01-10-2018 15:34

Государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности - особенности, требования и виды

При осуществлении различных действий и сделок с имуществом, подразумевающих его закрепление или переход к другому лицу, необходимо оплачивать государственную пошлину за государственную регистрацию права собственности. Это закреплено налоговым законодательством Российской Федерации.

Пошлина и субъекты оплаты

Государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности (согласно статье 333.17 Налогового кодекса РФ) – это вид сбора, который взимается с лиц, которые обязаны его вносить за определенные юридически значимые действия установленных законодательством органов.

Жалоба в Роспотребнадзор: правила написания, образец жалобы в Роспотребнадзор, правила подачи и последствияВам будет интересно:Жалоба в Роспотребнадзор: правила написания, образец жалобы в Роспотребнадзор, правила подачи и последствия

Осуществлять соответствующие действия регистрационного характера могут федеральные, региональные, местные органы и их должностные лица на основании издаваемых соответствующими субъектами правовых нормативных актов.

Перечень действий юридически значимого характера установлен в главе 25.3 Налогового кодекса РФ (исключая действия, осуществляемые консульскими учреждениями).

Плательщиками государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности могут быть физические и юридические лица, которые вправе обращаться в соответствующие учреждения.

Порядок уплаты пошлины

Безвозмездная аренда: важные моменты в законодательствеВам будет интересно:Безвозмездная аренда: важные моменты в законодательстве

Порядок оплаты госпошлины за регистрацию права собственности включает особенности внесения платежей за выполнение действий юридического характера, которые установлены подпунктами 21-33 в первом пункте статьи 333.33 Кодекса. В этот перечень входит проведения любой процедуры, связанной с регистрацией, обременением или ограничением прав на недвижимость и сделок с соответствующим имуществом.

При регистрации прав на недвижимое имущество и осуществлении иных действий процессуального характера необходимо соблюдать порядок их оплаты. Согласно нормативно-правовым требованиям, производить внесение денежных средств необходимо до момента подачи заявления.

Исключения составляют только случаи, когда заявка на оформление документов направляется в электронном виде. В этом случае оплата производится сразу после отправки бумаг через официальный сайт соответствующего органа, но до того как они будут приняты к рассмотрению.

Государственной пошлины за регистрацию перехода права собственности и иные значимые юридические действия должна вноситься самим плательщиком (за исключением случаев, установленных 25.3 главой Налогового кодекса).

Какой штраф за отсутствие прав при себе?Вам будет интересно:Какой штраф за отсутствие прав при себе?

Если за проведением документальной процедуры с недвижимостью обратились сразу несколько лиц, они оплачивают пошлину в равных частях. Если среди них есть налоговые льготники, размер государственной пошлины за регистрацию права собственности уменьшается пропорционально числу лиц, освобожденных от выплаты или имеющих право на снижение ее суммы.

Внесение денежных средств производится наличным или безналичным способом в месте совершения юридической процедуры.

Действия после платежа

Чтобы подтвердить в регистрационном органе, что оплата государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности была произведена, необходимо представить соответствующие документы.

Если внесение денежных средств производилось наличными, плательщик предоставляет специалисту оригинал квитанции установленного образца или чека. Если внесение денежных средств производилось безналичным способом, заявитель прикладывает к пакету документов оригинал платежного поручения с банковской отметкой.

Сведения о проведении пошлины также можно получить посредством информационной государственной системы о муниципальных и государственных платежах, сущность работы которой раскрыта в федеральном законе № 210 от 27 июля 2010 года.

Предоставление документов установлено законодательством как право, а не обязанность заявителя.

Если плательщик представил пакет документов до того, как оплатил госпошлину в Росреестре за регистрацию права собственности, датой подачи заявления будет считаться день оплаты процессуального сбора. При этом срок рассмотрения документов не может быть позже десяти дней.

Действия заявителя, если информация о платеже не прошла

В связи с тем, что плательщик может не подтверждать документально факт оплаты государственной пошлины за регистрацию права собственности, так как эта информация сохраняется в информационной государственной системе, в некоторых случаях непредставление квитанции может замедлить рассмотрение документов.

Это связано с тем, что периодически любая программа может дать сбой, а отсутствие чека или платежного поручения в таких случаях будет свидетельствовать о том, что пошлина не оплачена. Тогда, по истечении десяти дней с момента поступления пакета документов, они будут направлены заявителю по почте или переданы лично с письменным отказом в рассмотрении.

Если документы подавались в электронном виде, после окончания установленного законом срока плательщик получит уведомление об отказе в удовлетворении заявления.

Во избежание таких ситуаций рекомендуется представлять чеки, квитанции и платежные поручения вместе с остальными документами, так как ошибка в системе не гарантирует возможность повторной подачи заявления без уплаты дополнительных сборов.

Виды действий, за которые оплачивается пошлина

Дни по уходу за ребенком-инвалидом: бесплатные, дополнительные, отпускныеВам будет интересно:Дни по уходу за ребенком-инвалидом: бесплатные, дополнительные, отпускные

Согласно новым правилам регистрации недвижимости, в перечень процессуальных действий Росреестра с недвижимостью входит следующее:

  • Регистрация права или доли в праве, которое возникло до вступления в силу закона федерального уровня № 122 от 21 июля 1997 года, по волеизъявлению правообладателя.
  • Оформление права на основании второго пункта шестой статьи закона № 122 из-за государственной регистрации правового обременения или ограничения, а также при совершении сделки с недвижимостью, не влекущей ее отчуждение.
  • Регистрация доли в собственности общего типа.
  • Государственная регистрация и кадастровый учет прав, которые возникли после вступления в силу соответствующего Закона.
  • Оформление собственности общего совместного типа.
  • Регистрация доли в правах, которые возникают с даты документального оформления, находящихся в собственности общего характера.
  • Оформление части или всего имущества в собственность, если эта процедура не связана с ее официальной регистрацией (например, наследование, погашение паевых взносов членами кооперативов). Регистрация доли в правах на имущество общего типа в многоквартирных домах.

  • Оформление владения на долю земельного сельскохозяйственного участка, который находится в собственности общего типа.
  • Государственная регистрация права, его обременения (ограничения) на сельскохозяйственные участки или сделок с этой землей.
  • Оформление возможности владения в форме хозяйственного ведения.
  • Регистрация права на недвижимость, входящую в состав инвестиционного паевого фонда.
  • Оформление возможности владения не сельскохозяйственным участком земли, передаваемым в наследство, пожизненно.
  • Регистрация права владения предприятием как имущественным комплексом, обременение или ограничение этого права, заключение арендных договоров.
  • Оформление прекращения возможности владеть недвижимостью без ее передачи другому лицу.
  • Регистрация арендных (субарендных) договоров, соглашений о срочном безвозмездном пользовании землей и дополнительных соглашений к ним.
  • Оформление документов о переуступке обязанностей, прав и требований в отношении договоров, которые необходимо удостоверять в установленном законом порядке, а также о переводе долгов (исключая задолженность по ипотеке).
  • Регистрация ипотечных отношений вместе с внесением соответствующей записи в государственный единый реестр недвижимости.
  • Внесение записей, связанных с изменением или расторжением договора ипотеки.
  • Регистрация перемены залогодержателя из-за уступки права по основным обязательствам, обеспеченным жилищным кредитом.
  • Оформление документов на перемену собственника закладной на объект недвижимости.
  • Регистрация сервитута.
  • Оформление документов на иных ограничительные или обременительные действия с недвижимостью.
  • Регистрация договора на участие в строительстве долевого типа.
  • Оформление документов, удостоверяющих соглашения о расторжении или изменении договоров, связанных с долевым строительством.
  • Внесение необходимых изменений в сведения, зафиксированные в Едином реестре недвижимости о соответствующем объекте.
  • Оформление дополнений и изменений, вносимых регистрационные записи по ипотеке.
  • Внесение необходимых изменений в сведения, зафиксированные в Едином реестре недвижимости касательно предприятия как имущественного комплекса.

Размеры вносимых платежей

Статьей 333.33 установлено, какова пошлина за регистрацию права собственности и иные действия, связанные с этим. Согласно указанному документу, в зависимости от сложности процедуры и типа заявителя сумма варьируется от ста рублей до двадцати двух тысяч.

Наименьший размер пошлины за регистрацию права собственности и требования, связанные с этим, устанавливается для физических лиц. Если у них имеются налоговые льготы, некоторые статьи содержат прямое на это указание. Наибольшую сумму начисляют для юридических лиц.

За внесение изменений в существующие документы плата в большинстве случаев составляет для граждан 350 рублей, за регистрацию соответствующего права на недвижимость – две тысячи.

Например, госпошлина за переуступку прав составляет максимальную сумму: для физических лиц – две тысячи рублей, для юридических лиц – 22 тыс. рублей. При этом за регистрацию владения долей земельного сельскохозяйственного участка, который находится в собственности общего типа, необходимо уплатить всего сто рублей.

Для установления размера платежей применяется коэффициент 0,7. Это установлено положениями федерального закона № 221 от 21 июля 2014 года, перечисляющим вносимые в главу 25.3 изменения.

Субъекты, освобождающиеся от внесения обязательных платежей

От уплаты госпошлины при продаже квартиры и иные юридически значимые действия освобождаются следующие категории субъектов:

  • Государственные органы федеральной власти, органы местного и субъектного уровней, если их обращение связано с регистрацией права на недвижимость и проведение сделок с ней.
  • Центробанк РФ, если обращение в Росреестр связано с исполнением возложенных на него полномочий.
  • Физические лица, которым официально, но нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, присвоен статус малоимущих, если они обращаются за совершением каких-либо действий, установленных двадцать вторым подпунктом первого пункта статьи 333.33 Налогового кодекса. Исключения составляют случаи регистрации обременений или ограничений прав на объект недвижимости.

Случаи освобождения от уплаты пошлины

Сколько действительна выписка из домовой книги: сроки действия и порядок полученияВам будет интересно:Сколько действительна выписка из домовой книги: сроки действия и порядок получения

Законодательство, регулирующее понятия госпошлины, ставок и льгот, устанавливает случаи, при которых граждане и юридические лица освобождаются от внесения обязательных платежей в Налоговый орган. К таким случаям относятся следующие:

  • Регистрация права на оперативное управление недвижимостью, которая находится в муниципальной или государственной собственности.
  • Оформление обременений или ограничений владение земельными участками, которые используются при северном оленеводстве.
  • Регистрация права бессрочного постоянного пользования участками земли, которые находятся в муниципальной или государственной собственности.
  • Документальное оформление изменений Единые государственный реестр недвижимости, если это связано с внесенными в законодательство изменениями.
  • Внесение соответствующих изменений в Реестр, если орган или организация, занимавшаяся постановкой на учет указанного объекта недвижимости, предоставила новые, уточненные данные о нем (на основании положений семнадцатой статьи Закона).
  • Регистрация соответствующим государственным органом арестов и их прекращения в отношении недвижимых объектов.
  • Документальное оформление ипотечных отношений и их прекращения.
  • Регистрация соответствующим государственным органом договора об изменении условий закладной вместе с внесением изменений об этом.
  • Документальное оформление выдачи закладной.
  • Регистрация соответствующим государственным органом права на объект недвижимости, которое возникло до вступления Закона в силу, если имеет место переход права или совершение сделки о передаче имущества другому собственнику.
  • Документальное оформление прекращения прав на владение собственностью из-за ликвидации самого объекта недвижимости, отказа собственника от владения имуществом, перехода прав на владение этим имуществом к другим лицам, реконструкции или преобразования объекта недвижимости.
  • Государственная регистрация прекращения обременений или ограничений прав на имущество.
  • Документальное оформление права собственности России на дороги автомобильного назначения, если имеет место их переход во владение юридическим лицам для доверительного управления, когда эта организация является по организационно-правовой форме государственной компанией. Также госпошлина не уплачивается, если регистрируются земельные участки, передаваемые этому лицу в аренду, или прекращается права на дороги или участки.
  • Документальное оформление прекращения существующего права из-за возникновения другого (например, если право наследуемого пожизненно владения переводится в полное владение).
  • Регистрация государственным органом права на объект недвижимости Союзной страны и сделок с этим имуществом.
  • Документальное оформление любых значимых юридических действий, установленных статьей 333.33 российского Налогового кодекса, если их совершение осуществляется с соблюдением положений Федерального закона, регулирующим особенности функционирования бюджетной системы Республики Крым и Севастополя, которому присвоен статус города с федеральным значением, в течение переходного периода.

Причины возврата государственной пошлины за регистрацию права собственности

Порядок и основания перечисления уплаченной заявителем денежной суммы обратно в его пользу определены в статье 333.40 в Налоговом кодексе РФ и Федеральном законе № 218 от 13 июля 2015 года, устанавливающем правила регистрации недвижимости государством.

Возврат государственной уплаченной пошлины возвращается в тех случаях, когда денежные средства были перечислены в большем объеме, чем этого требует законодательство, или когда заявитель отказался от совершения значимых юридических действий до обращения в соответствующий орган.

Чтобы вернуть перечисленные финансы, плательщик (либо его представитель) должен подать соответствующее заявление в налоговый орган, в который был произведен платеж.

Документы, предоставляемые для возврата пошлины

В зависимости от способа оплаты госпошлины за регистрацию права собственности и другие действия процессуального характера, осуществляется сбор документов для возврата излишне перечисленной суммы.

Если речь идет о наличном платеже, необходимо предоставить оригинал квитанции установленного образца или чека, если о безналичном - оригинал платежного поручения с банковской отметкой.

В тех случаях, когда государственная пошлина возвращается в полном объеме, прикладываются оригиналы бумаг об оплате. Если же возвращается только часть денег, прикладывается копия финансового документа. Если в регистрации государственным органом соответствующего права было отказано уполномоченным органом, уплаченная пошлина возврату не подлежит.

Если заявитель отказался от совершения значимых юридических действий до обращения в соответствующий орган, он также должен предоставить из Росреестра письменное подтверждение того, что соответствующий вопрос плательщика не рассматривался.

Если регистрация соответствующего права прекращается на основании соглашения между сторонами или составленных ими заявлений, возврату подлежит пятьдесят процентов от общей суммы пошлины.



Источник