Наверное, каждый сталкивался с кричащими нарушениями правил дорожного движения. Особенно опасно, когда правила нетвердо знает водитель. Возможно, секреты уличной разметки и конструктивных особенностей проезжей части окажутся полезными читателю.
Что относится к дороге
Дорога как линейный объект в строительстве, изобретенный для перемещения транспорта и пешеходов, состоит из следующих компонентов:
- тротуары;
- обочины;
- проезжая часть;
- трамвайные пути;
- разделительные полосы.
Вам будет интересно:Судебный акт - это правоприменительный акт суда, разрешающий уголовное, гражданское или административное дело по существу
Тротуары отданы во владение пешеходам, проезжие части - колесному транспорту. Из всех этих пунктов на дорогах неизменно присутствует проезжая часть. Тротуаров часто нет даже в городе. Вместо них бывает обочина. Трамвайные линии также присутствуют не всегда.
Разделительные полосы в виде клумб, газонов, железобетонных плит встречаются на автомагистралях, трассах, на проспектах, где проходит несколько потоков машин. Разделительная полоса изолирует автомобили, мчащиеся с большой скоростью чаще всего от встречного течения.
Транспортная «артерия»
Проезжая часть — полоса на поверхности земли с твердым или грунтовым покрытием, сооруженная для проезда 2-х, 3-х и 4-х колесного транспорта. Ширина проезжей части дороги по ГОСТу зависит от ее загруженности (количества полос). А также от состава транспортного потока и от планируемой скорости передвижения по ней.
Полоса движения – это лента дорожного покрытия вдоль проезжей части, ширина которой вынуждает автомобили выстраиваться в ряд друг за другом. Полосы движения на дороге обычно разграничиваются разметкой или об их типе и количестве информируют дорожные знаки.
Категории дорог
Дороги принято делить на категории по их техническим характеристикам.
Класс дороги | Категория | Суммарное количество полос | Ширина полосы, м | Ширина проезжей части, м | Скорость легкового автомобиля, км/ч | Интенсивность транспортных потоков, ед./ч |
Автомагистраль | I | 4; 6; 8 | 3,75 | 2×7,5; 2×11,25; 2×15 | 110-130 | >2400 |
Скоростная | I | 3,75 | 110 | |||
I | 3,75 | |||||
4 | 3,5 | 2×7,5 | ||||
II | 2 или 3 | 3,75 | 7,5; 11,25 | 1600-2400 | ||
III | 2 | 3,5 | 7 | 800-1600 | ||
Обычная | IV | 2 | 3,0 | 6 | 60—в, 90—вне НП | <800 |
V | 1 | ≥4,5 | 4,5 |
Как видно из таблицы, ширина проезжей части по категориям дорог отличается в связи с разным количеством и размером составляющих ее полос. Ширина полосы движения сформирована из расчета габаритов транспортных средств, преимущественно передвигающихся по данной автодороге. И также бокового интервала между машинами, который не должен быть меньше 0,5 м. Расстояние от зеркала до зеркала у легкового автомобиля в среднем чуть меньше 2 м. Если дорожная разметка отсутствует, ширина проезжей части делится на глаз поровну между участниками движения в противоположных направлениях.
В некоторых местах могут встречаться уширения для разгона и торможения. Но деление на полосы не зависит от них. Неопытные водители иногда воспринимают ширину проезжей части как признак приоритетности дороги там, где отсутствуют соответственные дорожные знаки. Это мнение неверно. Такие дороги равнозначны даже при больших отличиях в размерах.
Не такие, как все (полосы)
Известно, что в течение дня преимущественные направления движения городского транспорта меняются. Утром большой поток общественного и личного транспорта стремится к центру, вечером на окраины. Многополосные дороги дают возможность облегчать движение, обслуживая в разное время противоположные направления перемещающихся транспортных средств. Эту функцию реализует реверсивная полоса, имеющая особую разметку, которую можно увидеть, посмотрев видеосюжет.
Ее часто дополняют реверсивные светофоры и информативные таблички. Специальную разметку имеет также выделенная для безрельсового общественного транспорта полоса. Для ее обозначения существует дорожный знак. Правила обращения с ней особенные и известны всем получившим права водителям. Подробней о них рассказано в следующем видео.
Если средняя полоса на трехполосной дороге с двусторонним движением никак не описана, она используется всеми участниками движения для выполнения маневров.
Туда полоса, сюда полоса
Автомобилей в стране становится все больше, но дороги с двумя полосами распространены. На них ширина проезжей части варьируется в большом интервале. В жилой зоне она достигает 8 м, на дорогах районного значения — 6 м. В сельской местности, где много грузовиков, тракторов и спецмашин, делать ширину полосы менее 3,75 м нет смысла.
Двухполосные дороги проявляют изъян на крутых, длительных подъемах и спусках, где большое количество тихоходов может отнять много времени у водителей мобильного транспорта. С этой целью предусматривается строительство дополнительной полосы на часть подъема или всю его длину. На горных крутых спусках устраиваются съезды в виде тупиков, уводящих транспорт с отказавшими тормозами в сторону с проезжей части, не заставляя водителя менять направление движения.
Размеры и виды полос
Перемещаясь по двухполосной дороге с двусторонним движением, водитель, идущий на скорости сравнительно маленькой по отношению к потоку, обязан способствовать обгоняющему его транспорту совершить маневр как можно быстрее. Это необходимо, чтобы обеспечить ему место впереди себя.
Минимальная ширина полосы проезжей части — 2,75 м. Она допустима во время проведения ремонтно-строительных работ с выставлением дополнительных знаков. Также она возможна в случаях уже существующей неудачной застройки жилой зоны или на коротких участках реконструированных дорог с установкой ограничительных знаков.
Сверху ширина полосы не лимитируется. Хотя существует целое течение сторонников сужения полос движения до европейских стандартов, обосновывающих свою позицию тем, что на узких полосах водитель не теряет концентрации внимания. Следовательно, меньше вероятны аварийные столкновения.
Кроме того (в это легко поверит даже пешеход), широкая полоса провоцирует увеличение скорости передвижения, что в городских условия с большой загруженностью дорог автомобилями обывателей с разным опытом и реакцией (плюс нетерпеливыми пешеходами), не безопасно.
Небольшой анализ устройства дорог, проведенный в этой статье, показывает, что работники дорожно-патрульных служб, безусловно, выдающие в этом вопросе свои рекомендации, делают если не все, то многое для безопасности движения. Поэтому в общении с гашниками, нужно не предвзято стараться понять, что сделано не так, и проявить уважение к их даже физически весьма нелегкой работе. Ведь они охраняют жизни граждан не меньше, чем милиция.