- Важнейшие ценности государства
- Права человека в Республике Беларусь
- Общая классификация
- Современная концепция о правах человека
- Взаимосвязь прав человека и государственных интересов
- Политические свободы и права
- Управление государством
- Свобода объединений
- Право на мирные демонстрации, собрания, митинги
- Право на свободу слова
- Право на доступ к информации о госструктурах
- Право на обращение в госорганы
- Социально-культурные и экономические права
- Проблемы в сфере защиты прав человека в Беларуси
- Заключение
Особая роль прав человека в жизни общества отражена в принципах, закрепленных в Международных пактах, Всеобщей декларации и ряде других нормативных актов. Их соблюдение, в рамках развития человеческого потенциала, обеспечивает построение стабильного, благополучного и законопослушного общества. Верховенство свобод и прав личности является стержнем демократического строя. Все эти положения нашли отражение в законах Республики Беларусь. О правах человека, во-первых, говорится в Конституции страны. Во-вторых, упоминания о них содержатся во всех нормативных актах, принятых с целью урегулирования правоотношений в различных сферах жизни. В них присутствуют, в частности, указания на обязанность уполномоченных органов соблюдать личные права и свободы граждан Республики Беларусь. Между тем, по оценкам некоторых экспертов, ситуация с защитой гражданских и личных прав в Белоруссии довольно сложная. В нашей статье разберемся, так ли это.
Вам будет интересно:Утеря документов: восстановление документов, помощь в получении дубликатов
Важнейшие ценности государства
Среди всех гуманитарных ценностей человеческие права, как, собственно, и сам человек, занимают доминирующую позицию. Значимость и приоритет их не может оспариваться. Поэтому не может возникать вопрос о том, имеет ли право гражданин Республики Беларусь участвовать в управлении государственными делами. При проведении любых преобразований, разработке программ, решении глобальных проблем и задач в первую очередь оценивается возможное их влияние на правовой статус человека и гражданина.
Поиск точек соприкосновения интересов государства и личности всегда сопровождался известными сложностями. Вместе с тем, для реализации демократических принципов построения общества правам человека в Беларуси и средствам их защиты всегда уделялось повышенное внимание. Ведь страна является активным членом мирового сообщества, участвует во всех международных мероприятиях, обсуждениях, сессиях ООН.
Вам будет интересно:Режим рабочего времени устанавливается: описание, виды, нормативная база
Точки соприкосновения интересов личности и государства, модели взаимодействия власти и общества всегда в большей степени зависят от уровня развития экономики, культуры, социальной сферы, преобладающего типа собственности, уровня демократизации общества и прочих условий. Вместе с тем, немаловажное значение имеют законы, волеизъявление правящего класса, т. е. зависят и от субъективных факторов.
Права и обязанности гражданина Республики Беларусь, а также ответственность каждого перед законом, образуют правовой статус. Он признается сегодня в качестве, своего рода, "мерила" достижений общества, показателя его зрелости. Правовой статус – средство доступа гражданина к материальным и духовным благам, законным способам волеизъявления, инструментам и механизмам власти. Вместе с тем, права и обязанности гражданина Республики Беларусь – это непременное условие развития личности, упрочения его достоинства. Без них невозможно существование демократического общества.
Права человека в Республике Беларусь
Для начала давайте разберемся с терминологией. Права человека, в целом, представляют собой комплекс морально-правовых норм, обеспечивающих защиту достоинства человека в ходе его взаимодействия с представителями государственной власти. Они признаются фундаментальными универсальными элементами юридического статуса индивида.
Права человека в Республике Беларусь обеспечивают защиту личности от произвола со стороны представителей власти. Они сформулированы на основе гуманитарной теории и практики. Права включают в себя элементы юридической доктрины, идеологии, морали, религии, политики.
Вам будет интересно:Понятие и виды соц. обеспечения. Департамент социального обеспечения
В Конституции Республики Беларусь правам человека уделяется большое внимание. И это не случайно. Как выше говорилось, в любом демократическом государстве человек провозглашается высшей ценностью. Это означает, что его достоинство, юридический статус должны быть защищен властью. Именно поэтому права человека в Республике Беларусь закреплены на конституционном уровне. Этим государство гарантирует их защиту.
Общая классификация
По Конституции, права гражданина Республики Беларусь разделяются на типы по разным критериям. Наиболее общая классификация предполагает дифференциацию по содержанию и характеру действия. Так, к примеру, в Республике Беларусь права человека реализуются при исполнении государством и другими субъектами определенных обязанностей. Речь, в частности, о праве на неприкосновенность личности, жилища, сохранении семейной тайны и пр. Эти установленные в Конституции Республики Беларусь права человека обеспечивают защиту от нежелательных вмешательств, необоснованных ограничений свободы. Они признаются фундаментальными, основополагающими. Реализация личных прав граждан Республики Беларусь не зависит ни от ресурсов страны, ни от ее социально-экономического уровня развития. Они составляют основу свободы индивида.
Другая категория личных прав граждан Республики Беларусь предполагает обязанность государства и остальных субъектов предоставлять лицу определенные блага, совершать в его пользу те или иные действия. Эти права именуют также "позитивными". Они закрепляются Конституцией и конкретизируются в нормативных актах и государственных программах. К таким правам человека в Беларуси относят, например, право на получение от государства материальной поддержки, охрану здоровья, получение образования, достойный уровень жизни и пр. Их реализация тесно связана с объемом ресурсов, возможностями и потенциалом государства.
Еще одна распространенная, хотя и в определенной степени условная, классификация прав человека в Беларуси осуществляется по субъектному составу. Так, выделяют индивидуальные и коллективные права. Первые принадлежат определенному человеку и не могут передаваться другим лицам. Речь, в частности, о праве на отдых, на труд, охрану здоровья и т. д. Их называют также "неотчуждаемыми".
Коллективные права гражданина Республики Беларусь предполагают его участие в каких-то общественных группах. Речь, к примеру, о возможности вступить в партию, стать членом кооператива или другого объединения.
Современная концепция о правах человека
Как любое другое демократическое государство, Республика Беларусь стремится обеспечить беспрепятственную, свободную реализацию гражданами их прав. Для этого вырабатывается концепция социально-экономического, культурного развития общества. Она выстраивается на основе следующих принципов:
Необходимо также сказать о значении Всеобщей декларации прав человека. В Беларуси этот международно-правовой документ признается одним из ключевых актов в сфере урегулирования общественных отношений. Именно в соответствии с ним сформулированы ключевые юридические возможности, свободы индивида, закрепленные в Конституции.
Взаимосвязь прав человека и государственных интересов
Государство несет ответственность перед своими гражданами за создание условий, необходимых для реализации ими своих прав, достойного и свободного развития личности. Власть в демократической стране должна считаться с интересами населения, охранять их от всякого необоснованного ущемления. Одна из ключевых функций государства состоит в гарантии соблюдения и защиты прав человека.
Вам будет интересно:В каком случае не берут в армию? Законное освобождение от службы в армии
В Республике Беларусь представители власти четко понимают, что непременным условием законодательной деятельности, важнейшим требованием, адресованным Конституцией властным структурам, является соответствие принимаемых решений и утверждаемых актов интересам и правам граждан. Ведь, по сути, они выступают в качестве своего рода ограничителя полномочий государства, произвола должностных лиц. В соответствии с Декларацией, права человека в Беларуси должны соответствовать уровню нравственного развития общества, солидарности граждан, без которых невозможны реформы.
Политические свободы и права
В гражданском демократическом обществе создаются все условия для самореализации и самоопределения личности.
В соответствии с Конституцией, каждому гражданину Беларуси гарантируется свобода убеждений и взглядов, собраний, уличных шествий, митингов, пикетирования, демонстраций, не нарушающих общественного порядка и интересов остальных граждан. Любой человек может по своему усмотрению вступать в незапрещенные законом объединения, свободно избирать и выдвигать свою кандидатуру на выборы в госорганы на основе прямого, равного, всеобщего избирательного права.
Политические свободы способствуют проявлению активной гражданской позиции. В отличии от личных прав, они распространяются на сферу отношений индивида и государства.
Необходимо подчеркнуть, что политические права могут быть закреплены исключительно за гражданами. Другими словами, их приобретение связывается с принадлежностью субъекта к определенному государству.
Специфика политических прав состоит в том, что они способствуют укреплению взаимосвязи человека, общества и государства. При их реализации индивид становится участником процесса принятия важных решений, относящихся и к нему лично, и ко всему государству в целом. В результате, пассивный гражданин превращается в активного строителя общества, в котором он живет.
Управление государством
Участие в этом процессе – важнейшее право любого гражданина. Оно реализуется посредством волеизъявления на выборах, референдумах, через личное участие в деятельности законодательных, исполнительных, судебных органов. Вовлечение граждан в процесс государственного управления признается необходимым условием построения цивилизованного демократического и правового государства.
Право граждан на участие в делах государства обеспечивается, во-первых, возможностью избирать, а также быть избранным.
Свобода объединений
Граждане Республики Беларусь вправе вступать в незапрещенные законом объединения, союзы, ассоциации. Эта возможность (наряду с другими) обеспечивает участие населения в общественно-политических делах.
Законодательство гарантирует гражданам право создавать объединения, в соответствии с нормативными требованиями. Его реализация обеспечивается путем закрепления в законодательстве принципа свободы деятельности объединений и их равноправия.
Формирование союзов, ассоциаций и прочих объединений осуществляется в результате добровольного волеизъявления граждан со схожими интересами. Их совместная деятельность направлена на достижение общих целей, удовлетворение и защиту интересов.
Сегодня существует огромное количество объединений. Основными из них являются политические партии, движения, молодежные, экологические, женские организации, профсоюзы, предпринимательские и другие союзы, творческие объединения. Необходимо сказать, что все они оказывают существенное влияние на государственную политику.
Право на мирные демонстрации, собрания, митинги
В конституциях большинства стран закрепляется такая возможность: массово мирно собираться. Собрания, демонстрации, пикетирования, митинги – это средства публичного выражения индивидуального и коллективного мнения по волнующим население вопросам. Они могут быть связаны с проблемами в государственной, общественной жизни, образовании, здравоохранении и т. д. Своими политическими свободами люди пользуются для самовыражения, самоутверждения, развития личности, участия в решении ключевых управленческих вопросов.
Свобода собрания предполагает возможность граждан организовывать встречи в закрытых помещениях. Доступ к ним может быть открыт или ограничен. В соответствии со ст. 21 Международного пакта, право на собрания не может быть ограничено, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательстве, в т. ч. при необходимости обеспечить безопасность общества и государства, охрану здоровья, нравственности, защиту прав человека. В Беларуси это право закреплено в 35 статье Конституции.
Право на свободу слова
Оно предполагает возможность иметь независимое мнение, убеждения, излагать их и отстаивать. Связь с этим правом имеет и свобода печати. СМИ, различные издания выступают в качестве специфической формы реализации гражданами свободы слова. Именно поэтому пресса часто рассматривается в качестве инструмента борьбы за демократию.
Каждый человек свободен в выражении своего мнения. Это право признается одним из ключевых элементов демократического, правового общества. В этом плане независимость СМИ выступает как неотъемлемое условие построения открытого, свободного общества. Она способствует реализации политических, социально-культурных, экономических свобод и интересов населения.
Часто именно СМИ сообщают общественности о нарушениях прав человека. В Беларуси средства массовой информации широко освещают события и мероприятия, проводимые на государственном уровне, обеспечивают обратную связь власти с населением.
Право на доступ к информации о госструктурах
Любой гражданин может потребовать предоставления сведений, касающихся его лично и имеющихся в распоряжении у госорганов. Кроме того, субъекты вправе свободно искать, получать и распространять данные способами, не запрещенными законом.
В настоящее время официально признается право общественности иметь доступ к сведениям, которыми располагает правительство. Речь, разумеется, не идет об охраняемой законом тайне.
В целом, конечно же, демократия существует только в случае, когда население имеет четкое представление о работе властных структур.
Право на обращение в госорганы
Оно может реализовываться как одним, так и несколькими субъектами. Обратиться в любой госорган можно вне зависимости от пола, возраста, социального или имущественного статуса. При этом, соответствующие властные структуры обязаны без какой-либо дискриминации рассмотреть жалобы, заявления или иные обращения, а также уведомить заявителей о вынесенном решении.
Социально-культурные и экономические права
В Республике Беларусь на государственном уровне разрабатываются программы, направленные на содействие гражданам при устройстве на работу, защиту их социальных интересов. В Конституции страны провозглашены права на:
- труд;
- вознаграждение за работу;
- отдых;
- собственность;
- охрану здоровья;
- социальное обеспечение, пенсию, другие выплаты в случае инвалидности, болезни, потери трудоспособности;
- жилье.
Кроме того, законодательство не запрещает забастовки, в случае неисполнения нанимателем его обязанностей.
В число культурных прав граждан Республики Беларусь входят права на:
- образование;
- сохранение своей национальной принадлежности;
- использование родного языка;
- свободу технического, научного, художественного творчества и преподавания.
Проблемы в сфере защиты прав человека в Беларуси
Вам будет интересно:Оксид углерода: класс опасности, определение, свойства, получение, ПДК вредных веществ и классификация ООН
В Основном Законе закреплены юридические возможности и гарантии, исключающие произвол властей. Здесь следует особо подчеркнуть, что интересы граждан защищены именно от противоправных, а не законных и обоснованных действий представителей власти. Разумеется, в сфере реализации мер, предусмотренных законодательством (как и в любой другой практической области), существует ряд проблем. Надо сказать, что сложности отмечаются не только в Республике Беларусь, но и во многих других государствах, вставших на демократический путь развития. Несомненно, представителям власти необходимо постоянно мониторить ситуацию, выявлять и устранять проблемы. Большую работу в этой сфере выполняет Уполномоченный по правам человека.
В Республике Беларусь ситуацию с реализацией государственных гарантий усложняет множество факторов, одним из которых является, зачастую, необоснованная критика деятельности госорганов со стороны либерально настроенных лиц. Вообще, в последнее время, она наблюдается слишком часто. В ответ на эту критику демократически настроенные представители власти и общественности выдвигают бесспорные и вполне обоснованные аргументы. Например, если даже начать с того, что либералы считают свободу явлением многогранным, а одной из его граней признают права человека. Либерализм, в свою очередь, не менее многогранное явление. Проникая в сферу правовых отношений государства и индивида, он создает объективные препятствия для достижения свободы и личностью, и обществом. Либерализм основывается на системе идей и взглядов, в соответствии с которыми, социальная гармония в стране может быть достигнута исключительно на базе частнособственнических отношений, посредством обеспечения свободы человека в социальной, культурной, экономической и политической сферах. По мнению представителей этого движения, общее благо стихийно формируется в ходе достижения каждым его индивидуальных целей и установок.
Либерализм, как идеология, несомненно, обладает весьма привлекательными характеристиками и выражениями. При этом он выступает в качестве одного из элементов системы эксплуатации одними людьми других. В итоге, все действия, предпринимаемые либералами, сводятся к замене свободы вседозволенностью. Это несколько противоречит основополагающим принципам либерализма. Само это слово происходит от термина liberty – "свобода". По мнению оппонентов либералов, – представителей демократического политического движения – провозглашается свобода не "для чего-то", а "от чего-то". В своих программах либерально настроенные субъекты предлагают полностью освободиться от государственного контроля над экономикой, гражданским обществом, политикой, в т. ч. в процессе реализации прав человека.
Республика Беларусь традиционно выступала и продолжает выступать против всякой политизации прав. Представители власти считают, что международное сотрудничество в сфере защиты интересов и свобод индивида необходимо выстраивать на основе комплексного подхода. Рассматривать следует политические, гражданские, социальные, культурные, экономические свободы и права человека в совокупности. Именно политический аспект является основной мишенью критики либералов. При этом, как отмечают эксперты, всплеск их активности приходится на периоды, когда государственные органы решают насущные политические и социально-экономические вопросы.
Заключение
По мнению многих экспертов, права человека являются самым неоднозначным институтом международного права. Сегодня его часто используют для влияния на решения и действия других стран. При этом, проблемы, возникающие в одном государстве, могут стать предметом порицания международной общественности, а в других, "рукопожатных" странах, могут иметь место процессы, влекущие тяжелые последствия, с точки зрения защиты прав человека.
Проблемы в сфере охраны интересов и свобод граждан необходимо решать планомерно и комплексно. Следует учитывать, что все права – гражданские, политические, культурные, социальные, экономические – обладают универсальным, взаимосвязанным, неделимым характером. Они взаимозависимы, взаимно дополняют друг друга. Поэтому рассматривать их необходимо в совокупности, с одинаковым вниманием и с одинаковых позиций.
Права и свободы – сложный, многоплановый институт. Нужно учитывать, что непосредственные социальные права, вне законной (нормативной) формы, несут в себе опасность для государства и общества. Ведь они могут использоваться как обоснование произвола, вседозволенности, других противоправных действий. Следовательно, для реализации прав необходимо их обоснование и официальное закрепление. Ключевым нормативным актом, устанавливающим права, свободы и гарантии, выступает Конституция. Она является фундаментом для других законов и прочих правовых документов.
Конституция сама по себе выступает в качестве гаранта соблюдения прав и свобод граждан в Республике Беларусь. Она закрепляет демократические основы государственного строя страны. В целях обеспечения реализации установленных Конституцией гарантий и прав, законодательные органы утверждают нормативные акты, предусматривающие ответственность за их нарушение. Так, к виновным субъектам могут быть применены гражданско-правовые, дисциплинарные, административные, уголовные меры. В законодательстве также закреплена возможность восстановления прав путем обращения с жалобами в государственные органы, судебные инстанции.
Вместе с правами и свободами, однако, гражданину вменяются и определенные обязанности. При реализации своих юридических возможностей никто не должен забывать об интересах других лиц. Первой, и самой главной, обязанностью каждого гражданина является соблюдение законодательства и Конституции в первую очередь. Реализация прав не должна причинять ущерб интересам государства, общества, другого человека.
Одной из ключевых задач государственной власти считается обеспечение баланса интересов власти и общества. При ее решении госструктуры и должностные лица должны использовать законные методы, не превышать свои полномочия.
Свободы, права и интересы личности составляют ядро юридической системы государства, центральный социальный и правовой институт общества. Их содержание отражает уровень зрелости государства. Права и свободы не должны быть только формальной декларацией. Их реализацию необходимо обеспечивать действенным правовым механизмом, защищать эффективными методами и средствами. Именно эти задачи призвана решать власть каждого государства. В Республике Беларусь вопросам обеспечения защиты и гарантиям реализации прав и свобод граждан уделяется повышенное внимание. Это неслучайно, поскольку страна считается одной из самых демократических в мире. Руководство делает все для того, чтобы в стране были созданы условия для дальнейшего развития общества.