22-10-2018 16:45

Ст. 146 УПК РФ: возбуждение уголовных дел публичного обвинения

Ст. 146 УПК РФ регулирует возбуждение уголовного дела публичного обвинения. Какие основания нужны, и какие действия предпринимаются уполномоченными лицами? Какую роль играет прокуратура. Какими привилегиями обладают высокопоставленные лица?

Публичное обвинение

Ст. 146 УПК РФ посвящена одному из важнейших вопросов – возбуждению уголовного дела публичного обвинения. В отличие от частного или частно-публичного обвинения, начать или прекратить производство по делу - решают полицейские чиновники.

Гигиена воздуха: условия и требования, особенностиВам будет интересно:Гигиена воздуха: условия и требования, особенности

Мнение потерпевшего здесь почти не учитывается, его заявление служит одним из поводов для проведения проверки и открытия дела. Прекратить дело отзывом заявления уже не получится.

Кто реализует полномочия

Кто инициирует производство? Ст. 146 УПК РФ ссылается на орган дознания, дознавателя, следователя и начальника следственного отдела. Статья указывает на ограничение полномочий, прежде всего, в части подследственности уголовных дел. Постатейное распределение полномочий на расследование описывает границы компетенции следователей и дознавателей разных органов.

Вынесение постановления

Этот процессуальный документ является официальным объявлением о начале производства по делу. Его вынесение автоматически наделяет ряд лиц правами и обязанностями, особенно это касается подозреваемого и потерпевшего. Независимо от компетенции, к постановлению, согласно ст. 146 УПК РФ, предъявляются единые требования:

  • дата, время, место (город, населенный пункт);
  • фамилия и инициалы, должность и звание лица, принявшего решение о вынесении постановления;
  • что послужило поводом и основанием;
  • пункт, часть, номер статьи УК.

На бланке должностных лиц всегда оставлено место для подписи прокурора и начальника следственного отдела (дознаватель направляет материалы напрямую прокурору).

Насколько объемен документ, определяется подходами и навыками сотрудника.

Повод и основание

В качестве поводов закон подразумевает: заявление от потерпевшего или иного лица, явка с повинной, материалы проверки из прокуратуры или иного органа, в частности, ЦБ. Материалы из суда также служат основанием возбудить дело. При этом формально заранее не решается, есть ли там основания для возбуждения дела.

Закон указывает еще и иные источники, более ранние редакции кодекса указывали в качестве отдельного повода сообщения в СМИ.

Основание – наличие состава преступления или элементов, без которых привлечение к ответственности не допускается. Например, при нанесении вреда здоровью имела место оборона от насилия или установлена малозначительность деяния.

Прокурорская проверка

Одна из функций прокуратуры – надзор за деятельностью ответственных за ведение ОРД и следственной деятельности. В связи с чем, возбуждение дел утверждается прокурором. Как правило, он соглашается с дознавателем или следователем и ставит на документе свою визу.

Споры о компетенции

В полномочия прокурора входит разрешение спора о компетенции. Некоторые дела одновременно могут расследоваться разными органами (полицией и СК, например). Если нельзя выделить дело в отдельное производство, то ставится вопрос о подследственности.

Как это делается? В постановлении о возбуждении отмечается, что оно с материалами направляется прокурору для проверки и решения спора о подследственности. Чаще материалы передаются в структуру, занимающую более высокое положение в иерархии.

В не зоне доступа

Происшествия случаются в геологических экспедициях, на морских и речных судах, в дипломатических представительствах. Законы же там действовать не перестают, и в обязанности капитана судна, начальника экспедиции входит возбуждение дела и сбор имеющихся доказательств.

При первой возможности все материалы передаются в уполномоченные органы. В ч. 4 ст. 146 УПК РФ говорится о прокуратуре, где непосредственно и проводится проверка законности и обоснованности открытия дела.

Закон отводит на проведение проверки не более 24 часов. И ничего не говорится о последствиях пропуска срока. Исходя из актов КС РФ, этот факт не влияет на право прокурора отменить решение о начале производства по делу.

Копия постановления прокурора передается заявителю и лицу, в отношении которого инициировали расследование. Обязанность направить сообщение о результатах рассмотрения дела прокурором ложится на следователя, начальника следственного отдела или дознавателя, хотя проверка и проводится прокурором, а перечисленные лица не имеют к ней отношения. Таким образом, так гласит ч. 4 ст. 146 УПК РФ.

Особый порядок возбуждения дела

Ст. 146 УПК РФ с комментариями ссылается на иные положения о привлечении к ответственности лиц, имеющих неприкосновенность. Подразумевается право начать производство по представлению должностного лица достаточно высокого ранга. Так, например, в отношении сенатора или депутата ГД дело открывается по инициативе Генерального прокурора при согласии палаты парламента.

В отношении Генерального прокурора – главой Следственного комитета. Если подозревается глава СК, то представление подает Президент, и требуется заключение 3-х судей ВС РФ. Если нет согласия парламента или заключения судей, привлечение к ответственности не допускается.

На уровне регионов требуется решение главы местного СК.



Источник