01-12-2019 22:41

Елена Белкина, или история блистательной оперной дивы

История блистательной оперной дивы Елены Белкиной — тот самый случай, когда талант пробьется сам. Девочка из небольшого крымского городка легко зажгла свою звезду на небосклоне мировой оперы и сделала головокружительную карьеру. Как это было — в эксклюзивном интервью певицы. 

1_900.jpg

Вас называют «крымским голосом венского театра», украинской, австрийской певицей. Не удивлюсь, что станут называть и русской, поскольку ваш отец родился в Сибири. А для вас самой имеет значение принадлежность к стране? Если честно, национальность никакого значения не имеет. Я ведь родилась в Ташкенте, но вряд ли меня будут называть узбекской певицей. В моем понимании все границы открыты, я хочу радовать своим искусством как можно больше стран и чтобы как можно больше людей приходили на мои концерты. Это для меня главное.  Тогда скажите, что для вас родина? Последние восемь лет я живу в Вене, при этом много путешествую, езжу на постановки, проживаю в незнакомых городах — и везде я дома. Но все-таки родина — это место, где мои родители. Моя мама, Крым. Я там, к сожалению, давно не была из-за недостатка времени. К счастью, мама приезжает ко мне в Вену, и мы вместе с семьей моего мужа собираемся в нашей квартире. Тогда я чувствую себя снова дома. Какие у вас самые яркие воспоминания детства? Я училась в обычной школе в городе Джанкой. И с самых ранних лет выступала на разных конкурсах, праздниках, дне города. Всегда любила петь. Одноклассники и мои учителя знали: если нужен музыкальный номер — это к Белкиной. Жили мы тогда очень скромно. Развал Союза, становление нового государства — все наложило отпечаток и на нашу семью. Поэтому приходилось проявлять смекалку даже чтобы просто хорошо выглядеть. Мама ночами перешивала нам с сестрой платья из своих нарядов. Хорошо, что в ее гардеробе были очень красивые вещи, купленные еще в СССР, — из бархата, парчи, — и это нас спасало. Сейчас кому-то покажется странным, но тогда в магазинах ничего не было, зарплату не платили. Наша семья выживала за счет огорода, на котором выращивали все, и так переживали голодные годы.  Из такой обычной жизни вы вдруг, как в сказке, оказываетесь в богемном обществе, на одной сцене с мировыми оперными знаменитостями. Где-то в глубине подсознания предчувствовали такой поворот судьбы?  Никакого особенного предчувствия не было. Да и от оперы я была очень далека, как любой крымский подросток. Этот жанр открыла для себя в 14 лет и только по настоянию родителей. Я ходила в обычную музыкальную школу и, поскольку вокального класса там не было, училась играть на фортепиано. Но мне не нравилось заниматься на инструменте по пять-шесть часов в день. Это совсем не мое. А пение было отдушиной.  Помню, когда в городе отключали свет, мы с сестрой и родителями в четыре голоса пели песни под аккомпанемент мамы. Она играла на пианино, баяне, гитаре. Но когда я решила поступать на эстрадное отделение, мама категорически была против. Она считала, что эстрада — это работа одного дня, а вот искусство вечно и надо заниматься академическим вокалом. Мама уговорила меня поехать в Симферополь в музыкальное училище. Там я и познакомилась с моим будущим учителем Н. И. Горбатовым. Послушала его учеников и влюбилась в оперу, что называется, с первого звука. А когда сама извлекла первые оперные звуки, испытала настоящее потрясение — у меня закружилась голова, клетки организма стали резонировать, и я поняла: это мое. Очень быстро подготовила программу, и уже через два месяца меня готовы были взять в Харьковскую консерваторию на первый курс. Мне было тогда 15 лет. Но мой педагог после такого успеха сказал, что нужно ехать в Киев. Так я оказалась в Киевской консерватории, в классе народной артистки Евгении Мирошниченко. Переезд в Киев был для меня чудом. А когда после победы на Международном конкурсе вокалистов им. Гмыри я получила приглашение в Германию, это было настоящей сказкой. И сказка на этом не закончилась, вскоре меня пригласили участвовать в итальянском фильме-опере «Золушка» с участием Карло Вердоне, где среди итальянских актеров я одна была не итальянка. И кстати, Золушка — мой любимый сказочный персонаж. Но вам пришлось делать выбор между учебой в Киевской консерватории и работой в Лейпцигской опере. Решение трудно далось? Да нет, не трудно. Я логически рассуждала: люди учатся в Консерватории, чтобы работать в театре, а если у меня уже есть приглашение, то надо выбирать театр. В Европе в отличие от нас гуманный подход — можно вообще не иметь музыкального образования, а брать частные уроки и быть в составе труппы. Впоследствии по настоянию мамы я перевелась на третий курс  Высшей школы музыки им. Мендельсона-Бартольди и закончила ее. 

Belkina_Lena(c)KatharinaHarris.com_8754.jpg

Экспресс-процедуры в эстетической медицине: правда или мифВам будет интересно:Экспресс-процедуры в эстетической медицине: правда или миф

В декабре состоится VIII Национальный конгресс «Пластическая хирургия, эстетическая медицина и косметология»Вам будет интересно:В декабре состоится VIII Национальный конгресс «Пластическая хирургия, эстетическая медицина и косметология»

5 эффективных кремов для сухой кожи на зимуВам будет интересно:5 эффективных кремов для сухой кожи на зиму

Шоколадно-лиловое окрашивание: 8 модных вариантовВам будет интересно:Шоколадно-лиловое окрашивание: 8 модных вариантов

А как вы оказались в Венской опере, в которой мечтают работать все певцы мира? Это тот случай, когда талант пробьется сам, или все-таки была помощь извне? Это совместный процесс — трудоспособность и талант певца, активность агентства и особый вкус директора, которому нравится высокий статус певцов. Без всего этого я бы не стала предпринимать никаких действий. В Лейпцигской опере у меня все хорошо складывалось. В коллективе были прекрасные отношения, я получала роли по нарастающей, и меня, что немаловажно, отпускали на гастроли. Так я однажды поехала на концерт в Вену, он проходил в Концерт-Хаусе в звездном составе, и после него меня пригласили на прослушивание в Венскую государственную оперу. Для меня это было неожиданностью, но прослушивания прошли успешно, и через две недели я получила контракт. Конечно, очень радовалась и была благодарна судьбе за ее дары. На пике карьеры в Вене вы ушли из театра. Почему?  Нужно было отработать двухлетний контракт, который не позволял участвовать в других проектах. В Вене в отличие от Лейпцига артистов на гастроли не отпускают, мне пришлось отменить больше четырех проектов. По этой причине я и ушла скрепя зубами. Поняла, если дальше буду отвергать приглашения, стану певицей одного театра и меня быстро забудут. Об уходе я не жалею, у меня сейчас много работы. И эти работы покоряют зрителей. Одна ваша Кармен, разгуливающая по сцене в рваных джинсах, а в финале тонущая в озере, чего стоит! Скажите, такая постановка — это оперный эпатаж или новая опера? Такие оперные постановки уже не новость. Скорее классические выступления строго по либретто, которые ставят в России, Америке, сейчас вызывают удивление. В Европе, особенно в Германии, в настоящее время преобладают экспериментальные постановки. Опера становится частью театра, где голос — все еще главное, но и не только он. Учитывается также внешность, актерское мастерство, харизма. Признайтесь, ведь это очень сложно — петь, играть, а еще и тонуть, как вы это сделали в «Кармен», чем сильно взволновали зрителей? Для этого проекта я специально проходила курс подводного плавания, но зритель этого не знал, как не знал того, что под водой я надеваю подводную маску. Сцена утопления напугала зрителей. Эффект удался в первую очередь режиссеру, он очень гордился этой находкой. В Италии, на фестивале в Пезаро, вы пели арию кастрата в опере «Аврелиан в Пальмире», которую исполнял великий Велутти и после него никто не повторил. Как вы решились на такой эксперимент, если его можно так назвать? Мне поставили задачу, и я старалась ее выполнить. То, что выбрали именно меня, было немного странно, потому что есть мужчины-контратеноры, которые могли бы спеть эту роль. Но на оперном фестивале в Пезаро совершенно не приемлют искусственный голос мужчин, которые поют фальцетом. Сначала они пригласили меня спеть Розину, но потом переиграли и предложили более сложную партию, прислав два огромных клавира со всеми вариациями, которые тогда пел Веллути. В то время разрешалось певцам украшать мелодию, которую написал автор. И вот все, что придумал Веллути, нашли в архиве. Мне пришлось очень долго работать над этой партией, и после выступления я получила самые высокие рецензии.

белкина.jpg

Работа над партиями много занимает времени? Поскольку я пою большие партии, мне нужен месяц. Две недели учу материал, а потом пою каждый день в полный голос. Вообще, я каждый день занимаюсь один час, за исключением тех дней, когда у меня спектакль.  Лена, а когда вы отдыхаете?  Когда начинаются спектакли, между ними бывает два-три дня. В это время я либо учу новое, либо отдыхаю. Но классический отпуск с морскими купаниями — это не для меня. Мне больше нравится отдыхать с мужем в горах или в лесу и быть ближе к природе. Муж поддерживает вас в работе? Да. Он бывает на всех моих концертах и прилетал ко мне на премьеру даже в Токио, притом что он очень занятой человек, востребованный адвокат. Но то, что он сам себе хозяин, позволяет ему работать дистанционно, конечно, кроме судебных процессов. Вообще, хочу сказать, мне было непросто найти в жизни человека, который бы так понимал стиль моей жизни и с пониманием относился к вечным поездкам, переездам и любовным историям на сцене, которые я никогда бы не допустила в личной жизни. Я преданный человек.

Cenerentola_20120527_6281.jpg

Интересно знать, какая вы хозяйка? Можете, к примеру, приготовить украинский борщ с пампушками или вареники с вишней? Если честно, украинская кухня для меня остается самой любимой. Два раза в год я пою в Киевской опере и, когда прилетаю, обязательно хожу в национальные рестораны. Просто обожаю борщ с пампушками, с чесноком —  как у нас положено. Сама готовить умею, но этого не делаю из-за недостатка времени, из-за частых гастролей. Первого декабря москвичи с нетерпением ждут вас в концертном зале «Зарядье». Это ваше первое выступление в российской столице? Да, в Москве будет мой первый сольный концерт. Но в России я уже не раз пела. Принимала участие в телевизионном проекте «Большая опера». Выступала в Михайловском театре на последнем спектакле Елены Образцовой «Пиковая дама», мне посчастливилось с ней познакомиться и даже вместе спеть. И я выступала в Новосибирске на фестивале Вадима Репина. В Европе, да и у нас в России уже начинается предновогодняя суета. Вам она знакома? Конечно, и я очень люблю это время. Всем своим друзьям, родным и близким покупаю подарки, мне нравится их дарить и получать тоже. Сам Новый год в том смысле, как происходит это у нас, в Европе, несколько иной — просто вечеринка. Хотя однажды в Новый год я выступала в Валенсии и после концерта мы устроили самую веселую вечеринку. Но лучший Новый год был у нас с мужем в 2018 году в замке Эльмау в Баварии. Там прекрасный концертный зал и традиционно выступают звезды мировой оперы. Как раз на Новый год меня пригласили выступать с сольной программой, а после концерта мы пошли с мужем в шикарный ресторан, затем был фейерверк. Это незабываемо. Ваша жизнь действительно похожа на сказку про Золушку. О чем еще мечтаете? У меня много желаний и целей, которых я хочу достичь. Но больше всего на свете хочу стать мамой и научиться совмещать работу и семью, оставаться востребованной на сцене и уделять достаточно времени детям и мужу. По секрету скажу: хочу иметь большую семью.

Источники: www.kiz.ru