- Органы государственной власти: законодательный аспект
- Нормативные акты, регулирующие работу государственных органов
- Орган государства, понятие, признаки, классификация
- Принципы организации работы государственных органов
- Федеральные органы государственной власти
- Региональные органы государственной власти
- Должностные лица органов государственной власти
- Государственная служба в России
- Органы, не входящие в систему государственных
- Городская Дума
- Должностные лица МСУ
Система государственных органов России делится на три ветви: государственные органы судебной власти, законодательной (представительные) и исполнительной. Рассмотрим подробнее различные классификации и функции органов государства. А также классификацию органов внешних сношений государств. Понятие классификации также рассмотрим более подробно.
Органы государственной власти: законодательный аспект
Главенствующий закон России - Конституция, принятая в 1993 году. Она определяет три ветви государственной власти и закрепляет за каждой перечень компетенций.
Вам будет интересно:Как уволить человека с работы: правовые нормы и порядок
Существуют Федеральные Конституционные законы, устанавливающие подробные принципы работы каждой из ветвей власти и относящиеся к ним органы.
Так, ежегодно вносятся поправки в перечень ФКЗ. К 2018 году в России существует 5 ФКЗ (по порядку):
Нормативные акты, регулирующие работу государственных органов
Вам будет интересно:Сколько можно стоять на бирже труда и получать пособие
Отметим следующий перечень важных правовых актов:
- Закон о принципах работы законодательных и исполнительных органов власти (184).
- Закон о местном самоуправлении. (Важно! Органы местного самоуправления (далее - МСУ) не входят в систему органов государственной власти.)
- Иные нормативно-правовые акты.
Классификация органов государства по порядку формирования разработана в соответствии с Конституцией России. Именно она устанавливает федерализм в нашем государстве.
Орган государства, понятие, признаки, классификация
Государственная власть является прямой формой воздействия на жизнь общества и отражает законность и правопорядок в государстве.
Вам будет интересно:Консульство России в Гуанчжоу: адрес и функции
Органы, осуществляющие функции государственной власти, закрепляются в научной литературе как звенья аппарата государственного управления, реализующие функции путем наделения полномочиями. Такая дефиниция является общеустанавливающей и общепринятой. Рассмотрим несколько классификаций властных органов:
Проблемы классификации органов государства связаны с обширностью территории России и наличием огромного массива разновидностей государственных органов.
С научной точки зрения выделяют структуры, занимающиеся той или иной деятельностью в правовой сфере:
- орган, выполняющий правотворческие функции (законодательный орган - Государственная Дума);
- орган, применяющий нормативные акты (Правительство РФ, министерства);
- орган, охраняющий права (МВД России и иные).
Вышеуказанные структуры имеют свойство быть постоянными или временными. Данный фактор также разделяет органы на группы.
Таким образом, классифицировать государственные органы можно по разным признакам, так как каждый имеет особенные характеристики и компетенции.
Принципы организации работы государственных органов
Понятие органа государства, признаки и классификация его структур в общих чертах раскрыты. Но еще можно говорить на эту тему много, вдаваться в мелкие детали. Теперь рассмотрим общие принципы, на которых основывается классификация органов государства в ТГП (теории государства и права):
- органы реализуют полномочия от имени государства или субъекта;
- компетенция законна, обоснована и обеспечивает полномочия в необходимом объеме;
- функционал государственного органа строго определен;
- орган работает самостоятельно без помощи иных организаций;
- имеет полномочия на государственное принуждение.
Федеральные органы государственной власти
Вам будет интересно:Что такое манифестации: цели и направления общественного явления
Органы власти подразделяются на несколько уровней. В Российской Федерации установлен следующий порядок осуществления полномочий:
- федеральный уровень;
- региональный уровень;
- местный уровень.
В научной литературе указывается, что по сравнению с англо-саксонской системой организации власти (двухуровневой) в России установлена трехуровневая структура.
Классификация органов государства на федеральном уровне регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также указами президента РФ и постановлениями Правительства.
Федеральные органы уполномочены на реализацию прав, выполнение обязанностей и защиту граждан от посягательств не только на уровне государства, но и в нижестоящих структурах. Данная компетенция передается в регионы путем создания аналогичных органов.
К органам государственной власти на уровне федерации относят:
- прокуратуру России;
- МВД России;
- следственный комитет России;
- суды;
- федеральную таможенную службу (ФТС);
- федеральную службу безопасности.
Региональные органы государственной власти
Региональные органы власти имеют также три формы: законодательную, исполнительную и судебную.
Должностные лица органов государственной власти
Должности в государственной службе занимают лица, прошедшие конкурсную основу и соответствующие по уровню образования и репутации для осуществления должностных инструкций.
Федеральный закон, закрепленный под номером 79, устанавливает основы реализации лицами должностных полномочий и разграничивает категории должностей России. Например, существуют должности 1, 2, 3-й категории, а также советники, помощники и иные.
Для занятия вышестоящих должностей необходимо соблюдать правила выслуги лет, уровня образования, а также отсутствия оснований для конфликта интересов.
Государственная служба в России
В последнее десятилетие в России реформируется понятие государственной службы и ее видов. До недавнего времени в РФ существовала правоохранительная служба, однако внесенными поправками эта категория упразднена.
Рассмотрим действующие виды государственной службы в России на 2018 год:
- гражданская служба;
- военная;
- иные виды.
Таким образом, правоохранительная система автоматически включается в понятие "иной вид государственной службы". Это связано с тем, что законодатель не принял федеральный закон о правоохранительной службе. То есть этот вид государственных органов функционировал без нормативного акта. Государственная Дума рассматривала проект закона, который не был принят, в связи с чем указанный вид службы упразднен.
Органы, не входящие в систему государственных
Как указывалось выше, есть органы, не входящие в систему государственных. К такому виду относят местное самоуправление.
МСУ является самостоятельным образованием, которое занимается организацией хозяйственной, экономической и иной деятельности, необходимой для обеспечения жизни жителей муниципалитета.
Так, муниципалитет имеет свою структуру, аналогичную федеральным органам власти.
Местная администрация имеет отделы, которые занимаются определенными вопросами (ЖКХ, транспорт, правовое обеспечение, СМИ, экономика, строительство, водоснабжение и иные). Для поступления на муниципальную службу необходимо аналогичным образом пройти конкурс.
Администрация является исполнительным органом и занимается вопросами обеспечения жизнедеятельности. Однако существуют и иные структуры (законодательные), которые организуют работу по правовому обеспечению и подготовке административных документов.
Городская Дума
Городская Дума является законодательным органом, не входящим в систему субъектов власти, однако исполняющим аналогичные функции на местах. Городская Дума вправе создавать нормативные акты, не противоречащие Конституции России и иным федеральным законам.
Вместе с тем Городская Дума принимает бюджет муниципального образования сроком на 3 года, определяя главные направления развития. Должностными лицами Думы являются местные депутаты, которые избираются сроком на пять лет местными жителями.
Должностные лица МСУ
Должностные лица местного самоуправления должны соблюдать законы, обязанности и иметь статус чиновника. Следует отметить, что государственные органы исполнительной власти могут делегировать субъекту местного самоуправления отдельные полномочия.
Кроме того, должностные лица должны обладать информацией в той или иной сфере и ответственно подходить к распределению бюджетных средств. В случае если МСУ имеет убытки, региональные органы имеют право организовать передачу дотаций или субсидий в образование для покрытия расходов на те или иные нужды.
Таким образом, органы государственной власти являются структурой, обеспечивающей жизнедеятельность всего общества как не федеральном уровне, так и на местном. Органы проводят политику в разных сферах, помогая развиваться как внутренней составляющей государства, так и проводят внешнюю политику, устанавливая связи с внешней средой. Проблема классификации видов органов государства на сегодняшний день решается посредством вступления в силу нормативно-правовых актов, регулирующих работу государственной структуры.
Подводя итог, можно отметить, что главной целью органов государственной власти является установление и обеспечение прав граждан России. Это полностью раскрывает понятие и классификацию органов государства в целом.