На вопросы отвечает совладелец и главный врач клиники Swiss Smile к.м.н. Станислав Вафин.
Станислав Вафин, к.м.н., совладелец и главный врач клиники Swiss Smile @dr.stanislav_vafin Сегодня молодые врачи наступают на пятки ретроградам медицины. Молодые и смелые, они ничего не боятся, смело экспериментируют, практикуют новое. Так что же на ваш взгляд важнее – опыт или знания? И то, и другое. Судите сами, если доктор перестает практиковать, не получает новые знания, не ездит на научные конференции, не читает свежую специальную прессу, его опыт остается прошлым опытом, ведь стоматология идет вперед семимильными шагами. При этом необходимо практиковаться не в чем-то одном – например, в адгезии или винирах, но развиваться по всем направлениям сразу. Поэтому, например, лично у меня раз месяц или два обязательно запланировано посещение какого-либо курса, поездка на интересный семинар или конгресс. Как правило, за рубежом, где действительно можно узнать что-то новое. Ну, а чтобы использовать эти новшества в повседневной практике, нужен немалый опыт, иначе пострадаете и вы, и ваши пациенты. Благо, что в Европе и США не разрешены к открытому использованию методики, не прошедшие хотя бы пятилетние клинические испытания. Поэтому в целом, их ноу-хау можно применять. Отечественные же «кулибины» часто делают вещи совершенно ненужные, которые только вредят пациентам. Однако, так как у нас нет строгого контроля, могут вести лекции, проводить семинары и даже продавать свои технологии. Это, с моей точки зрения, неприемлемо. Сарафанное радио – это хорошая рекомендация для стоматолога? Конечно. Лучшая! Что бы вы ни говорили о себе в интервью или в рекламных сообщениях, только человек, который прошел лечение у вас, носит ваши виниры, коронки, имплантаты, который увидел, что у него не было в ходе лечения отеков и синяков, довольный своим прикусом, может убедительно рассказать другому, почему тот или иной стоматолог действительно хорош. Поэтому я настоятельно рекомендую при выборе доктора не только изучить материалы о нем, но и найти людей, которые у него лечились. Не так много высококлассных специалистов у нас, поэтому, если стоматолог и его клиника работают не первый год, кто-то из ваших знакомых наверняка прошел там лечение. А уж социальные сети сделали поиск реальных отзывов совсем не сложной задачей. Как вы относитесь к понятию «тренды» в стоматологии? Тренды эти несомненно существуют и имеют тенденцию меняться. В начале века, например, тренд был на более обширное, инвазивное вмешательство, чтобы было больше материала для керамики или композита, но с развитием адгезивных технологий реставрация становится все тоньше, нам не нужно сильно препарировать зуб. Мы вмешиваемся на 0.3-0.5 мм. И это лучший тренд в стоматологии – сохранять естественные ткани зуба. Конечно, микроинвазивная стоматология сложнее, требует большего внимания, терпения и просто профессионализма врача. Кроме того, тренды диктует появление новых материалов, которые лучше держатся, надежнее клеятся и т.д. Так что, если бы мы не следовали новым веяниям, а работали по старинке, как 10-15 лет назад, наши пациенты не были бы нам благодарны. На каких трех китах держится ваша работа? Это трудолюбие, опыт и постоянное стремление к совершенству. Каким бы умным и талантливым ни был доктор, если он не тратит достаточно времени на каждого пациента – порой в ущерб собственной семье и своему свободному времени, он не сможет добиться в своем деле настоящего успеха. Есть ли пациенты, которым вы можете отказать в лечении? К сожалению, да. Есть люди, которые думают, что все покупается и продается. Но невозможное невозможно. Даже за миллионы. Если приходит пациент, чьи требования противоречат биологии и физиологии, или может быть, он прочитал какую-то журнальную статью или увидел какие-то отфотошопленные изображения, то мы, конечно, пытаемся его переубедить. Но, увы, порой это оказывается невозможно. Такому клиенту лучше отказать. Да, он пойдет к конкурентам, которые, может быть, сделаю то, что он просит, испортят, – потом нам же, например, придется это все переделывать… Но мы не стремимся вылечить всех. И не будем оказывать некачественную услугу, как бы дорого она ни стоила. Идеальный пациент какой он? Идеальный пациент выделил для лечения достаточное количество времени. Он может сформулировать свои пожелания и четко представляет, что именно получится в итоге. И его ожидания соответствуют конечному результату. Потому что, увы, бывает иначе. Как вы думаете отношения могут помешать работе, в частности, врача? Ну или работа отношениям? Вы можете здесь расставить приоритеты? Работа есть работа. У хорошего стоматолога, который уделяет достаточно времени своему делу, на личную жизнь остается мало времени. Либо доктор уже в отношениях к началу своей практики, либо… Бывает по-всякому, но, наверное, пока доктор молод и горяч, нужно заводить хорошие отношения. Потому что строить серьезную карьеру и семью одновременно – тяжело. Как вы планируете развиваться? Кем видите себя в медицине через несколько лет? Планы самые грандиозные. Наша клиника – единственное в России представительство швейцарской сети премиум-класса Swiss Smile. Все возможности, открытые швейцарцам, доступны и нам. Я говорю про образовательные семинары, лучшие цены на современные материалы, договоренности с компаниями-производителями и поставщиками оборудования. У Swiss Smile есть академия, в которой ежегодно проходят стажировку врачи всех 15 клиник сети. В том числе, нашей. Мы работаем с лучшими лабораториями Европы. И если пациент хочет получить европейскую услугу, не покидая Москвы, то он приходит именно к нам. Для этого нам приходится каждый день бороться за качество. Это трудно, но в этом и есть наше призвание. Есть ли у вас какие-то увлечения (спорт, например)? Если говорить о спорте, то я играю в большой теннис и езжу на велосипеде. А самое большое мое увлечение – это путешествия. Я посетил более 60 стран мира, причем многие из них я проехал насквозь и прошел пешком там, где нельзя проехать на машине. Такие путешествия заряжают меня энергией и настраивают на свершения в работе. Ваш возраст? Тут нечего скрывать, мне 42 года. У меня двое детей. И я не планирую останавливаться на достигнутом.