Между участниками экономической деятельности неизбежно возникают конфликты. Даже если субъекты постарались обеспечить надлежащее исполнение обязательств, есть вероятность, что кто-то нарушит оговоренные условия. В таких случаях участник, в отношении которого не было выполнено обязательство, вправе потребовать адекватной компенсации. Если конфликт произошел на внутреннем рынке, то разрешить его можно с помощью правовых механизмов, предусмотренных государственным законодательством. Несколько иначе обстоят дело на внешнем рынке.
Вам будет интересно:Источники доходов государственного бюджета: определение, список источников
Международные экономические отношения стремительно развиваются в неустойчивом и обширном пространстве. В настоящее время отсутствует постоянно действующий международный суд, не предусмотрена международная процедура разбирательства коммерческих споров. Отсутствуют и общепринятые нормы экономического права. Нормативное регулирование международной торговой деятельности осуществляется несколькими конвенциями, которые ратифицированы далеко не всеми государствами и могут применяться только в отдельных сферах мирового хозяйства. В таких условиях стороны спора могут прибегнуть к такому правовому институту, как международный коммерческий арбитраж. Этот орган формируется по воле сторон для изъятия спора, возникшего между ними, из компетенции национального суда как общей, так и специальной юрисдикции. Рассмотрим далее особенности этого института.
Понятие международного коммерческого арбитража
Вам будет интересно:Виза на Филиппины: нужно ли оформлять, условия для туристов, отзывы
Оно используется в первую очередь для обозначения механизма разбирательства споров. Во-вторых, понятие международного коммерческого арбитража применяется в качестве наименования органа (организации), сформированного для рассмотрения экономических споров. Кроме этого, термином обозначается конкретный состав арбитров, разбирающих определенный спор.
Следует отметить, что понятие "международный" обладает весьма условным характером. Дело в том, что такой арбитраж создается или учреждается в соответствии с нормами национального права. Именно ними регулируется деятельность международного коммерческого арбитража.
Этот институт необходимо отличать от механизма разбирательства экономических споров, возникающих между государствами, предусмотренного международно-правовыми нормами. Речь идет о спорах, рассматриваемых в рамках Международного суда ООН и пр. В отличие от механизмов, разбирающих межгосударственные споры, международный коммерческий арбитраж – это институт, служащий для рассмотрения хозяйственных частноправовых споров (между частными лицами – юридическими и физическими).
Специфика
Вам будет интересно:Перечень и размер наркотических средств: ст. 228 УК РФ
По своей природе международный коммерческий арбитраж является национально-правовым механизмом, так как споры между юридическими и физическими лицами относятся к внутригосударственной юрисдикции. Понятие "международный" указывает исключительно на характер споров. В компетенцию международного коммерческого арбитража входит разбирательство споров, возникающих в рамках внешнеэкономической деятельности.
Нормативная база
Правовое регулирование международного коммерческого арбитража в России осуществляется преимущественно положениями ФЗ № 5338-1. Кроме этого, существуют и другие нормативные акты, регламентирующие его работу.
Надо сказать, что международный коммерческий арбитраж – это не единственный механизм, используемый при рассмотрении международных частноправовых споров. Такого рода конфликты могут разбираться в рамках системы государственных арбитражных судебных инстанций. Разумеется, это допускается, если национальное законодательство это предусматривает. К примеру, в советское время государственные арбитражи не наделялись правом рассматривать международные экономические споры. Они могли разрешать дела, вытекающие исключительно из хозяйственных правоотношений между социалистическими предприятиями. Сегодня ситуация изменилась.
На основании АПК от 1995 г. арбитраж мог рассматривать не только внутригосударственные споры, но и дела, в которых участвуют зарубежные организации, предприятия с иностранными инвестициями, иностранные граждане и международные организации. Данный подход сохранился и в новом Кодексе от 2002 г.
Кроме того, международные хозяйственные споры могут разбирать национальные третейские суды. Во Временном положении о деятельности таких инстанций, утвержденном Постановлением ВС от 1992 г., предусматривалась возможность передачи споров, подведомственных национальному арбитражу, третейскому суду. В этом нормативном акте присутствовала специальная оговорка. Если между сторонами есть соглашение, в третейский суд может передаваться спор, в котором один из участников находится в другом государстве или является организацией с иностранными инвестициями.
В ФЗ № 102 нет прямого указания на правомочие третейских судов на разбирательство международных хозяйственных споров. Но, исходя из содержания этого нормативного акта, данное правомочие предполагается. В первую очередь, в эту инстанцию можно передать любой спор, который вытекает из гражданских правоотношений. Кроме того, наделяя национальные арбитражи определенными процессуальными правами при рассмотрении споров, закон ограничивает круг подведомственных им дел. В их числе и международные хозяйственные споры.
Национальные судебные инстанции общей юрисдикции также могут рассматривать дела, вытекающие из внешнеэкономической деятельности, согласно правилам о подсудности, закрепленным законодательством государства, в суд которого подается иск, либо в соответствии с международными соглашениями с участием этой страны. Между тем, как показывает практика, стороны отдают предпочтение международному коммерческому арбитражу. При разрешении споров в этой инстанции участникам не обязательно соблюдать строго регламентированный национальный порядок в отношении юрисдикции конкретного суда, применяемых норм и процедуры разбирательства.
Преимущества института
Вам будет интересно:Конвенция о правах ребенка - это... Определение, история и главные принципы
Рассмотрение споров международным коммерческим арбитражем осуществляется по специальному порядку. Он обладает рядом преимуществ в сравнении с судебным. В первую очередь нужно отметить, что деятельность международного коммерческого арбитража носит весьма демократический характер. Этот орган выступает в качестве общественного образования, не включенного в систему административных, судебных или иных госорганов.
Участники спора могут оказывать влияние на все этапы разбирательства. Согласно Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже", обязательным условием для обращения с иском является согласие сторон. Участники вправе выбирать арбитров, доверить ведение дела конкретному лицу (при этом совершенно не обязательно, чтобы он был юристом, главное, чтобы он знал специфику соответствующей экономической сферы). Сторонам предоставляется возможность определить место и язык разбирательства, саму процедуру рассмотрения (частично или полностью). Кроме того, участники могут изъять спор из правового поля и разрешить его по принципу справедливости.
Процедурные моменты
В Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже" процесс рассмотрения дел описывается достаточно просто. Ключевым преимуществом является отсутствие строгой регламентации многочисленными правовыми нормами, конвенциями. Международный коммерческий арбитраж в этой связи разрешает дела в кратчайшие сроки.
Рассмотрение дел по существу осуществляется обычно в закрытых заседаниях. Это обеспечивает сохранение конфиденциальности сведений, предоставляемых сторонами спора. В законодательствах большинства государств публикация решений международных коммерческих арбитражей не допускается. Лица, уполномоченные на разрешение спора, должны сохранять конфиденциальность информации о нем.
Главнейшим принципом арбитража является окончательность решения. Оно обязательно для участников, не подлежит изменению и пересмотру. Возможность принудительного исполнения решений международного коммерческого арбитража обеспечивается дополнительно огромным количеством межгосударственных соглашений о взаимном признании и выполнении решений иностранных арбитражей.
В Руководстве по арбитражу Международная торговая палата отмечает, что данный институт выступает в качестве средства разрешения споров с использованием процедуры, согласованной сторонами договора. Арбитражное решение обязательно для участников, обладает силой закона и может выполняться путем, аналогичным тому, который предусмотрен для исполнения судебных постановлений.
Нюансы
В силу Закона "О международном коммерческом арбитраже" этот орган не включен в государственную судебную систему и не зависит от нее. Обращение субъектов в эту инстанцию или наличие соглашения об этом исключает юрисдикцию суда. Это означает, что если даже одна из сторон все-таки обратится в судебную инстанцию, она по заявлению второго участника либо по своей инициативе должна отказать в принятии иска либо прекратить начатое производство. Госорганы не вправе вмешиваться в работу арбитража.
Между тем институт не изолирован от национальной судебной системы. Во всяком случае 2 процессуальных действия инстанции могут совершить. Первым является реализация принудительных мер, направленных на принудительное обеспечение иска. Обычно арбитраж самостоятельно может предпринять их при наличии соответствующего ходатайства. Однако если заинтересованный участник обратится с аналогичной просьбой в суд, то она не будет расцениваться как не соответствующая его полномочиям.
Второе действие касается исполнения решения. Если стороны не выполняют его добровольно, то только у национального суда есть полномочия инициировать процедуру принуждения. В предусмотренных законодательством случаях, касающихся нарушений процессуальных норм, национальная судебная инстанция может отменить решение по ходатайству одного из участников спора.
Виды международного коммерческого арбитража
На практике действует разовый институционный арбитраж. Последний является постоянно действующим. Он формируется при национальных торгово-промышленных (торговых) палатах, ассоциациях, биржах, обществах, союзах и прочих организациях, являющихся в том числе и функционально международными. В структуре институционного арбитража действует постоянный орган, не принимающий участия в рассмотрении дел. Он исполняет контрольные, административно-технические, консультативные задачи. Его работа регламентируется специальным положением. Постоянно действующий орган формирует списки арбитров. Кроме того, он ответственен за составление регламента, определяющего правила ведения дел.
Второй вид международного коммерческого арбитража – разовый (ad hoc) – формируется для разбирательства конкретного дела. После вынесения решения по существу его работа прекращается. Участники спора выбирают место проведения заседания, определяют порядок избрания арбитров и ведения слушания. При этом стороны пользуются почти неограниченной самостоятельностью. Они вправе детально согласовать между собой все этапы процедуры, руководствоваться регламентом какого-либо действующего институционного арбитража. Кроме того, они могут договориться об использовании типового нормативного акта, утвержденного межправительственными организациями специально для ad hoc.
Вам будет интересно:Почему на зоне не говорят "спасибо" и "пожалуйста"? Особенности тюремного лексикона
Сегодня количество постоянно действующих международных арбитражей растет. В настоящее время в мире работает более ста таких органов. Наиболее известными считаются Арбитражный суд МТП в Париже, Лондонский международный третейский суд, Арбитражный институт при Стокгольмской торговой палате и пр. В России действуют Морская арбитражная комиссия и Международный коммерческий арбитражный суд.
Проблема унификации правил
Усиливающаяся роль арбитражного разбирательства международных экономических споров, значительные расхождения между нормами национального права, регламентирующего такое производство, вызывают потребность в упорядочении и достижении единообразия в процедурных вопросах. В итоге возрастает значение международного права в сфере обеспечения нормальной работы института.
Роль международно-правовых норм в разрешении экономических споров, вытекающих из внешнеторговой и иной хозяйственной деятельности, проявляется в нескольких направлениях. Унификация процедурных положений необходима для обеспечения единообразия в процессе разбирательства коммерческих споров в арбитражных инстанциях разных стран. Необходима нормативная основа для признания и принудительного выполнения постановлений, вынесенных в одном государстве, на территории других. Требуется создание и внедрение правовой базы для работы специализированных международных институтов, уполномоченных рассматривать экономические споры определенного вида.
Конвенция 1961 года
Унификация правил – актуальная проблема для международного сообщества. В этой сфере издано несколько нормативных актов. Они имеют специфическое содержание, юридическую силу и способ применения. Многие эти акты были изданы в рамках ООН. В первую очередь нужно отметить Конвенцию, регламентирующую работу внешнеторгового арбитража, от 1961 г. Этот нормативный акт вышел за региональные рамки вследствие присоединения неевропейских стран. РФ является участницей Конвенции с 1962 года.
В этом нормативном документе закреплен порядок создания арбитража, правила разбирательства, вынесения решений, условия и последствия их недействительности. Действие Конвенции распространяется и на разовый, и на институционный арбитраж, если стороны находятся на территории разных стран.
В нормативном акте закреплен ряд важнейших правил:
При всей значимости положений, закрепленных Конвенцией, она не получила широкого распространения на практике. Более того, многие европейские страны так и не присоединились к ней. Безусловно, Конвенция не может восприниматься как своего рода международный арбитражный кодекс. Тем не менее она способствует эффективной работе института.
Типовой закон
Далеко не все страны мира стремятся связывать себя международными обязательствами. Это подтверждает история существования Конвенции, о которой говорилось выше. Однако деятельность коммерческих арбитражей должна в любом случае подчиняться каким-то правилам. В 1985 г. был одобрен Типовой закон ЮНСИТРАЛ. Это не международный договор и, соответственно, не наделен обязательной силой. Однако этот закон играет значительную роль в унификации арбитражной процедуры.
Разработчики акта предполагали, что единообразие будет достигнуто в ходе принятия внутригосударственных норм, базирующихся на единых правилах, сформулированных в Типовом законе и признанных мировым сообществом. Многие страны ввели в действие необходимые правовые документы, включая РФ и страны Восточной Европы.
Регламент ЮНСИТРАЛ
Этот документ получил наибольшее распространение на практике. Правила создания арбитража и рассмотрения споров закреплены в нем таким образом, что в случае наличия договоренности между сторонами на передачу спора в разовый арбитраж разбирательство в нем обязательно состоится.
Если один из участников уклоняется от выбора арбитра в течение месяца после получения предложения от второй стороны либо субъекты не смогли согласовать состав органа, по просьбе любого заинтересованного лица это сделает компетентная структура, выбранная сторонами. К примеру, это может быть торгово-промышленная палата какой-либо страны. Если и компетентная структура не назначит арбитров либо участники не договорились о ее выборе в течение 2 месяцев после поступления предложения об этом, любой из них вправе обратиться к Генсеку Постоянного третейского суда, находящегося в Гааге, с ходатайством о назначении компетентного органа, уполномоченного назначить состав арбитража. Обычно дела рассматривает один либо три арбитра.
Достаточно гибко решаются в Регламенте и процедурные вопросы, касающиеся языка и места разбирательства, правил подачи иска, возражений к нему, предоставления доказательств, порядка слушания дела, а также вынесения решений. Многовариантность, предусмотренная в этом акте, обеспечивает быстрое и эффективное разбирательство.