01-10-2018 19:41

Ст 266 УК РФ: судебная практика

Для обеспечения безопасного движения на дорогах РФ в системе российского законодательства предусмотрены различные нормативные акты, инструкции и правила. Они распространяются не только на лиц, участвующих в непосредственном движении, но и на субъектов, ответственных за подготовку транспортных средств и инфраструктуры. Речь, в частности, о лицах, осуществляющих ремонт и выпуск в эксплуатацию ТС, путей сообщения, устройств связи и сигнализации и прочего оборудования, используемого на транспорте. За некачественное выполнение своих обязанностей эти субъекты могут быть привлечены к ответственности в соответствии со ст. 266 УК РФ. Рассмотрим эту норму подробно.

Ст. 233 УК РФ: новая редакция со всеми изменениями, наказание, обжалование решенияВам будет интересно:Ст. 233 УК РФ: новая редакция со всеми изменениями, наказание, обжалование решения

Ст. 266 УК РФ: состав преступления

В указанной статье устанавливается наказание за некачественный ремонт путей сообщения, ТС, устройств связи или сигнализации и иного оборудования, используемого на транспорте, а также выпуск неисправных ТС в эксплуатацию субъектом, ответственным за их техническое состояние, если его деяния по неосторожности повлекли причинение тяжкого ущерба здоровью человека. Согласно ч. 1 ст. 266 УК РФ, виновным может грозить:

  • Денежное взыскание от 100 до 300 тыс. руб. либо в сумме доходов за 1-2 г.
  • До 3 лет ограничения свободы.
  • До 2 лет принудительных работ или тюремного заключения с лишением права вести деятельность или занимать должности, определенные судом, до 3 лет либо без такового.
  • До полугода ареста.
  • Надбавки за секретность. Работа со сведениями, составляющими государственную тайнуВам будет интересно:Надбавки за секретность. Работа со сведениями, составляющими государственную тайну

    Наказание будет ужесточено, если указанные деяния по неосторожности привели к гибели потерпевшего. По ч. 2 ст. 266 УК РФ, виновным грозит до 5 лет принудительных работ или тюремного заключения.

    Если деяния, указанные в частях первой и второй, привели к гибели двух и более людей, срок принудительных работ также составляет пять лет, а срок лишения свободы увеличивается до 7 лет.

    Комментарии к ст. 266 УК РФ

    Предусмотренное в норме преступление является посягательством, во-первых, на общественные правоотношения, направленные на обеспечение качественного ремонта и эксплуатации путей сообщения, транспорта, устройств связи и сигнализации, прочего оборудования, используемого на транспорте. Дополнительные объекты – здоровье (часть 1) и жизнь (часть 2, 3) людей.

    В качестве предмета преступления в ст. 266 УК РФ названы:

  • Транспортные средства.
  • Средства связи и сигнализации.
  • Пути сообщения.
  • Прочее оборудование, используемое в транспортной сфере.
  • Пути сообщения

    Эти элементы дорожной системы включают в себя:

  • На ж/д транспорте – непосредственно железнодорожное полотно со шпалами, рельсами, насыпью. В качестве неотъемлемых их элементов выступают дистанции пути, линии электропередачи, диспетчерские службы и пр.
  • На воздушном транспорте – взлетно-посадочные полосы и т. д.
  • На водном транспорте – непосредственные пути следования речных или морских судов из порта в порт.
  • На автотранспорте – проезжую часть.
  • Средства связи и сигнализации

    Они необходимы для передачи условной и текстовой информации. Условными данными являются команды, оповещения, донесения и т. д. Сигнализация может быть световой (мигание лампочки, семафор, маяки), звуковой (сирена, звонок).

    В качестве средств связи выступают специальные устройства, предназначенные для передачи и приема текстовых данных. Связь бывает телефонной, факсимильной, телевизионной, сигнальной, телеграфной и пр. В зависимости от среды и средств распространения, она разделяется на:

    • проводную;
    • радиорелейную;
    • радиосвязь;
    • оптическую;
    • сотовую;
    • космическую;
    • лазерную и т. д.

    Кроме этого, связь может быть ближней или дальней.

    Прочее транспортное оборудование

    Под ним следует понимать совокупность технических приборов, механизмов, устройств, предназначенных для обеспечения безопасного функционирования транспорта. Речь, в частности, о радиолокаторах, эстакадах и т. д.

    Объективный аспект

    По ст. 266 УК РФ, он выражается в:

  • Недоброкачественном ремонте путей сообщения, транспорта, устройств связи и сигнализации, иного оборудования, используемого на транспорте.
  • Выпуске технически неисправных ТС.
  • Ключевым признаком деяния считается наступление последствий - возникновение тяжкого ущерба здоровью или гибель человека.

    Нюансы

    Как показывает судебная практика по ст. 266 УК РФ, основная задача при квалификации деяния состоит в установлении связи между поведением виновного и возникшими последствиями.

    Недоброкачественным признается такой ремонт, который не соответствует техническим требованиям, установленным нормативными актами в сфере дорожного движения и обеспечивающим безопасное функционирование транспорта, компонентов технической системы эксплуатации ТС. К примеру, он может выражаться в устранении не всех выявленных неисправностей подвижного ж/д состава либо в установке деталей с истекшим сроком эксплуатации.

    После некачественного ремонта транспортное средство считается не соответствующим необходимым техническим требованиям.

    Выпуск в эксплуатацию неисправных ТС предполагает разрешение использовать объекты, имеющие какие-либо поломки, способные при движении создать аварийную ситуацию и, следовательно, привести к негативным последствиям. Такое разрешение может быть устным или письменным. В первом случае речь в том числе и о непринятии мер по пресечению использования технически неисправной машины. Письменное разрешение может выражаться в выдаче путевого листа водителю, пропуске транспортного средства через контрольный пункт и пр.

    Отличительные признаки деяния

    Не имеет значения способ совершения преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ. На практике оно может быть совершено в форме действия. К примеру, виновный допустил техническую ошибку при ремонте средств связи и сигнализации, выдал разрешение на выпуск автомобиля с неисправным тормозом и пр. Кроме этого, деяние может выражаться и в бездействии. К примеру, лицо не осуществило замену тормозных колодок, не предприняло мер, необходимых для сокращения рельсовых зазоров, укрепления межрельсовых накладок и пр.

    Преступление признается завершенным в момент возникновения опасных последствий: тяжкого ущерба здоровью, смерти одного (ч. 2) или более лиц (ч. 3). Если эти последствия отсутствуют, то недоброкачественный ремонт транспорта, средств связи или сигнализации, путей сообщения или прочего транспортного оборудования не влечет наказания по ст. 266 УК РФ. Виновный в таких случаях может привлекаться исключительно к административной, гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности.

    Субъективная часть

    Деяние, указанное в ст. 266 УК РФ, предполагает неосторожную форму вины. Она может выражаться в виде небрежности или легкомыслия.

    Субъектом преступления является вменяемый гражданин в возрасте от 16 лет. При этом он должен обладать одним из следующих признаков:

  • Его профессиональная деятельность должна быть непосредственно связана с ремонтом транспорта.
  • Он считается ответственным за техническое состояние транспорта и наделен полномочием выпускать его в эксплуатацию.
  • Он является водителем или владельцем заведомо неисправного ТС, разрешившим другому субъекту его эксплуатацию.
  • Нормативная база

    Предусматривая ст. 266 в УК РФ, законодатель учел положения действующих нормативных актов в сфере транспорта. В их числе федеральные законы:

  • "О безопасности дорожного движения".
  • "О транспортной безопасности".
  • "О железнодорожном транспорте".
  • Кроме этого, нормативное регулирование правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасности на дорогах, осуществляется на основании подзаконных актов. К ним относят:

  • Правительственное постановление № 720 от 2009 г.
  • ГОСТ Р 5 2302-2004 и 51709-2001.
  • Заключение

    Обеспечение безопасности при эксплуатации транспорта является сложной задачей, требующей комплексного решения. Участники движения несут повышенную ответственность и должны неукоснительно соблюдать все предписания, касающиеся не только непосредственной эксплуатации ТС, но и их подготовки. Управление технически неисправным транспортом может создать аварийную ситуацию, причинить ущерб здоровью и имуществу граждан, привести к гибели людей.



    Источник