01-10-2018 20:00

Кодификация права - это... Определение понятия, особенности проведения и проблемы кодификации права

Кодификация норм права наряду с инкорпорацией (подготовкой и изданием сборников юридических документов) с древности считается одним из видов систематизации. Действительно, наиболее эффективным способом устранения путаницы с множеством актов является их объединение, отбор, переработка и согласование. В статье рассмотрим подробнее проблемы кодификации права.

Общие сведения

Создание кодекса (кодификация) – задача весьма трудоемкая. Ее реализация занимает достаточно много времени. Как показывает практика, в некоторых случаях целесообразнее объединить множество правовых документов в один, коренным образом не изменяя их, чем годами стремиться к созданию единого кодекса. Таким образом, появился новый метод систематизации – консолидация. По своим признакам она очень близка к кодификации права. Этот метод был включен в предмет научного изучения в 90-е годы прошлого века. Одновременно началась и переоценка кодификации. Некоторые юристы полагают, что она относится больше к правотворчеству, чем к систематизации. Это мнение можно подтвердить следующими аргументами:

  • В рамках систематизации работа идет преимущественно с законодательными актами. Кодификация права – это в основном обработка нормативных предписаний.
  • Для составления кодекса применяются исключительно правотворческие инструменты. Они служат для формирования содержания, построения структуры и логики акта. При инкорпорации такие инструменты не применяются.
  • Ордена и медали Российской Федерации: перечень, описание. Государственные награды Российской ФедерацииВам будет интересно:Ордена и медали Российской Федерации: перечень, описание. Государственные награды Российской Федерации

    Вице-адмирал Сергей Гайдук: биография и деятельностьВам будет интересно:Вице-адмирал Сергей Гайдук: биография и деятельность

    Проще говоря, систематизации подвергается только то, что существует. Между тем, если создание кодекса обеспечит освобождение правового поля от нагромождения актов, то с этой точки зрения кодификацию вполне можно признать одним из способов упорядочения юридических документов.

    Понятие

    В интеллектуальном плане кодификация права – это наиболее сложный вид систематизации. Составление кодекса требует приложения усилий множества специалистов, обладающих высокой квалификацией.

    Парламент Швеции: общая информация, историческая справка, интересный фактВам будет интересно:Парламент Швеции: общая информация, историческая справка, интересный факт

    Так, для создания действующего ГК РФ потребовалось создание Центра частного права. В нем были собраны лучшие отечественные юристы. Для составления других кодексов (трудового, уголовно-процессуального, семейного и др.) также создавались коллективы из ведущих ученых, практических работников и т. д.

    Кодификация права – это процесс, направленный на упорядочение нормативного массива и связанный с коренной переработкой содержания правовых актов, действующих в определенной сфере нормативного регулирования, и создания на их основе логически и юридически цельного единого акта. Данная трактовка понятия используется в отечественном праве. Обратимся к зарубежной практике.

    В ЕС, по мнению ряда отечественных юристов, понятие кодификации (международного права в том числе) трактуется слишком вольно. Она рассматривается как деятельность по изданию любых правовых актов структурами Евросоюза. Речь, в частности, не только о нормативных предписаниях, но и о директивах, инструкциях, постановлениях и иных документах.

    Во Франции рассматриваемый вид систематизации понимают в широком и узком смыслах. В узком смысле кодификация права – это создание классических кодексов, а в широком – объединение правовых актов в один документ. При этом юридические положения не пересматриваются по существу – устраняются лишь явные противоречия между ними, исключаются устаревшие нормы и пр.

    Некоторые ученые во Франции и соединение юридических документов в один сборник признают кодификацией. Представляется, что в этом случае граница между методами систематизации практически стирается. Вместе с тем говорить о том, что они неправы, было бы некорректно. С латыни термин "кодекс" переводится как "книга". Следовательно, этим словом вполне можно называть системный сборник.

    Тем не менее понятия "кодекс" и "кодификация" чаще трактуются как комплекс разрозненных актов, приведенных в форму одного, единого документа.

    С развитием гражданского общества увеличивается число языковых возможностей людей. Соответственно, для дифференциации разных правовых явлений используется множество терминов. Однако было бы некорректно обозначать понятием "кодификация" разные формы систематизации. В противном случае это приведет к путанице правовых категорий. В этой связи применение слова "кодификация" в российском праве в узкоспециальном смысле представляется вполне оправданным.

    Специфика процесса

    Алименты с отпускных по закону: как начисляются, особенности и требованияВам будет интересно:Алименты с отпускных по закону: как начисляются, особенности и требования

    Кодификация гражданского права имеет особые признаки, существенно отличающие ее от иных форм систематизации. Целью этого процесса является составление согласованного, единого нормативного акта.

    Кодекс представляет собой фундаментальный правовой документ, с помощью которого систематизируются правоотношения, возникающие в конкретной отрасли. Вместе с тем в нем закрепляются основы нормативного регулирования определенной области правоотношений. Именно поэтому его создание не отменяет существование и действие нормативных актов иных видов, более того, оно предполагает необходимость их применения.

    История развития права

    Кодификация права – вынужденная мера, введенная еще в Древнем Риме.

    На начальных стадиях развития юридической отрасли о систематизации не задумывались. Дело в том, что она могла ограничить преторов в выборе классово-целесообразных решений рассматриваемых споров. В этой связи попытка первой кодификации права, предпринятая Цезарем, была неудачной.

    Работа по систематизации началась тогда, когда развитие римского права существенно замедлилось вследствие разложения рабовладельческого общества. К тому времени образовался огромный массив императорских постановлений. Необходимо было привести их к какой-либо системе. Кроме того, сложившиеся условия требовали твердого закрепления прав рабовладельцев.

    В римском праве кодификацию впервые стали проводить частные лица. В конце III века юристы создали 2 кодекса. В первом присутствовали императорские распоряжения за период с конца 2 до конца 3-го вв., во втором – постановления за следующие несколько лет. К сожалению, эти кодексы не сохранились.

    Впоследствии была проведена кодификация частного права и уголовных норм.

    Дореволюционная Россия

    В течение 18 столетия накопилось множество правовых актов, требовавших систематизации. Надо сказать, что кодификацией не занимались с 1649 г. (года составления Соборного Уложения), хотя попытки предпринимали и Петр Первый, и Екатерина II. За все это время было сформировано 9 комиссий. О каждой из них обществу сообщалось весьма помпезно, с шумом. Однако ни одна не совершила хоть сколько-нибудь значимых действий.

    Девятая комиссия 1797 года составила только оглавление к будущему Уложению. После этого было принято решение создать еще одну комиссию и пригласить ученого юриста. Работу по кодификации начал барон Розенкампф. Прибывший из Лифляндии, о не знал ни Россию, ни русского языка. Розенкампф уволил из комиссии всех российских чиновников, а вместо них взял французов и немцев. Разумеется, систематизировать отечественные нормативные акты они не смогли.

    В 1804 г. была предпринята новая попытка кодификации. Была создана новая комиссия, которую возглавил Сперанский. В результате были составлены проекты Торгового, Гражданского и Уголовного уложений. Однако приняты они не были, поскольку представители реакционного дворянства усмотрели в них отголоски законодательства, созданного во Франции в революционный период. В итоге Сперанского отстранили от работы и отправили в Сибирь.

    Работа по кодификации возобновилась только в 1826 г. Сперанский был возвращен из ссылки Николаем I и назначен руководителем 2-го отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. После огромной работы в 1833 г. было составлено 2 массивных документа – Полное собрание законов и Свод действующих норм Российской империи.

    Советское время

    В рамках революционного преобразования общества, построения социализма В. И. Ленин особое внимание уделял законодательной деятельности государства, развитию и систематизации норм. Важнейшим периодом формирования советского права считаются годы перехода к новой экономической политике (НЭПу). В 1921-22 гг. началась активная кодификация советского права.

    Как только большевики пришли к власти, они сразу же занялись переработкой законодательства. В 1921-22 гг. в результате кодификации сформировались новые правовые отрасли – трудовое и земельное право. Были созданы лесной, уголовно-исправительный кодекс. В этих нормативных актах были закреплены различные понятия, многие из которых используются и сегодня. Так, в КЗоТе провозглашается цель – обеспечение защиты работника от администрации либо работодателя, предусмотрены социальные гарантии, установлена ответственность за несоблюдение прав трудящихся. В условиях НЭПа в Кодексе законов о труде содержались положения, противоречившие интересам предпринимателей, т. е. ущемлявшие частные права.

    Кодификация ГК была особенно сложной. На подготовительной стадии часто высказывалось мнение о том, что в СССР нет ничего частного, все право надлежит признавать публичным. Проект Кодекса готовила специальная комиссия. Для участия в ее работе были приглашены ведущие цивилисты, сотрудники наркомата, НСНХ и другие специалисты. Впервые в отечественной истории появилась возможность создать демократический нормативный акт. Для этого использовались понятия, институты французской юридической системы, учитывался опыт кодификации римского права.

    Нюансы

    Разрешение коллизий в российском праве: определение, функции, правила, способы и юридические примерыВам будет интересно:Разрешение коллизий в российском праве: определение, функции, правила, способы и юридические примеры

    В связи с тем что кодификацию, по сути, можно отнести к правотворчеству, и она только примыкает (исходя из результатов) к систематизации, порядок имеет много общего с методикой нормотворчества. Инструменты, которые используются при составлении кодекса, во многом похожи на те, которые применяются для создания других юридических документов.

    В связи с тем что кодификация – достаточно сложная и трудоемкая работа, начинать ее необходимо только после вынесения уполномоченным госорганом соответствующего решения о ее инициации и финансировании. Именно госструктура берет на себя ответственность за решение вопроса о целесообразности процедуры.

    Особенности работы комиссии

    Кодификацию должны проводить высококвалифицированные специалисты. Для повышения эффективности работы их объединяют в комиссию или иную компетентную структуру. Стоит отметить, что формирование рабочего коллектива также требует определенных интеллектуальных, финансовых, временных затрат. В его составе должны присутствовать специалисты разного профиля – лингвисты, юристы, политологи, практические работники, имеющие большой опыт и пр. Особенно сложна в этом плане кодификация международного права. Дело в том, что рабочая группа должна состоять из лиц, представляющих интересы разных стран. Порой достичь консенсуса при кодификации удается далеко не всегда.

    Чтобы сократить время создания единого нормативного документа и учесть все предложения, составляется план работы. При этом его следует разбить на отдельные стадии и указать примерные сроки выполнения работ на каждой из них.

    Каждый участник рабочей группы должен получить конкретное задание. Другими словами, необходимо четко распределить обязанности меду специалистами, определить этап включения их в общую деятельность.

    Немаловажное значение имеет сбор и выбор нормативного материала, который будет кодифицироваться. Здесь следует учесть опыт зарубежных коллег.

    Собранный материал необходимо проанализировать. По результатам анализа принимается окончательное решение о целесообразности кодификации. После этого проводится анализ нормативных актов, отобранных для переработки, выделяются предписания, которые предполагается включить в кодекс. На этой стадии необходимо определить, являются ли правоотношения, регламентируемые этими нормами, однородными. Если это условие не соблюдается, есть вероятность того, что в итоге будет сформирован не цельный документ, а в большей степени консолидированный акт.

    Нормативные предписания, которые выбраны для кодификации, классифицируются по вопросам, которые будут отражены в кодексе. Такая классификация станет основой для разработки структуры будущего нормативного акта.

    Самым ответственным этапом является составление проекта кодекса, формулирование содержания его статей. На этой стадии, как показывает практика, классификации отобранных и переработанных предписаний недостаточно, соответственно, их приходится дополнять другими положениями, т. е. восполнять пробелы правового регулирования. Безусловно, один человек это сделать не может. Распределить элементы текста между специалистами можно с учетом их желания. Как правило, оно определяется уровнем компетентности в том или другом вопросе.

    Завершающий этап

    Текст проекта кодекса должен быть представлен на обсуждение представителям научного сообщества. Некоторые вопросы (социальные, к примеру) целесообразно обсудить с населением.

    После этого кодекс проходит всестороннюю экспертизу. Нормативный акт проверяют юристы, лингвисты, политологи и другие специалисты. После экспертизы проект направляется на утверждение комиссии по кодификации.

    Заключение

    Кодифицированные нормативные акты могут иметь различную форму. Например, активно в правотворческой практике используются основы законодательства. Обычно они возглавляют определенные юридические институты и отрасли, обеспечивая взаимную согласованность норм.

    Наиболее распространенным видом кодифицированного акта, однако, считается кодекс. Он представляет собой объемный нормативный акт, детально регламентирующий конкретную сферу правоотношений. Кодекс может поглощать все положения, действующие в определенной отрасли.



    Источник