01-10-2018 21:52

Генератор ВАЗ 2108: установка и ремонт

Устанавливается генератор ВАЗ-2108 в передней части моторного отсека, приводится в движение гибким клиновидным ремнем. Необходим для питания бортовой сети автомобиля и зарядки аккумуляторной батареи. Нуждается агрегат в своевременном обслуживании – если не производить ремонт, он перестанет питать сеть, вызовет массу неприятностей.

Первые признаки того, что не работает генератор – это заметное уменьшение яркости освещения и падение напряжения. Но самое главное – загорается лампа на приборной панели. Изучите конструкцию генератора восьмерки, чтобы самостоятельно производить его обслуживание и ремонт.

Для чего необходим генератор?

Синтаксическая ошибка при синтаксическом анализе пакета - волнующая многих пользователей проблемаВам будет интересно:Синтаксическая ошибка при синтаксическом анализе пакета - волнующая многих пользователей проблема

Он нужен для питания бортовой сети при запущенном двигателе. На остановленном вся сеть питается от аккумуляторной батареи. Если вы самостоятельно проводили замену генератора ВАЗ-2108 или любого другого автомобиля, то видели, что у него имеется один силовой вывод. К нему подключено несколько проводов:

  • Самый толстый соединяет генератор с плюсовой клеммой аккумуляторной батареи. Именно по этому проводу происходит зарядка АКБ. Обратите внимание на то, что предохранителей на нем нет. Поэтому при любых манипуляциях с генератором необходимо обесточить бортовую сеть.
  • Тонкий короткий провод, идущий к регулятору напряжения – необходим для питания обмотки возбуждения.
  • Редко, но бывает, что к этому выводу генератора подключается дополнительное оборудование.
  • Медиатека iCloud. Что это? Как пользоваться?Вам будет интересно:Медиатека iCloud. Что это? Как пользоваться?

    На автомобилях используется довольно старая, но зарекомендовавшая себя конструкция генератора ВАЗ-2108. Карбюратор применяется в системе впрыска топлива. На инжекторных автомобилях от силового вывода генератора запитаны топливные форсунки и катушки зажигания. Все остальные потребители берут питание от плюсового вывода аккумуляторной батареи.

    Конструкция генератора

    Можно выделить несколько составных частей, из которых состоят генераторы, используемые в автомобилях:

  • Ротор – на нем находится обмотка возбуждения.
  • Статор – неподвижная часть, состоит из магнитопровода (изготовлен из трансформаторной стали) и силовой обмотки.
  • Передняя и задняя крышки – в них устанавливаются подшипники, необходимые для свободного вращения ротора.
  • Подковообразный блок выпрямителя – состоит из шести полупроводниковых диодов.
  • Щеточный узел в одном корпусе с регулятором напряжения.
  • Конденсатор – позволяет избавиться от переменной составляющей вырабатываемого тока.
  • Контактные кольца – с их помощью передается ток к обмотке возбуждения ротора.
  • Покраска кузова автомобиля своими рукамиВам будет интересно:Покраска кузова автомобиля своими руками

    Чтобы привести в движение ротор, используется клиновый ремень генератора ВАЗ-2108. Он надевается на шкивы коленчатого вала и генератора.

    Особенность работы генератора

    Обязательное условие функционирования любой генераторной установки – это наличие магнитного поля. Причем оно не обычное должно быть, а подвижное. В первый год изучения физики в школе рассматриваются магнитные поля, как они возникают и их особенности.

    Если поднести к рамке из какого-нибудь проводника постоянный магнит, то никаких изменений не произойдет. Но если принудительно вращать рамку или магнит, то на краях проводника появится разность потенциалов. Именно этот принцип заложен в генераторах переменного тока.

    Работа автомобильного генератора

    Но в генераторе нет магнита, его функции выполняет обмотка возбуждения. Кратко можно описать состояния так:

  • При остановленном моторе и выключенном зажигании все системы автомобиля обесточены, на обмотку возбуждения не подается напряжение.
  • Когда вы включаете зажигание, происходит подача постоянного напряжения на регулятор.
  • Регулятор напряжения позволяет стабилизировать значение на одном уровне.
  • Далее ток передается через щетки и контактные кольца на роторную обмотку.
  • Возникает магнитное поле, но оно неподвижное, поэтому на силовом выводе не вырабатывается напряжение. Но оно есть, так как этот вывод электрически соединен с плюсовой клеммой АКБ.
  • Как только вы начинаете вращать коленчатый вал стартером (или даже путем толкания автомобиля), ротор генератора вращается и вырабатывается ток.
  • После запуска двигателя основную нагрузку по питанию потребителей электроэнергии берет на себя генератор, аккумулятор в это время заряжается.

    Снятие генератор на "восьмерке"

    Чтобы демонтировать агрегат для проведения замены или ремонта, вам потребуется наличие ключей на «17» и монтажной лопатки. Обязательно перед началом проведения работ обильно обработайте все резьбовые соединения, чтобы облегчить демонтаж. Процедура выглядит следующим образом:

  • Отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
  • Выкрутите верхнюю гайку крепления корпуса генератора к кронштейну.
  • Выкрутите гайку на нижнем болте крепления.
  • Сдвиньте корпус генератора к блоку двигателя и снимите ремень.
  • Выкрутите гайку с силового контакта и отведите в сторону провода.
  • Извлеките нижний болт крепления.
  • После всех этих манипуляций можно полностью демонтировать агрегат. Сделать это можно как снизу, если не установлена на автомобиле защита, так и сверху.

    Модификации генераторов

    На более новые автомобили ВАЗ-2109, 21099, 2110, устанавливались модификации генераторов с обозначением 94.3701. У них мощность намного выше, нежели у тех, которые использовались на восьмерках. Но размеры генератора ВАЗ-2108 такие же, как и у более современных, устанавливаемых на десятках. Поэтому они взаимозаменяемы, но имеют различные характеристики. Вот отличия:

  • Сила тока у 94.3701 составляет 80 А, что на 25 А выше, нежели у восьмерочного агрегата.
  • Диапазон регулировки напряжения на генераторе 94.3701 больше.
  • Выше передаточное соотношение между ротором генератора и коленвалом двигателя.
  • Установка нового агрегата целесообразна, если используется аккумулятор большей емкости, а в системе потребителей электроэнергии очень много таких, которые имеют большую мощность. И если использовать стандартные электрические машины, аккумулятор будет разряжаться, ему не хватит тока.

    Разборка генератора восьмерки

    Чтобы провести полный ремонт, вам потребуется разобрать весь агрегат. Для этого:

  • Отсоедините провод питания регулятора напряжения и выкрутите два болта крепления его корпуса к задней крышке.
  • Головкой на «10» выкрутите все гайки, которыми крепится задняя крышка.
  • Аккуратно надавите на болты, чтобы их немного вынуть из передней крышки. Этим вы застопорите ротор – шляпки болтов упрутся в крыльчатку.
  • Выкрутите гайку, которой крепится шкив и крыльчатка к ротору.
  • Снимите шкив, старайтесь не потерять шпонку.
  • Извлеките болты.
  • Разъедините все части, используя плоскую отвертку.
  • Вот и все, теперь все составные части разложены, но потребуется еще провести несколько манипуляций для полной разборки – выпрямительный блок все еще соединен с обмотками статора. Но если вам нужно только заменить подшипники генератора ВАЗ-2108, снимать все остальное нет необходимости.

    Замена подшипников

    Поломка эта происходит очень часто, появляется жуткий свист со стороны генератора, скрежет. Причина появления посторонних звуков одна – чрезмерный износ из-за превышения допустимого ресурса или из-за сильной натяжки ремня. Чтобы заменить подшипники, необходимо:

  • На передней крышке выкрутить болты крепления планки.
  • Используя оправку, выбить подшипник из посадочного места.
  • Протереть металл, чтобы на нем не осталось следов металла или грязи.
  • Нанести небольшое количество смазки на новый подшипник.
  • Аккуратно при помощи оправки запрессовать новый подшипник.
  • Прикрутить планку болтами.
  • С подшипником задней крышки все еще проще – он обычно вместе с ротором снимается, остается его аккуратно сбить.

    Замена вентилей

    Можно мультиметром проверить исправность всех вентилей и заменить неисправные. Обычно выходит из строя всего два. Но обязательное условие для идеальной работы выпрямителя – сопротивление всех полупроводников должно быть одинаковым. В противном случае в одном плече напряжение будет больше, в другом меньше. Внимательно ознакомьтесь с тем, как произведено подключение генератора ВАЗ-2108, чтобы при сборке не напутать ничего.

    Самый простой способ ремонта – это заменить всю подкову. Если напряжения мало, аккумулятор не заряжается, но ремень натянут как следует, регулятор исправен, то потребуется провести небольшой «тюнинг». В конструкцию нужно ввести дополнительно несколько диодов, чтобы увеличить напряжение на выходе. Способ сложнее – выявить, какие вентили вышли из строя, заменить их, хорошенько пропаять контакты и залить эпоксидной смолой во избежание короткого замыкания. Вряд ли кто-то захочет так много манипуляций проводить, ведь готовый выпрямитель стоит примерно 350-450 рублей.

    Обмотки генератора

    Одни из надежных узлов генератор ВАЗ-2108 – это его обмотки. Проверить их работоспособность можно с помощью мультиметра или пробника на лампе. Для этого соедините щупы с контактными кольцами на роторе – лампа должна загораться. Омметр же покажет наличие сопротивления. Заодно проверьте, нет ли пробоя на корпус. Аналогичным образом проводится проверка обмоток статора.

    Если имеется обрыв в обмотках, либо замыкание на корпус, проводить самостоятельно перемотку не имеет смысла – занятие слишком сложное. Проще найти на вторичном рынке аналогичную деталь и произвести замену. Можно обратиться в мастерские, занимающиеся перемоткой двигателей. Но сумма ремонта окажется примерно такой же, как и стоимость нового ротора или статора. На вторичном рынке можно приобрести вполне рабочий генератор ВАЗ-2108 за 1000-2000 рублей, новый вдвое больше стоит.

    В заключение

    Сразу необходимо установить новые контактные кольца и регулятор напряжения на купленный генератор, бывший ранее в употреблении. После установки генератора ВАЗ-2108 проверьте зарядку аккумулятора. Напряжение должно быть до 14,7 Вольт. Если ниже, стоит модернизировать диодный блок или проверить регулятор напряжения. Рекомендуется также провести замену подшипников, чтобы не разбирать агрегат по несколько раз.



    Источник