Вскоре после окончания Великой Отечественной войны завод ГАЗ начал производство самого известного автомобиля эпохи СССР - ГАЗ-М20 («Победа»). Машина имела на тот момент современный внешний вид и передовую конструкцию кузова. Но уже к началу 50-х годов дизайн стал несовременным, увеличилось отставание по узлам и агрегатам трансмиссии. Осознавая эту проблему, конструкторы ГАЗ начали разработку новой модели, опираясь на наработки НАМИ.
Первые шаги ГАЗ-21 «Волга»
Первые работы по ГАЗ-21 относятся к 1951-1952 годам, а уже в 1953 году были созданы макетные образцы. Первоначально существовало два проекта модели под обозначениями «Звезда» и «Волга». За внешний вид первого проекта отвечал Дж. Вильямс, второго – Л. Еремеев. Проект «Звезда» имел аналогичную М20 концепцию кузова (фастбэк) и в конечном счете не получил развития далее макетных образцов.
Вам будет интересно:Осенние статусы на любой вкус
Работы над проектом «Волга» продолжились под руководством ведущего конструктора А. Невзорова. И в 1954 году на свет появился первый ходовой прототип, за которым последовало еще несколько. Прототипы прошли большой цикл испытательных пробегов, в том числе и сравнительные испытания с образцами иностранной техники.
Первая серия – «Звезда»
Вам будет интересно:Что такое лизинг автомобиля для физических лиц? Плюсы и минусы лизинга
Производство автомобиля под обозначением М21 началось в октябре 1956-го со сборки всего трех серийных образцов. Всего же за 1956 год их собрали пять. Эти автомобили, а также партия машин 1957 года были направлены на проведение испытаний в условиях реальной эксплуатации (например, в качестве такси). Возникавшие нарекания были устранены или сразу, или в ходе плановых модернизаций.
Машины выпуска с 1956 по ноябрь 1958 года относятся к так называемой первой серии. Суммарный выпуск их составил немногим более 30 000 экземпляров.
Отличительной внешней чертой таких машин является облицовка радиатора, в которой присутствовала крупная звезда. Отличием внутри салона является панель приборов, верхняя часть которой окрашена в цвет кузова. Сверху панели по центру расположено место для динамика, однако такое решение было и на первых партиях машин второй серии. Комбинация приборов на самых первых выпусках имела по центру надпись ГАЗ, потом ее сменил олень. Такие варианты оформления были до начала 1957 года, основная часть машин имела комбинацию без надписей и рисунков.
Вам будет интересно:Смартфон LG K10: отзывы, описание, характеристики
Первая серия комплектовалась двумя типами двигателей. Первые партии машин имели двигатель М21Б. Мотор базировался на «победовском» блоке, с расточенными до 88 мм цилиндрами, что увеличило литраж до 2,42 л. Имея степень сжатия около 7 единиц, двигатель развивал около 65 сил.
Ранние выпуски первой серии имели массу отличий (часто очень мелких, но они были) от остальных машин ГАЗ М21. Описание отличий сводится к следующему: капот имел петли с вертикальными пружинами, на машинах стояла своя передняя балка под точки крепления мотора М21Б и задний мост с неразрезным литым картером, подобный мосту ГАЗ 12. Имелись отличия в рессорах и их креплениях, усилителях на кузове.
Базовая версия машины обозначалась М21Г (тропический вариант М21ГЮ), затем, с лета 1957 года, измененное на М21В. Все машины с нижнеклапанным мотором оснащались исключительно механической коробкой.
Машины первой серии комплектовались системой центральной смазки шасси. К 21 точке на шкворневой подвеске и на рулевых тягах шли тонкие медные трубки и резиновые шланги. По ним при помощи ножного насоса подавалась жидкая смазка. По инструкции после стоянки или через 200 км пробега полагалось обновить смазку в узлах двумя нажатиями на педаль системы. На практике система оказалась ненадежной из-за обрывов трубок, отверстия под подачу смазки ослабляли элементы подвески (в особенности – рулевого управления), лишняя смазка текла на дорогу. Поэтому уже в ходе выпуска машин второй серии от нее отказались в пользу обычных пресс-масленок. Стоит заметить, что такая схема подвески дожила на легковых автомобилях ГАЗ до 2000-х.
Салон ГАЗ-М21
Кузов в базовом исполнении имел неплохое оснащение. В него входил отопитель салона с возможностью направления потока воздуха на лобовое стекло, радиоприёмником, стеклоочистителем и стеклоомывателем с электроприводом. Передний диван регулировался по двум направлениям. Кроме того, для получения спальных мест спинка дивана могла складываться.
Вам будет интересно:Стоит ли покупать восстановленный Айфон 6: отзывы
Дверные карты ГАЗ М21 ранних выпусков имели комбинированную отделку (тканью и кожзаменителем), на поздних отделку упростили, оставив только кожзаменитель. Цвета обивки салона подбирались в соответствии с окраской кузова.
В отделке салона использовались детали из ацетилцеллюлозного пластика (руль, рукоятки узлов управления и другие детали). Такой пластик недолговечен из-за своего химического состава и со временем рассыхается и начинает крошиться.
Новый мотор
Примерно с лета 1957 года началось производство нового 70-сильного двигателя М21А с верхним расположением клапанов. Новый двигатель ГАЗ М21 получил увеличенный до 2,445 л объём цилиндров. Алюминиевый блок оснащался чугунными легкосъёмными гильзами «мокрого» типа. На ранних версиях мотора стоял однокамерный вертикальный карбюратор К 22И. Подача топлива осуществлялась механическим насосом. Изначально мотор работал на бензине А-70 (допускалось использование А-66 при корректировке угла зажигания). Новый мотор улучшил конкурентоспособность и характеристики ГАЗ М21, однако какое-то время оба типа мотора поставлялись на конвейер параллельно.
Базовая версия с механической коробкой передач получила обозначение М 21В, вариант для такси – М 21А. Впервые для автомобилей СССР первая серия «Волги» могла оснащаться гидроавтоматом – версия М 21. Для поставок на экспорт существовало несколько моделей с разными вариантами коробок передач, отделок и климатических зон (все с двигателем в 80 л. с.).
Коробка передач и задний мост
Сцепление М21 получило гидравлический привод с подвесной педалью. Сама трехскоростная коробка передач по конструкции мало отличалась от «победовской». Вторая и третья передачи имели синхронизаторы. Переключение скоростей осуществлялось рычагом на рулевой колонке. Отдельные партии машин первой и второй серии оснащались автоматической коробкой. По разным данным, число таких машин варьируется от 700 до почти 2000.
Карданная передача имела промежуточную опору. Задний мост с разрезным картером и гипоидным редуктором.
Вторая серия – «Акулья пасть»
Осенью 1958 года автомобиль ГАЗ М21 претерпел первый рестайлинг – в серию пошли машины второй серии. Изменения в основном коснулись экстерьера машины – передние крылья получили увеличенные арки, облицовка радиатора стала плоской с 16 вертикальными прорезями («акулья пасть»). В зависимости от комплектации решетка могла быть крашеной в цвет кузова или хромированной.
Затем поменяли конструкцию задних фонарей (добавились светоотражательные элементы), панель приборов сверху стали покрывать матовым слоем (для исключения бликов на лобовом стекле). Позднее панель стали покрывать кожзаменителем, а динамик перенесли на её лицевую часть. В 1960 году убрали систему смазки узлов шасси с приводом от отдельной педали, а также изменили полярность при подключении аккумуляторной батареи (отрицательный вывод на кузов). Тогда же с капота исчез и олень, признанный травмоопасным элементом. Вместо него появился небольшой хромированный молдинг («капля»). До 1962 года вторая серия разошлась тиражом около 140 тысяч экземпляров.
Третья серия – «Китовый ус»
Несмотря на проведенный рестайлинг, внешность автомобиля стремительно устаревала. Прорабатывавшиеся проекты более глубокой модернизации требовали значительных инвестиций, изыскать денежные средства на которые не удалось. Поэтому уже во второй половине 1962 года машину подвергли очередному рестайлингу – так на свет появились самые массовые машины третьей серии – всего выпустили около 470 тысяч.
Машина получила новую решетку радиатора из 37 вертикальных элементов («китовый ус»). Бамперы лишились клыков и стали состоять из двух частей – верхней хромированной и нижней в цвет кузова. С капота исчез молдинг. Изменились материалы оформления салона автомобиля, которые стали более износостойкими.
До 75 сил выросла мощность двигателя, рычажные амортизаторы в подвеске заменили на современные телескопические. Для увеличения жесткости кузова боковина кузова стала цельноштампованной.
Два варианта исполнения
Все серии ГАЗ М21 покидали завод в двух исполнениях – обычном и улучшенном. Под улучшенным исполнением понималось большее количество хромированных деталей в экстерьере кузова. Эти машины могли поступать как на внешний, так и на внутренний рынок и имели свои индексы.
Следует отметить, что до 1964 года машина обозначалась как М21, а после – просто 21. Для М21 улучшенными были модификации Д, Е и К, для 21 – М, У, С (УС, ТС).
Вам будет интересно:ВАЗ-2114: замена ремня ГРМ. Пошаговая инструкция
Хром-пакет улучшенной версии первой серии состоял только из молдинга по кругу кузова по нижней кромке стекол. На второй серии его расширили хромированной рамкой лобового и заднего стекол. Иногда к этому добавлялась хромированная облицовка. На третьей серии появились молдинги по верху крыльев (так называемые стрелы на передних и плавники на задних) и надпись «Волга» на передних крыльях.
Экспортные варианты
Автомобиль М21 достаточно массово поставлялся на экспорт во многие страны (в том числе и капиталистические). Как правило, экспортные машины имели улучшенное оформление и более мощные моторы. Мощность мотора повышалась до 75-80 сил (впоследствии на третьей серии – до 85) путем повышения степени сжатия.
На экспортные машины силами фирм-экспортеров ставились дизельные двигатели. Такие машины, востребованные в качестве такси, делала фирма Scaldia на основе готовых машинокомплектов. ГАЗ М21 оснащали дизелями Perkins и Rover. Внешне машины отличались надписью Volga Diesel. Всего таким образом переоснастили порядка 170 автомобилей М21.
Универсал ГАЗ-22
С 1962 года для нужд скорой помощи, такси и торговли выпускался вариант с кузовом универсал, с грузоподъемностью до 400 кг. Изначально при разработке «Волги» такой кузов не предусматривался. Поэтому изготовление машин шло по обходным технологиям – путем врезки в боковину седана новой задней части. Универсалы существовали только на базе машин третьей серии. Точно так же имелись два исполнения машины. В продажу частным лицам машина не поставлялась, кроме единичных случаев (широко известная «Волга»-универсал Юрия Никулина тому пример).
Авторемонтное творчество
Большое количество М21 попадало в таксомоторные парки и в государственные учреждения. Срок жизни машин там был невелик (особенно в такси), но получить новые авто было зачастую невозможно (в пиковые годы производилось всего около 60 тысяч экземпляров). Поэтому широкое распространение получила практика капитального ремонта на авторемонтных заводах (АРЗ).
Помимо ремонта, на некоторых заводах шла постройка, по сути, новых автомобилей из заделов новых деталей. Встречаются экземпляры, датированные концом 1970-х, то есть намного позже окончания производства на ГАЗ. Такие машины, оформленные как прошедшие капитальный ремонт, поступали в таксопарки. Причем ремонт оформлялся с заменой двигателя и кузова при сохранении номера шасси.
Крупные АРЗ самостоятельно изготовляли некоторые запчасти ГАЗ М21. В частности, ВАРЗ (завод в Москве) имел оснастку для штамповки ряда кузовных деталей. Но в целом АРЗ не обладали оборудованием и оснасткой завода-изготовителя, поэтому качество их продукции было невысоким.
Еще одной продукцией АРЗ были развозные пикапы и прочие несерийные вариации М21. Автобусы «Старт» Северодонецкого АРЗ как раз были построены на узлах и агрегатах списанных М21.
Спецсерии
«Волга» широко использовалась органами правопорядка. Машины использовались и как постовые, и как служебные. Не обошел вниманием М21 и КГБ. Помимо стандартных машин для КГБ производилась спецверсия ГАЗ 21 «Волга» – так называемый автомобиль сопровождения ГАЗ 23.
Родные двигатель и КПП ГАЗ М21 заменялись агрегатами от ГАЗ 13 «Чайка». 195-сильная «восьмёрка» и автоматическая КПП позволили кардинально изменить динамику автомобиля. Из-за более тяжелого и мощного силового агрегата подверглись доработкам кузов, тормозная система (усилитель тормозов не применялся) и подвеска с усиленными элементами (более толстый пруток пружины, листы рессор с увеличенной толщиной, иные по параметрам амортизаторы).
Внешне ГАЗ 23 практически не отличался от обычных гражданских машин.