- Конституционное право: общая характеристика
- Понятие правовых источников
- Конституция как юридический источник
- Содержание основного закона
- Международные правовые акты
- Федеральные законы, являющиеся источниками конституционного права
- Подзаконные акты
- Судебные решения
- Источники конституционного права субъектов РФ
- Обычай
Государство существует для человека. Оно призвано охранять и обеспечивать его права, интересы и свободы. Обеспечению баланса между властью и свободой способствует обширная база нормативно-правовых актов. Это сложная и важная отрасль, базой для которой являются источники конституционного права РФ. О них будет подробно рассказано в нашем материале.
Конституционное право: общая характеристика
Конституционная юридическая отрасль считается приоритетной во всей юридической системе России. Она закрепляет в себе нормы взаимоотношений человека и государства, конституционные особенности страны и формы организации государственной власти. Ядром рассматриваемой юридической отрасли является Конституция - главный закон страны. Этот нормативный акт является источником конституционного права России. Основной государственный закон обладает наибольшей юридической силой и представляет собой не только политическую, но и морально-идеологическую доктрину.
Вам будет интересно:Виды рубок леса. Штраф за незаконную вырубку
В качестве политического инструмента Конституция является источником конституционного права РФ. Она отражает определенное соотношение государственной силы в обществе на момент ее формирования и принятия. Как идеологический инструмент основной закон страны являет собой определенное мировоззрение, которое декларирует важнейшие ценности и правила.
Реализация конституционных правил происходит через общественные отношения. Возникают права и обязанности между гражданами государства, формируется система власти, судоустройства, избирательная структура и т.д. Рассматриваемая ветвь права конкретизируется не только в Конституции, но и в остальных законах, сформированных на ее основе.
Вам будет интересно:Защита товарного знака: обзор способов. Закон о товарных знаках
Субъекты конституционного права - это граждане и юридические лица, само государство, субъекты Федерации, социальные и этнические общности и различные социальные группы. Рассматриваемая юридическая отрасль является еще и научной дисциплиной. Регулируется она императивными (принудительными) и диспозитивными (дозволительными) методами.
Понятие правовых источников
Совокупность конституционных норм отличается сложностью и многообразием. Это обусловлено большим количеством разных правовых источников. Под юридическим источником следует понимать внешнюю форму существования общих поведенческих правил, которая регулирует отношения конституционного характера.
Рассматривать конституционную отрасль права можно только как упорядоченную систему норм и принципов, направленных на защиту прав, интересов и свобод человека. Люди учреждают систему государственной власти, устройство которой также закреплено в основном законе страны. Отсюда следует, что источниками конституционного права являются различные законы и соответствующие им подзаконные акты, которые различаются по названию, форме, происхождению и юридической силе. Каждый нормативный акт содержит определенные правовые предписания. Признание нормативного акта источником влечет за собой важные правовые последствия.
Вам будет интересно:Виды допроса. Статья 189 УПК РФ. Общие правила проведения допроса
Система документов, лежащих в основе конституционного права, обладает следующими признаками:
- множественность форм выражения;
- приоритетный характер закона;
- изменение соотношения внутригосударственного и международного права;
- иерархическая структура и соподчиненность;
- стабильность в отношении других юридических источников.
Основным массивом источников конституционного права РФ являются непосредственно законы. Это нормативные акты, формируемые в особом порядке законодательными органами или в процессе референдума. Законы выражают волю народа и обладают высшей юридической силой. Основной их целью является регламентация наиболее важных социальных отношений.
Правоведы классифицируют законы по:
- юридической важности (законы и акты подзаконного характера);
- принимающим органам (законодательные, исполнительные);
- форме правового акта (указ, постановление, распоряжение и т.д.);
- принципу и направлению действия (федеральные, республиканские, региональные, ведомственные и т.д.).
Итак, важнейшими источниками конституционного права являются законы и подзаконные акты РФ. Сюда относятся Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы, а также различные указы, постановления и прочие документы. Далее будет рассказано об основном источнике конституционного права РФ. Является им Конституция - главный закон страны.
Конституция как юридический источник
Она представляет собой основной государственный закон, который закрепляет основы общественного, экономического и государственного строя, регулирует права и свободы граждан. В основном нормативном акте страны учреждается система государственной власти и закрепляются основы местного самоуправления. Российская Конституция как основной источник конституционного права России представляет собой специфичный закон с некоторыми особенностями.
Первая черта основного закона страны связана с субъектом, формирующим и принимающим Конституцию. Им является народ. Основной закон страны воплощает волю всей нации. Такой принцип был закреплен французским просветителем Руссо: Конституция - это "народное соглашение", которое подписывает народ и требует согласия ото всех граждан. Такой же принцип работает и в России. В преамбуле закона сказано, что Конституцию принимает многонациональный народ.
Второй особенностью основного закона страны как источника конституционного права России является учредительный характер всех установлений. Учредительной властью является народ, образующий собой демократическое общество - единственный источник власти и носитель суверенитета.
Третья черта Конституции - это всеохватывающий характер ее регламентации. Основной закон страны, который является главным источником конституционного права Российской Федерации, обладает некоторой монополией на всеохватывающий правовой характер. Ни один другой нормативный акт не затрагивает сразу все сферы общественной жизни.
Далее следует выделить сразу четыре важнейших признака Конституции:
- Специфическая процедура принятия, а также внесения поправок и пересмотра.
- Роль некого "ядра" всей юридической системы государства и права - конституционные положения играют приоритетную роль для всего законодательства.
- Верховенство конституции со всеми ее принципами, нормами, концепциями, связями и социальными структурами. Основной закон страны выступает как бы доминантой социальной эволюции.
- Наибольшая юридическая сила, непосредственное действие и применение на российской территории. Ни один нормативный акт на территории России не должен противоречить положениям Конституции.
Вам будет интересно:Принцип свободы договора в гражданском праве. Статья 421 ГК РФ. Свобода договора
Таким образом, основной закон страны является источником конституционного права Российской Федерации. Он разительно отличается от всех остальных нормативно-правовых актов. О содержании отечественной Конституции будет рассказано далее.
Содержание основного закона
Рассматривая источники конституционного права, нельзя не упомянуть содержание самого главного закона страны. Сегодняшняя Конституция состоит из двух разделов и преамбулы. В первом разделе - 9 глав из 137 статей, во втором разделе находятся заключительные и переходные положения.
Преамбула представляет собой некое введение. Здесь говорится о том, что же представляет собой Конституция как основной источник конституционного права. Является ли преамбула юридической нормой? Юристы отвечают отрицательно. Это исходная установка, которая тем не менее не закрепляет никаких правила.
В первой главе основного государственного закона говорится об основах конституционного строя. Основная информация сосредоточена в статье 1: Россия - это демократическое, федеративное и социальное государство, являющее собой федерацию с республиканской формой государственного управления. В стране действует народный суверенитет и закреплено разделение власти.
Во второй главе обозначены основные права, интересы и свободы человека и гражданина. Они поделены на экономические, политические, социальные и культурные.
Третья глава закрепляет основы территориально-государственного устройства. Россия, согласно закону, является федерацией. В стране существует двойная система бюджета и налогообложения. Это свидетельствует о некоторой доли самостоятельности российских регионов.
В четвертой главе рассказывается о президенте, главе государства. Пятая глава содержит информацию о законодательном органе, который именуется двухпалатным Федеральным Собранием. Оно делится на две палаты: нижнюю - Государственную Думу и верхнюю - Совет Федерации.
Шестая глава повествует об исполнительном органе РФ, правительстве, а седьмая закрепляет нормы о судебной власти и прокуратуре. Восьмая часть Конституции содержит ряд положений о местном самоуправлении, а в девятой главе говорится о возможности изменять положения основного закона страны, который является источником российского конституционного права.
Международные правовые акты
В статье 15 российской Конституции сказано, что отечественное законодательство не должно противоречить международным принципам и нормам. Это свидетельствует о верховенстве межгосударственного права по отношению к национальному законотворчеству.
Источниками конституционного права как отрасли являются все ратифицированные нашей страной международные договоры и соглашения. Общепризнанные международные нормы и принципы являются частью отечественной юридической системы. Таким образом, они представляют собой полноценные источники.
Нормы международного права должны быть признаны достаточно большим количеством государств для полной их легитимизации. Принципы же носят универсальный характер, поскольку составляют базу мирового правопорядка. Они охватывают традиционные и новые области межгосударственных отношений, определяя характер и направленность международно-правового регулирования.
Исходя из сказанного выше, необходимо сделать следующие выводы:
- Признание, то есть ратификация, Россией международных договоров представляет собой принятие законодательством мировой нормы в качестве федерального источника конституционного права. Является такой источник неотделимым элементом отечественной правовой системы.
- Ратификация, выполнение, прекращение и приостановление работы международных актов являются юридическими фактами. Они закреплены в виде нормативно-правовых актов.
Далее следует рассмотреть нормативные акты федерального уровня.
Федеральные законы, являющиеся источниками конституционного права
База отечественных источников конституционного права состоит из трех групп. В первую входят важнейшие нормативные акты страны: Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы. Вторую группу составляют подзаконные акты - президентские указы и распоряжения, а также постановления правительства. Наконец, третья группа состоит из решений и разъяснений судебных инстанций. Над всеми тремя группами особняком стоят международные акты - договоры и соглашения.
Таким образом, источниками конституционного права являются нормативно-правовые акты федерального характера. Региональные и муниципальные законы в систему не входят.
Разобравшись с Конституцией, стоит проанализировать группу федеральных актов. Их нельзя путать с федеральными конституционными законами (ФКЗ) - 22 актами, на основе которых были сформированы девять глав Конституции. ФКЗ обладают следующими специфическими особенностями:
- подготовка в особо сложном порядке;
- невозможность отклонения российским президентом;
- наличие большей юридической силы, чем у простого закона;
- развитие и дополнение российской Конституции;
- принятие по вопросам и проблемам, прямо предусмотренным Конституцией.
Источниками конституционного права Российской Федерации являются также федеральные законы - но только те, что устанавливают отношения по поводу государственного и муниципального управления, а также предусматривают механизмы реализации прав, интересов и свобод людей.
Среди федеральных законов выделяются кодексы и основы законодательства. Это кодифицированные акты по тем или иным юридическим сферам (уголовное, гражданское, административное и прочее право).
Подзаконные акты
Вторую группу источников составляют подзаконные акты - правительственные постановления и президентские указы. Такие документы не должны противоречить отечественной Конституции и федеральному законодательству. Это и определяет их подзаконность - такие акты могут быть запросто отменены обычным законом.
Указы президента могут иметь нормативный и ненормативный характер. Первые виды актов издаются на основании конституционных полномочий российского президента или для закрытия пробелов в российской правовой системе. Ненормативные же акты формируются в целях непосредственного применения какого-то закона главой государства. Например, Федеральное Собрание подготовило обширный нормативный акт, а президент принимает указ для легализации и введения в действие этого акта.
Вам будет интересно:Детерминанты преступности - это... Причины преступности
Президент издает указы в рамках своей компетенции. Иногда он издает временные акты, которые будут работать до тех пор, пока парламент не примет соответствующий федеральный закон.
Распоряжения и постановления исполнительного органа власти, то есть правительства, составляют еще одну группу конституционных источников. Однако относятся к базе источников только те акты, которые содержат общеобязательные нормы в рассматриваемой юридической области. Все правительственные постановления должны соответствовать нормам Конституции, федеральных законов и президентских указов. Все правительственные акты официально публикуются.
Судебные решения
Является ли постановление Конституционного суда правовым источником? Вопрос для отечественной правовой структуры очень спорный. С одной стороны, в России действует романо-германская юридическая система. Она предполагает рассмотрение в качестве источников только законов и подзаконных актов. Судебные же решения являются юридическими источниками только в англосаксонской системе, где действует принцип рассмотрения судебных прецедентов.
В России судебные постановления не являются источниками права. Однако Конституционный суд нередко формирует поправки к законам или толкует их. Его цель заключается в "лечении" юридических пробелов. Суд издает специальные постановления и решения, которые позволяют оптимизировать российскую юридическую систему. Итак, являются ли решения Конституционного суда источниками права? Мнения на этот счет расходятся.
Акты правосудия могут влиять на систему норм двумя способами. Первый вариант - признание той или иной нормы незаконной или неконституционной. Суды действуют прямо или косвенно, отменяя конкретные правила и принципы. Второй вариант - обязательное исполнение судебных решений низшими инстанциями власти.
Согласно распространенному мнению, российские акты правосудия не являются судебными прецедентами. Существующие суды реализуют нормотворчество путем признания существующих норм несоответствующими тем правилам, что имеют большую юридическую силу.
Акты правосудия делятся на два вида. Первый тип представляет собой постановления судебных инстанций общей компетенции, в том числе арбитражных и военных. Они имеют право на признание подзаконных актов нелегальными. Второй вид представляет собой акты правосудия, признающиеся источниками конституционного права. Это постановления Конституционного суда и уставных региональных инстанций.
Итак, решения Конституционного суда являются источниками права. То же касается постановлений уставных судов.
Источники конституционного права субъектов РФ
В последнюю группу источников рассматриваемой юридической отрасли входят нормативные акты российских регионов и муниципальные акты. Это конституции и уставы регионов, а также различные законы субъектов.
В систему региональных источников права включены подзаконные акты субъектов РФ. Это указы глав местной администрации или правительства, мэров, губернаторов, президентов республик и т.д. Сюда же входят правительственные приказы и распоряжения, а также приказы и постановления местных региональных органов. Отдельные инструкции администраций, государственных учреждений и субъектов также могут являться источниками конституционного права России.
Согласно статье 65 российской Конституции в стране существует 21 республика. В 18 из них есть собственные конституции. Вопрос о том, насколько данные акты являются источниками рассматриваемой отрасли права, является спорным. Дело в том, что все региональные конституции и уставы почти напрямую повторяют положения основного закона страны. Однако в статье 5 российской Конституции указано, что республики в составе страны имеют свое законодательство.
Чуть проще все с муниципальными актами, которые принимаются органами местного самоуправления. Согласно российской Конституции, муниципалитеты в пределах своих полномочий обладают определенной долей самостоятельности. Акты, которые регулируют отношения в области конституционного права, могут рассматриваться в качестве источников, если они расширяют права и свободы, усиливают их гарантии, дополняют общие конституционные положения и т.д. Проблема лишь в том, что в стране издается очень мало муниципальных актов, которые могли бы стать источником конституционного права.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что муниципальная власть имеет публичный характер. Она является первичной, то есть низовой формой во властной системе России. В число источников конституционного права входят республиканские конституции и уставы остальных субъектов РФ. Нормы этих законов в обобщенной форме закрепляют статус регионов.
Обычай
Является ли правовой обычай источником конституционного права? На этот счет есть много разных мнений. Для начала нужно отметить, что обычаем в юриспруденции называют неоднократно применяемое правило, часто санкционируемое государством в лице судебных органов. Оно применяется при регулировании социальных отношений, относимых к сфере конституционного права. Роль и значение обычая относительно невелики в сравнении с частным правом или англосаксонской системой права.
В России типичным примером обычая является избрание заместителей председателя Госдумы от имеющихся в ней фракций. Данное правило не закреплено на бумаге, но используется, так как является обычаем.
На вопрос о том, является ли обычай источником конституционного права, нельзя ответить однозначно. Одни правоведы отвечают отрицательно, ссылаясь на романо-германскую систему права в России. Другие приводят конкретные примеры, как, например, ситуацию с коренными и малочисленными народами. Согласно Конституции им гарантируется занятие традиционными видами деятельности. Допускается, таким образом, обычай на региональном уровне, а закрепляется он Конституцией.