01-10-2018 15:11

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств: порядок проведения

Многие компании, специализирующиеся на разных перевозках, которые могут быть пассажирскими или грузовыми, должны учитывать некоторые требования к своей деятельности. Сюда относится необходимость проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и оценки состояния непосредственных водителей. С помощью таких процессов можно быть уверенным, что используемые автомобили и привлекаемые для работы водители идеально подходят для этой деятельности.

Понятие проверки

Перевозка личных вещей: способы и необходимые документыВам будет интересно:Перевозка личных вещей: способы и необходимые документы

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств представлен процедурой оценки автомобиля. В этом случае собственник и водитель автомобиля будут уверены, что на дороге не возникнут какие-либо непредвиденные проблемы и будет исключена опасность для водителя и пассажиров. Если же возникнет ДТП на дороге, во время анализа которого будет установлено, что причиной является плохое состояние автомобиля, то владелец бизнеса может привлекаться к уголовной ответственности.

В судебной практике часто встречаются ситуации, когда родственники погибших или пострадавших в результате дорожного происшествия подавали иски на водителей или собственников автомобилей, используемых в плохом техническом состоянии. Это приводит к тому, что компании, специализирующиеся на грузовых или пассажирских перевозках, терпят значительные убытки, а также теряют свою положительную деловую репутацию.

Закон о дошкольном образовании: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ, общие положения, последние изменения и новая редакцияВам будет интересно:Закон о дошкольном образовании: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ, общие положения, последние изменения и новая редакция

Правила реализации

Проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств требуется перед непосредственной поездкой. Процедура осуществляется утром или вечером, в зависимости от того, когда именно планируется рейс. Для этого приглашается штатный или сторонний инженер-механик. После проведения предрейсового технического контроля транспортных средств вносится нужная информация в путевой лист, который далее передается водителю.

Путевой лист должен формироваться заранее. Если после осмотра машины выявляется, что в ней отсутствуют какие-либо проблемы и нарушения, то в документе ставится соответствующий штамп. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств позволяет убедиться, что авто действительно готово к предстоящей длительной поездке.

Обязателен ли контроль?

Карцер в тюрьме: описание, за что и на сколько сажаютВам будет интересно:Карцер в тюрьме: описание, за что и на сколько сажают

Такая проверка является обязательной, что прописывается в ФЗ № 196. Но это относится к ИП или компаниям, а не к физическим лицам, поэтому проводится процедура по отношению к автомобилям, предназначенным для коммерческих поездок, в результате которых собственник бизнеса получает определенную прибыль.

Иногда владельцы компаний стараются получить максимальную прибыль, не учитывая требования законодательства, что часто приводит к плачевным последствиям.

Для каких автомобилей проводится?

Обязателен предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств для всех машин, которые используются в коммерческой деятельности ИП или фирм. К ним относится:

  • такси;
  • грузовики, используемые для перемещения разных грузов между городами или странами;
  • трамваи, троллейбусы, автобусы или другие виды транспорта, предназначенные для перевозки пассажиров в городе или между разными регионами.

Владельцы данных автомобилей должны быть уверены, что во время передвижения по дорогам не будут возникать какие-либо аварийные ситуации, причиной которых является плохое состояние ТС.

Цель проведения

Основной целью проведения такой проверки выступает получение информации о техническом состоянии автомобиля. На основании этой процедуры ставится отметка в специальном журнале и путевом листе.

С помощью ежедневного предрейсового контроля технического состояния транспортных средств обеспечивается безопасность на дорогах. Это обусловлено тем, что транспорт, используемый для коммерческих целей, применяется практически каждый день, поэтому его износ является ускоренным. Выход из строя какого-либо важного узла автомобиля может стать причиной серьезной аварии на дороге.

Кем проводится?

Проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства является обязанностью непосредственного владельца коммерческого транспорта. Для этого в штат компании включается инженер-механик, а также допускается заключать отдельное соглашение с какой-либо другой организацией, предлагающей услуги по проведению техосмотра.

Выполняется процесс исключительно механиком, обладающим специальным сертификатом. Он представлен аттестацией транспортной инспекции. В должностной инструкции специалиста указывается, что в его обязанности входит ежедневный выпуск автомобилей на линию.

Как оплачиваются ночные часы? Статья 154 ТК РФ. Оплата труда в ночное времяВам будет интересно:Как оплачиваются ночные часы? Статья 154 ТК РФ. Оплата труда в ночное время

В крупных компаниях инженеры-механики являются штатными сотрудниками. Обычно нанимается примерно 3 специалиста, которые работают посменно. Если же организация является небольшой, то составляется договор с другой организацией на проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. Договор содержит основную информацию о сотрудничестве двух компаний. Обращаться следует в специальные сервисные центры, оснащенные необходимым оборудованием для осуществления техосмотра.

Если привлекаются для осмотра сторонние сотрудники, то именно они несут ответственность за состояние авто.

Какие требования предъявляются к специалисту?

Проводить предрейсовый контроль транспортного средства должен исключительно профессионал, обладающий необходимой квалификацией, опытом и навыками. Поэтому к инженеру-механику предъявляются следующие требования:

  • если он является штатным сотрудником, то назначается исключительно приказом руководства компании;
  • контролер обязан пройти специальную аттестацию в транспортной инспекции;
  • аттестация может быть пройдена исключительно механиком, обладающим соответствующим образованием, которое может быть высшим или средним специальным;
  • другим важным требованием выступает наличие оптимального стажа, так как в должности механика гражданин должен проработать минимально один год.

Чтобы назначить конкретного специалиста ответственным за предрейсовый контроль, в компании руководителем издается соответствующий приказ. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств должен проводиться исключительно назначенными работниками. В ином случае результате процедуры легко признаются недействительными.

Какие знания должны иметься у контролера?

Назначается для проведения процесса только специалист, обладающий многочисленными знаниями и умениями. Он должен иметь опыт работы, а также обязан пройти соответствующее обучение. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится только специалистом, обладающим знаниями о:

  • нормативных актах, имеющих отношение к обслуживанию ТС;
  • технических параметрах различных машин;
  • правилах их эксплуатации;
  • особенностях устройства многочисленных узлов ТС;
  • правилах пожарной безопасности;
  • законах, относящихся к автомобилям и охране труда.

Инженер-механик должен знать, в чем именно заключается техосмотр. Только при наличии всех вышеуказанных профессиональных умений может конкретный специалист допускаться до проведения техосмотра. Если в компании, занимающейся перевозками, отсутствует необходимый работник, то допускается привлекать стороннего специалиста, для чего заключается официальный контракт с какой-либо сервисной организацией.

Контроль должен проводиться ежедневно, причем для этого может использоваться помещение, имеющееся у заказчика или исполнителя. Для крупных компаний нецелесообразно пользоваться услугами сторонних предприятий, поэтому они обычно самостоятельно оборудуют помещение для проведения ежедневного техосмотра.

Какие подготавливаются документы?

На основании проведенного техосмотра инженером-механиком должны подготавливаться определенные документы. Поэтому после этого процесса должна иметься в компании следующая документация:

  • путевой лист, в котором имеется отметка о пройденном техосмотре;
  • отметка в специальном журнале.

Компании, занимающиеся перевозками грузов или пассажиров, должны вести специальный журнал предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. В нем содержатся следующие данные:

  • для каких автомобилей проводился техосмотр;
  • дата и время выполнения процесса;
  • полученные результаты;
  • выявленные недостатки и проблемы;
  • подпись инженера-механика, занимающегося данным процессом.

Данный документ может проверяться разными государственными инстанциями.

Какие сведения вносятся в путевой лист?

Этот документ является обязательным для каждого автомобиля, используемого компаниями для пассажирских или грузовых перевозок. Он выдается на каждое ТС, а также действителен в течение одного дня или месяца.

Если один автомобиль используется в течение нескольких смен двумя или тремя водителями, то для каждого гражданина формируется отдельный листок. Они обязательно фиксируются в специальном журнале регистрации. Все бумаги, относящиеся к проведению техосмотра автомобилей, должны храниться в компаниях не меньше пяти лет.

В путевой лист вносятся следующие данные:

  • порядковый номер;
  • вид ТС, его регистрационный номер, марка и год выпуска;
  • информация о контролере, который проводил осмотр;
  • печать и подпись владельца автомобиля;
  • информация о результатах техосмотра, а также дата и время его проведения;
  • сведения, полученные с одометра;
  • данные о медосмотре, который обязан проходить водитель;
  • должность и ФИО медработника, проводящего медицинское обследование водителей.

На основании этого документа проверяется, правильно ли в компании выполняется подготовка водителей и автомобилей к рейсам.

Как проводится техосмотр?

Порядок предрейсового контроля технического состояния транспортных средств может немного отличаться в разных компаниях. Обычно процедура заключается в выполнении следующих этапов:

  • выбирается оптимальное время для проведения техосмотра;
  • назначенный специалист в подготовленном и оборудованном помещении оценивает техническое состояние машины;
  • необходимые сведения о результатах процесса вносятся в путевой лист и журнал компании;
  • если выявляются серьезные нарушения и иные проблемы, то о них уведомляется руководитель компании, а машина не допускается к рейсу, так как это разрешается только после проведения соответствующего ремонта.

Во время такого контроля проверяется тормозная система, рулевое управление, крепления зеркал, состояние стеклоочистителей, колеса и шины, кондиционер и печка, наличие запаски, тягово-сцепное устройство и некоторые другие значимые элементы автомобиля. Машина должна находиться в работоспособном состоянии. Она должна быть хорошо укомплектована, герметична и безопасна для использования.

На основании выполненного процесса дополнительно составляется акт, хранящийся в компании не меньше пяти лет. Не допускается, чтобы владельцем ТС вносились какие-либо изменения в конструкцию машины. Не разрешается устанавливать дополнительные сидения или наращивать борта, а также применять газобаллонное оборудование. При наличии таких элементов не допускается пользоваться авто для перевозки грузов или людей.

Дополнительно перед рейсом непосредственные водители должны проходить медицинский осмотр. Только при получении положительного заключения гражданин может отправляться в рейс.

Заключение

Предрейсовый контроль автомобилей является важным и обязательным процессом, позволяющим убедиться, что ТС находится в оптимальном состоянии. Процедура проводится только опытным профессионалом, обладающим необходимыми навыками и умениями.

Отсутствие такого контроля может стать основанием для привлечения руководителя коммерческой организации к административной или уголовной ответственности. Пользоваться для проведения процесса можно услугами штатных или сторонних инженеров-механиков.



Источник