Механизм правового регулирования, понятие и элементы которого будут рассмотрены в статье, призван обеспечивать стабильность общественных отношений, их соответствие требованиям законодательства. При его помощи обеспечивается беспрепятственное движение интересов правоспособных лиц к ценностям и благам.
Механизм правового регулирования: понятие, элементы
Так называют систему юридических средств, используемых для устранения препятствий, возникающих в ходе реализации субъектами их прав. В его состав входят компоненты, обладающие рядом специфических черт.
Вам будет интересно:Как сделать санитарную книжку самостоятельно
Роль элементов механизма правового регулирования заключается в:
В составе механизма правового регулирования находятся различные по функциям и природе юридические средства, позволяющие достичь поставленных целей. Необходимость в них обусловлена различиями в характере движения интересов участников правоотношений к ценностям, а также разными препятствиями, возникающими при этом.
Этапы воздействия права на взаимодействие субъектов
Вам будет интересно:Долгопрудненская ОПГ: состав, лидеры, фото
Основные элементы механизма правового регулирования являются реально функционирующими, отправными фрагментами юридической системы, в которых отражены ключевые этапы влияния норм на общественные отношения. В их числе стадии:
На каждом указанном этапе системообразующими центрами, определяющими их содержание, выделяются основные элементы механизма правового регулирования. Все прочие юридические явления и процессы группируются вокруг них в виде своеобразных подсистем. Они образуют вспомогательные элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Среди них особое значение имеют правовая культура, правосознание, юридическая техника.
Особенности структуры
Вам будет интересно:Взимаются ли алименты с пенсии: порядок удержания и размер
Механизм правового регулирования включает элементы:
В качестве факультативного элемента механизма правового регулирования выступает охранительный акт применения права. Приведение механизма в движение осуществляется посредством объединения всех названных компонентов.
Условия активации
При формулировании цели моделируется ожидаемый результат, создается комплекс средств, с помощью которых, по мнению субъекта, поставленная цель будет достигнута. В соответствии с приведенными выше основными элементами механизма административно-правового регулирования, выделяют такие условия его функционирования:
Правоприменительный акт считается последним звеном, за счет которого субъект достигает цели. На его основании, однако, может появиться новое правоотношение. В таком случае правоприменительный акт будет выступать в качестве другого элемента механизма правового регулирования – юридического факта. Тогда механизм будет запущен вновь, но содержание его будет уже иным.
Пример
Вам будет интересно:Максимальный процент удержания алиментов из заработной платы. Особенности удержания алиментов из зарплаты
Рассмотрим, как действуют элементы механизма правового регулирования. Предположим, гражданин поставил себе цель – поступление в вуз. Для ее достижения он руководствуется первым элементом механизма правового регулирования – нормами права. Соответственно, стадия регламентации общественных отношений уже прошла. В 43 статье Конституции закреплено, что каждый может бесплатно на конкурсной основе поступить в муниципальное или государственное высшее образовательное учреждение. Эта норма получила свое развитие в законах "Об образовании" и ряде других актах.
Норма начнет действовать при возникновении реальных обстоятельств, необходимых для этого. Этими обстоятельствами выступают юридические факты. В рассматриваемом случае к элементам механизма правового регулирования относятся:
Совокупность указанных фактов формирует юридический состав. Он приводит механизм регулирования в движение.
В рамках правоотношений происходит сопоставление фактов с соответствующими нормами. В результате возникают взаимные обязанности и права: у администрации вуза с одной стороны и абитуриента – с другой. Руководство образовательного учреждения, в частности, должно обеспечить надлежащие условия для проведения конкурса среди подготовленных лиц.
Следующий этап – непосредственная реализация права на образование. Если поступающий сдает экзамены успешно, он зачисляется в вуз. Данное событие фиксируется в специальном правоприменительном акте. Им является приказ о зачислении. После издания акта возникает новое правоотношение, которое связано с получением субъектом высшего образования. Здесь также будет действовать механизм регулирования, но с иным содержанием.
Дополнительный этап
Функционирование механизма регулирования может проходить еще одну стадию – защиту нарушенного права. Этот этап возникает в случае, когда субъект правоотношений не может реализовать свое право вследствие незаконных действий других лиц. Правоприменение в таких ситуациях связывается с негативными обстоятельствами – опасностью правонарушения или непосредственно с нарушением закона.
Особенности терминологии
Право существует для обеспечения стабильности и законности общественных правоотношений. Безусловно, этот процесс сам по себе не происходит. Он действует на основе механизма нормативного регулирования. Следует отметить, что в юридической теории различают понятия "правовое воздействие" и "правовое регулирование". Под последним следует понимать влияние права на отношение посредством специальных юридических методов, средств и способов.
К примеру, в уголовном законодательстве закреплено требование не совершать деяний, опасных для общества. Для обеспечения правового воздействия применяются соответствующие юридические средства: запрещающая норма, ответственность, наказание. Способом регулирования в такой ситуации является запрещение, а метод используется императивный.
Что касается правового воздействия, то это понятие несколько шире. Им охватывается вся совокупность юридических явлений, влияющих на общественные отношения. Правовым воздействием является влияние не только с помощью юридических методов, способов и средств, но и прочими инструментами. К числу последних, например, относят правосознание, правовые принципы, правовую культуру и пр. Так, несовершение большинством граждан уголовно-наказуемых деяний обуславливается не столько страхом перед применением к нарушителям мер ответственности, сколько сложившимся в обществе правосознанием, предполагающим уважительное отношение к нормам.
Средства регулирования
Они представляют собой специфические инструменты, посредством которых упорядочиваются общественные отношения, и удовлетворяются интересы субъектов. Правовыми средствами являются нормы, юридические обязанности и субъективные права, меры ответственности, ограничения, стимулы, поощрения и т. д.
Правовые ограничения предполагают уменьшение объема возможностей, субъективной свободы и, следовательно, прав индивида. Они используются для снижения отрицательной активности, сдерживания неправомерных действий. К примеру, в законодательстве предусмотрено ограничение дееспособности малолетних, лиц, страдающих психическими заболеваниями.
Правовой стимул представляет собой побуждение к законному поведению, повышению позитивной активности. Это может быть обещание или предоставление благ, отмена или смягчение меры ответственности.
Правовой стимул имеет тесную связь с юридическим поощрением. Это средство регулирования рассматривается в качестве меры и формы одобрения законного, должного поведения, влекущего благоприятные последствия для субъекта. К примеру, это может быть награждение медалью, досрочное освобождение из тюрьмы, помилование и пр.
Способы регулирования
Они представляют собой приемы, которыми, собственно, осуществляется регулирование. Содержание этих способов будет зависеть от юридических норм. К основным приемам регулирования относят обязывание, дозволение, запрещение.
Запрещение
Оно предполагает наложение на субъекта обязанности не совершать тех или иных действий, предусмотренных нормами. Правовое запрещение – важный способ обеспечения стабильности общественных отношений, защиты свобод и прав людей, социума, государства. как правило, запреты вытекают из моральных норм, установленных обществом. К примеру, всегда люди осуждали ложь. Отдельные ее разновидности – лжесвидетельство, клевета – закреплены в законодательстве в качестве запретов. Нарушение предписаний влечет ответственность. Выражаются запреты в виде запрещающих норм. Основная их часть закреплена в УК, в статьях Особенной части.
Дозволение
Оно является таким способом нормативного регулирования, при котором субъекту предоставляется выбор своего поведения при реализации права в пределах предоставленных законом возможностей. Правовые дозволения отражены в нормативных актах. Как правило, они закрепляются управомачивающими нормами. К примеру, собственник имущества, имеющий свидетельство, вправе распоряжаться им, как хочет. Он может подарить, продать, обменять ценности, сдать их в аренду, заложить.
Обязывание
Оно означает, что на субъекта права налагается обязанность совершить какое-либо действие, закрепленное нормами. Этот способ правового регулирования имеет отличия от запрещения. Обязывание предполагает активное, а не пассивное поведение. Такой способ применяется при регулировании финансовой сферы, деятельности по охране природы или труда.
Обязываение отражено в обязывающих нормах. К примеру, по ст. 57 Конституции, каждому гражданину надлежит уплачивать сборы и налоги, установленные в законодательстве. Как и в случае с запрещением, при налушении обязывающих норм (при их неисполнении) лицу грозит юридическая ответственность.
Заключение
В ходе функционирования механизма правового регулирования цели законодателей, правоприменителей и конкретных участников отношений сталкиваются друг с другом. Только единство интересов этих субъектов обеспечивает интеграцию всех элементов в единую систему. Вместе с тем неправильно воспринятая мотивация, недобросовестная потребность, ошибка при выборе средства регулирования могут нивелировать все усилия нормотворческих институтов и остановить функционирование отлаженного механизма.