Прилежащая зона - это полоса водного пространства в открытом море. В ней свободно могут проходить корабли. Она граничит с территориальными водами какого-либо государства. Эта зона находится под юрисдикцией определенной страны. Это позволяет обеспечить соблюдение всех правил и законов, которые касаются таможни, иммиграции, экологии и так далее.
Женевская конвенция об этой зоне
В 1958 году принята конвенция, согласно которой эта зона не может распространяться на расстояние, превышающее 12 миль, от исходной линии, ограничивающей территориальное море со стороны берегов. То есть совместно с шириной этого моря прилежащая зона не должна превышать 12 миль. Государство в ней может осуществлять контроль над соблюдением санитарных, таможенных, иммиграционных и фискальных правил. За нарушение их может последовать преследование и наказание.
Вам будет интересно:Срок окончания программы «Материнский капитал». Когда можно получить семейный сертификат?
Если берега двух государств расположены слишком близко друг к другу, ни одно из них не имеет права распространять свою прилежащую зону за линию середины. Эта средняя линия проводится таким образом, чтобы каждый ее участок был на одинаковом расстоянии до исходных линий. От этих же отметок отсчитываются территориальные воды обоих государств.
Вам будет интересно:Что определяет границу прав каждого человека? Права и свободы человека и гражданина
Конвенция ООН
В этой конвенции, действующей с 1982 года, подтверждаются правила установленные конвенцией в Женеве. Однако были внесены свои изменения.
Совместная ширина территориального моря и следующей за ним прилежащей зоны в международном праве увеличилась в два раза. Если она была 12 миль, то стала 24. И это максимально допустимая ширина.
В прилежащей полосе действия государства весьма ограничены по сравнению с территориальными водами. Они сводятся к контролю государства над соблюдением законов и к наказанию нарушителей всевозможных установленных правил.
Режим в прилежащей зоне
Прибрежное государство само определяет органы власти и их полномочия по контролированию этого участка морского пространства. У прибрежного государства есть следующие права в плане контроля:
- Власти имеют право остановить любое судно.
- Право на осмотр судна.
- Государство в случае выявления правонарушения, может принять меры, чтобы произвести расследование для выявления обстоятельств нарушения закона.
- Государство вправе осуществить наказание в случае правонарушения.
- Если нарушен режим в прилежащей зоне, государство вправе преследовать нарушителя, даже в открытом море. Но если только преследование ведется «по горячим следам». То есть начинается в прилежащей зоне и происходит непрерывно.
- Преследовать можно только тех нарушителей, которые нарушили правила в той зоне, где эти правила установлены. Государство не должно при осуществлении собственных прав нарушать при этом права других государств, правомерно пребывающих в этой зоне.
Федеральный закон РФ
В 1998 году в России вышел Федеральный закон, освещающий эту тему, а также территориальных и внутренних вод. Этот закон действует до сих пор. Согласно ему, прилежащая зона РФ представляет собой пояс морского пространства, который примыкает к полосе территориального моря. Тянется он вдоль всего побережья. С внешней стороны граница этой зоны расположена на расстоянии в 24 мили от линии, где начинается отсчет территориальных вод.
Контроль в водах РФ
Действия России в прилежащей зоне следующие:
- Контроль над тем, как происходит соблюдение санитарных, таможенных, фискальных и иммиграционных правил, которые прописаны в законах, действующих в пределах территорий Российской Федерации, которые включают и морское пространство.
- Осуществление наказаний за нарушение всех этих правил и законов, совершенное на территории России, включающей пространство морей. Таким образом, можно сделать вывод, что Федеральный закон России не расходится с конвенцией ООН в отношении прилежащей зоны.
Виды
Бывают разные виды прилежащих зон. Это санитарные, фискальные, таможенные и иммиграционные зоны. Они устанавливаются соответствующими законодательными актами и иногда международными договорами. Они известны в международной практике. Так, например, санитарные зоны устанавливаются арабскими государствами. Индией установлена фискальная и иммиграционная зона.
Но, помимо названных видов, существуют еще и другие. Некоторые государства установили зоны уголовной юрисдикции, некоторые – зоны нейтралитета. А также существуют зоны предотвращения загрязнения. Страны Саудовская Аравия, Пакистан, Бирма (Мьянма), Индия, Вьетнам, Судан создали прибрежные зоны безопасности.
Хотя если существование таких видов до конвенции ООН позволялось, то после 1982 года уже нет. Установление прилежащих зон, помимо обозначенных видов – санитарной, фискальной, таможенной и иммиграционной – не допустимо и является неправомерным с позиции международного права.
Территориальное море
Это часть морского пространства, которая располагается между внутренними морскими водами и прилежащей зоной. Это полоса моря, которая тянется вдоль всего побережья, примыкая к суше. Другое ее название – территориальные воды. Эта зона имеет свои особенности. В отличие от прилежащей зоны и внутренних морских вод, территориальное море расположено ближе к берегам, но не заходит в мелкие заливы и порты, и являются частью территории государства.
Отмеряется оно либо от линии максимального отлива, либо от исходных линий, которые служат границей между территориальным морем и внутренними водами. Последние включают в себя акватории небольших заливов, портов, морских бухт, образуемых реками лиманов и губ, ограниченные исходными линиями. Ширина полосы территориального моря у всех государств, имеющих акватории, составляет 12 миль. Граница между прилежащей зоной и территориальным морем является в то же время границей государства.
Законы и правила в этой зоне
Территориальные воды расположены ближе к берегам и входят в территорию прибрежного государства. Поэтому на этот участок морского пространства распространяется суверенитет страны. Но при этом судна из других стран могут проходить через эту зону, как и по водам прилежащей зоны. Только если эти суда пересекают эту территорию мирно, не угрожая безопасности страны.
За государством остается право устанавливать свои законы, которые будут определять судоходство на этом участке. Законы и правила нужны для того чтобы сделать судоходство в этой зоне безопасным и удобным, обеспечить защиту для навигационного оборудования и средств.
Кроме того, государство разными мерами пытается предотвратить загрязнение вод, некоторые участки территориального моря вообще могут быть закрыты для прохождения судов. Корабли из других стран обязаны соблюдать установленные правила и законы, в случае нарушений государство вправе осуществить наказание, наложить штраф или возбудить уголовное дело.