01-10-2018 20:53

Порядок и момент затяжки болтов головки блока цилиндров: особенности, устройство и рекомендации

Любой двигатель внутреннего сгорания имеет несколько основных составляющих. Это поддон, основной блок, головка, а также навесное оборудование. Обязательно необходимо четко соблюдать момент затяжки болтов головки блока цилиндров, так как это влияет на работу всего двигателя в целом и механизма газораспределения.

Во время работы двигателя происходит выделение очень большого количества тепла, поэтому в конструкции блока имеется рубашка, по которой поступает жидкость для охлаждения. Смазка, которая тоже необходима двигателю, по каналам поступает к элементам мотора. Чтобы охлаждающая жидкость и смазка не смешивались, предусмотрено конструкцией наличие прокладки между головкой и основным блоком.

Когда требуется замена прокладки

Боевой клинок Аззинота в WoWВам будет интересно:Боевой клинок Аззинота в WoW

При замене прокладки обязательно нужно знать, какой момент затяжки болтов головки блока цилиндров 2101 или 2109. Если поставить наперекос любую прокладку, то она начнет пропускать воздух либо жидкости. Это относится и к прокладкам под коллекторами. Менять прокладки ГБЦ на автомобиле нужно довольно редко.

В основном это делается при капитальном ремонте двигателя либо ГБЦ. Производителями не регламентируется срок службы этого элемента. Он может эксплуатироваться довольно продолжительное время, но в некоторых случаях происходит и прогорание. Определяется такая неисправность довольно просто. Основные признаки:

  • Повышение температуры двигателя до критического значения.
  • Наличие утечки между блоком двигателя и головкой. Возможно появление как моторного масла, так и антифриза.
  • Бурление жидкости в расширительном бачке. Если в рубашку охлаждения поступает воздух из цилиндров, то внутри системы повышается давление. Это приводит к бурлению.
  • Гайд на Death Prophet Дота 2Вам будет интересно:Гайд на Death Prophet Дота 2

    Такие неисправности могут быть вызваны тем, что при сборке узла момент затяжки болтов головки блока цилиндров был выбран неправильно. Это привело к перекосу при установке ГБЦ.

    Необходимые инструменты

    Чтобы самостоятельно произвести замену прокладки головки блока цилиндров, вам потребуются следующие инструменты:

  • Несколько ключей на 10.
  • Головки 13, 17, 19.
  • Удлинители и карданы.
  • Вороток с трещоткой.
  • Ключ динамометрический.
  • Емкость не менее 10 л, необходимая для слива жидкости системы охлаждения.
  • Несколько отвёрток.
  • Также вам обязательно потребуются мелкие инструменты и приспособления – это, например, несколько отрезков проволоки и проникающая смазка. В том случае, если вдруг обломается один или несколько болтов, необходимо их правдами и неправдами выкрутить. Для этого высверливаются отверстия в сломанном болте и при помощи специальных приспособлений он выворачивается. При этом старайтесь не разрушить резьбу.

    Подготовительные работы

    Момент затяжки болтов головки блока цилиндров Perkins будет отличаться от тех характеристик, которые характерны для отечественных автомобилей. У дизельных двигателей намного больше степени сжатия, поэтому соединения в них надёжнее. На любом автомобиле, в частности, классической серии ВАЗ 2101-2107, замену прокладки нужно начинать с разборки. Для этого нужно извлечь воздушный фильтр, после чего снять его корпус, выкрутив 4 болта крепления.

    Карбюратор необходимо тоже снять. Всё навесное оборудование демонтируется перед началом работ. Трамблёр, высоковольтные провода - всё убирается в сторону. Аналогично проводятся работы и на инжекторных двигателях. Только в этом случае необходимо выкрутить все свечи, снять наконечники бронепроводов, корпус воздушного фильтра и остальное навесное оборудование.

    А после завершения частичной разборки необходимо полностью слить жидкость из системы охлаждения. Для этого вам потребуется ёмкость, объём ее должен быть не менее 10 л.

    Как слить охлаждающую жидкость

    Если не соблюдать порядок и моменты затяжки болтов головки блока, то прокладка очень быстро выйдет из строя. В результате антифриз начнёт просачиваться в камеры сгорания или масляные каналы. Чтобы слить жидкость из системы охлаждения, вам необходимо установить емкость под блоком двигателя, после чего выкрутить ключом на 13 металлическую заглушку. Если работа производится на автомобилях с передним приводом, то обязательно выкручивается пробка на расширительном бачке.

    Затем необходимо установить емкость под правой стороной радиатора, выкрутить оттуда заглушку, дождаться окончательного слива жидкости. Желательно автомобиль установить таким образом, чтобы его передняя часть была ниже, нежели задняя. Кран печки нужно полностью открыть, чтобы слить всю жидкость. Работы производятся только лишь на холодном двигателе.

    Дальнейшие действия

    Крайне важно соблюдать момент затяжки болтов ГБЦ. Крышка закручивается без соблюдения каких-либо требований. Следующий этап – это выкручивание болтов, на которых закреплена крышка клапанной системы. Если вы проводите ремонт автомобиля классической серии, то потребуется выкрутить восемь болтов. На "девятках" и более новых машинах используются всего две гайки. Эти болты и граверные шайбы можно использовать в дальнейшем. Резьба на них не устаёт.

    Но обязательно необходимо контролировать момент затяжки болтов ГБЦ. Основные проблемы возникают тогда, когда неправильно произведена сборка узла. На автомобиле классической серии необходимо снять привод цепи и шестерни. Чтобы это сделать, потребуется ослабить натяжитель, отпустив контргайку. В этом случае ослабнет цепь и можно снять шестерню. Перед этим рассмотрите шайбу и выкрутите болт.

    Снимать цепь полностью необязательно, поэтому достаточно зафиксировать ее при помощи проволоки на звездочке и подвесить на каком-нибудь элементе двигателя. На автомобилях девятого или десятого семейства, например, нет цепи, поэтому эти пункты можно опустить. После нужно выкрутить 9 болтов, которыми закреплена крышка распредвала.

    Обязательно нужно отключить приемную трубу, которая соединяется с выпускным коллектором. Она зафиксирована при помощи четырех гаек из латуни. При установке обязательно используйте новую прокладку.

    Снятие ГБЦ

    После этого необходимо полностью демонтировать головку блока цилиндров. Можно использовать крепкий вороток, с помощью которого выкручиваются все десять болтов. И обязательно нужно не забыть про 11, который находится на отливе головки. Он маленький, но может помешать демонтажу ГБЦ. После снятия головки необходимо убрать старую прокладку, а вместо неё поставить новую.

    Обязательно все металлические поверхности, к которым прилегает эта прокладка, должны быть очищены. Но использовать абразивные инструменты не рекомендуется, так как можно нарушить герметичность соединения. Лучше всего применять специальные спреи. Их цена - около 400 руб., а всего объема баллончика хватит на смыв нескольких прокладок.

    Сборка узла

    Крайне важно соблюдать момент затяжки болтов ГБЦ. В процессе установки обязательно используйте динамометрический ключ. Только с его помощью вы сможете равномерно затянуть все болты на головке блока. Схема затяжки — к краям от середины головки блока. Необходимо производить затяжку в два приема:

  • При первом проходе необходимо, чтобы было усилие равно 4,1 кгс/м (или 40 Н*м).
  • При втором проходе усилие увеличивается до 11,45 кгс/м (95..117 Н*м).
  • Маленький болт, который установлен на отливе, необходимо затягивать с усилием 3,8 кгс/м.
  • Сборка распределительного вала и настройка механизма газораспределения производится только после того, как будет установлена ГБЦ. Момент затяжки остальных резьбовых соединений не имеет значения, на работу механизма они не влияют.

    Заключение

    Момент затяжки болтов ГБЦ отечественных авто зависит от конкретной модели. Выше приведены значения, которых необходимо придерживаться при сборке двигателей автомобилей классической серии. Для "девяток" или "десяток" значения будут немного отличаться. В целом же процедура практически такая же. После ремонта обязательно залейте жидкость в систему охлаждения. Прокачайте систему, чтобы избавиться от воздушных пробок. Для этого прожимайте руками патрубки при запущенном двигателе. Желательно работать в перчатках, чтобы не получить ожог.



    Источник