На любом предприятии важно поддерживать трудовую дисциплину. Обычно применяется денежная мотивация сотрудников. Но работодатели используют и выговор как дисциплинарное взыскание. Данная мера оформляется документально, о чем рассказано в статье.
Основные понятия
Дисциплинарным взысканием называют замечание, выговор и увольнение. Учитывая нормы закона, использование дисциплинарного взыскания в форме замечания считается мягким последствием в отличие от выговора. Последствия могут быть в виде жесткой критики действий работника.
Вам будет интересно:ГРБС - это что? ГРБС: расшифровка. Полномочия ГРБС
Выговором называют отрицательное отношение руководства к поведению сотрудника, к его просчетам, из-за которых появились какие-то негативные последствия для коллектива. Данная мера обычно является предупреждением перед увольнением. Предполагается, что больше таких ситуаций возникать не должно. Выговор как дисциплинарное взыскание оформляется в виде приказа. Оформляют его по разным нарушениям трудовой дисциплины.
Меры
За замечания в организации могут быть установлены последствия. К примеру, за это будет вычет из премии, а за выговор – лишение этой надбавки. Всем сотрудникам следует знать, что невыплата премии не считается дисциплинарным взысканием, это лишь метод воздействия. Выговор, замечание - дисциплинарные взыскания, применяемые во всех организациях.
Вам будет интересно:Проверка водительского удостоверения и штрафов ГИБДД: советы и рекомендации
Данные положения относительно дисциплинарной ответственности нужны в крупных организациях, в которых штат включает тысячи человек. «Корпоративная этика» предполагает использование системы поощрений и наказаний. По ТК РФ, сотрудники и руководство организаций могут сами договариваться по поводу системы взысканий за проступки. Но на практике часто применяются устные выговоры и лишения премий.
В советское время использовалось такое понятие, как строгий выговор. Дисциплинарное взыскание этого вида сейчас ничем не отличается от обычного выговора. В любом случае оно предполагает беседу руководителя и работника о каких-либо нарушениях трудовой дисциплины. Предполагается, что сотрудник должен после этого исправить ситуацию.
Применение
Приказ по выговору как дисциплинарному взысканию создается только по формальным признакам. Например, если работником не выполнены возложенные обязанности или проигнорированы распоряжения руководства. Все трудовые функции должны быть указаны в должностной инструкции сотрудника. Также действует конкретный режим работы, распорядок дня. Если работник отказался от сверхурочной занятости, то это не может привести к ответственности.
Выговор как дисциплинарное взыскание назначают за:
Выговор как дисциплинарное взыскание не оформляется за субъективную оценку действий сотрудника. К примеру, «за недостаточную усидчивость, которая прилагается во время работы с клиентами». Но если клиентом была оформлена жалоба на работника, то есть подтверждение непрофессионализма сотрудника.
Оформление
Дисциплинарное взыскание в виде выговора должно быть документально зафиксировано, если обнаружен проступок сотрудника. При его опоздании на работе или отсутствии без уважительной причины составляется акт. Возможно получение докладной записки от начальника, если не было нарушения должностных обязанностей. Затем надо получить письменное объяснение от работника, где должны быть указаны причины и мотивы данного поведения.
По данным документам происходит дальнейшее оформление. Единой формы приказа по выговору как дисциплинарному взысканию нет. Можно лишь использовать общепринятый образец. Документ обязательно включает следующую информацию:
Сотрудник должен ознакомиться с приказом о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора. Его нужно подписать за 3 рабочих дня. Затем наступает время действия выговора как дисциплинарного взыскания. Образец приказа есть в статье. Данный документ используется в большинстве компаний.
Последствия для сотрудника
По ТК РФ не предусмотрено отрицательных явлений из-за дисциплинарной ответственности. Работник находится в статусе нарушителя дисциплины труда год после назначения такой меры. Вероятно, он будет ощущать некоторое моральное давление по причине выговора или замечания. Последствием считается применение дополнительных мер от руководства:
Многократные проступки являются основанием увольнения. Данный факт считается частой причиной замечания или выговора. Но за единственное опоздание вряд ли последует выговор, особенно если специалист в целом является ответственным. Обычно следует устное внушение или предоставление письменных объяснений. Поэтому официальный выговор с выполнением всех формальностей считается последним предупреждением.
Процедура обжалования
Дисциплинарное взыскание в виде выговора может обжаловаться сотрудником, если он не согласен с приказом руководства учреждения. Это выполняется в госинспекции труда и в суде. Рассматриваются данные дела мировыми судьями. Для этого подается заявление по установленной форме.
Работодателем применяется взыскание не без причины. У него должно быть минимум 2 документа: акт или докладная записка, которые подтверждают невыполнение обязанностей сотрудником, и объяснительная записка нарушителя.
Работнику, получившему взыскание, во время обжалования можно собрать доказательства личной правоты. Не следует рассчитывать на показания других сотрудников – они хотят продолжать работать, а выступление против руководства обычно ведет к увольнению.
Снятие взыскания
Разные виды взысканий, замечание и выговор, сами погашаются спустя год после начала их действия. Это означает, что через 365 дней сотрудник будет являться никогда не привлекавшимся к дисциплинарному взысканию.
Приказ может сниматься досрочно новым документом об отмене взыскания. Это случается при поощрении сотрудника. Документ можно обжаловать в суде или инспекции труда, для чего составляется заявление. Данная процедура потребует некоторого времени, чтобы полностью снять взыскание.
Вывод
Наложение взыскания считается трудоемкой процедурой, для которой надо соблюсти все правовые формальности. Желательно не доводить дело до выговоров и замечаний, а также применять остальные способы воздействия. Лучше всего искать компромисс, чтобы сглаживать конфликты. Это увеличит продуктивность работы в будущем.