д.
Полученные в ДОУ знания дети закрепляют, став школьниками. При этом педагогическому составу среднего образовательного звена необходимо правильно организовать обучение своих воспитанников правилам безопасности на дорогах. Помимо этого, учреждения образования в рамках ОБЖ проводят внеклассную и внешкольную работу по профилактике ДТП согласно заранее составленным планам.
Пропаганда безопасного поведения на дорогах в ОУ обеспечивается благодаря оформлению специального уголка по безопасности дорожного движения. Он представляет собой стенд, на котором размещаются информационные материалы для учащихся и их родителей, а также схемы безопасного передвижения учащихся по маршруту из дома в школу, а после окончания занятий - вновь домой. Располагается уголок БДД в вестибюле ОУ. Это позволяет такой информации быть доступной большому числу людей, в том числе ученикам и их родителям, педагогам, а также тем детям, которые приехали в данное учреждение на какое-либо мероприятие.
Практически и теоретически значимые материалы, размещаемые на стенде, предоставляются, как правило, сотрудниками ОВД, закрепленными за школой.
Изучение ПДД проводится обычно в кабинете, оборудованном для изучения основных правил безопасности жизнедеятельности.
В плане мероприятий образовательного учреждения в сфере дорожной безопасности находятся:
- наблюдения, экскурсии, прогулки;
- профилактические беседы о безопасном поведении на дороге;
- кинолектории с демонстрацией анимационных и видеоматериалов;
- занятия в автогородке или на специально оборудованной автоплощадке;
- проведение программ и конкурсов в игровой форме, соревнований, олимпиад и викторин;
- организация встреч с сотрудниками ОВД, профилактических акций и т.д.
Электробезопасность
Обеспечение безопасности детей в учреждениях образования непременно затрагивает вопросы их защиты от поражения переменным током. Согласно имеющимся нормативным документам, входная дверь в находящуюся в здании электрощитовую обязательно должна быть закрыта на замок. С двух сторон ее обивают жестью, а снаружи обязательно вешают табличку, указывающую на назначение помещения. Здесь же указывается то место, где хранятся ключи, и наносится знак-предупреждение, а именно «Осторожно! Электрическое напряжение».
Существуют определенные требования и к самому помещению электрощитовой. Так, в нем не должно быть никаких посторонних предметов, а светильники защищаются герметичными плафонами. На полу электрощитовой в обязательном порядке следует разложить резиновые коврики. В этой комнате должен находиться порошковый или углекислотный огнетушитель и одна пара диэлектрических перчаток.
Техника безопасности и охрана труда
Создание и обеспечение нормальных, не вредящих здоровью условий обучающего процесса должно соответствовать требованиям действующего государственного стандарта. Одно из его обязательных условий заключается в наличии Правил, а также журналов инструктажа учеников по технике безопасности. Принимаемые меры призваны не допустить травматизма детей в ОУ.
Инструктаж по охране труда непременно проводится и со всеми сотрудниками ОУ. При приеме на работу он является вводным. Первичный инструктаж проводят уже на рабочем месте еще до начала профессиональной деятельности. Один раз в шесть месяцев осуществляют повторные разъяснения правил охраны труда, а при введении новых инструкций – внеплановые. Один раз в течение трех лет педагогический коллектив подлежит организованному обучению и проверке знаний по безопасности на рабочем месте. Полученные навыки позволяют обеспечить нормальные условия труда, предупредить профессиональные заболевания и производственный травматизм. Обязательным прохождение подобного обучения является и для руководителя учреждения образования.