Каждая кредитная организация заинтересована в привлечении большего числа клиентов, поэтому тщательно разрабатывает банковский маркетинг. Специалисты, занимающиеся данной деятельностью, должны исследовать различные аспекты рыночных отношений, дабы своевременно вносить изменения в политику банка. Кроме того, следует исходить из желаний и требований потребительской группы.
По сути, банковский маркетинг – это комплекс мероприятий, включающий планирование пошаговых действий, анализ конъюнктуры финансового рынка, внедрение конкретной программы и дальнейшее ее продвижение. Так как главной целью любого коммерческого банка является получение прибыли и ее максимизация, то специалист в области маркетинга должен создать условия, удовлетворяющие интересы двух сторон: кредитного учреждения и клиентов.
Вам будет интересно:Валютные операции банков: виды и особенности
Банковский маркетинг предполагает выполнение следующих функций:
- Формирование информационной базы.
- Изучение и подбор конкретных методов и приемов маркетинга.
- Разработка мер по продвижению банковских услуг на рынке.
- Проведение качественной рекламной кампании.
Маркетинг банковских услуг базируется на разработке конкретной программы продвижения того или иного продукта. Составление определенной стратегии включает исследование потребностей рынка и возможностей кредитного учреждения предоставить желаемую услугу. Конечно, необходимо провести прогнозную оценку в вопросе прибыльности данного проекта, что даст основания для подтверждения целесообразности его реализации.
Наиболее распространенными считаются концепции лидерства, концентрации и дифференциации. Если банковский маркетинг основан на стратегии лидерства в снижении издержек, то вся дальнейшая деятельность банка направлена на максимальное уменьшение уровня затрат. Как правило, она применяется в случае наличия высокой конкуренции, то есть когда кредитные учреждения предлагают однотипные услуги по схожим условиям. Ведь в таких обстоятельствах значительно возрастают требования со стороны клиентов. Зачастую данную стратегию используют крупные банки для реализации программ масштабного характера.
При стратегии, называемой фокусированием или концентрацией, банк выбирает отдельный сегмент рынка, под который разрабатывается конкретный продукт. Предполагается, что специалист все свое внимание направляет на удовлетворение желаний узкой потребительской группы. Как правило, кредитные учреждения занимаются поиском такого сегмента, который еще не заинтересовал конкурентов, ведь тогда значительно увеличиваются шансы на успех. Ярким примером стратегии концентрации является деятельность специализированных банков.
А третий тип стратегического подхода кредитного учреждения в маркетинговой деятельности противоположен предыдущему и базируется на привлечении клиентской группы широкого спектра. То есть специалист занимается разработкой банковского продукта с такими свойствами и отличительными чертами, которые были бы одинаково привлекательны для всех категорий потребителей, например, внедрение нового вида кредитования.
В нашей стране банковский маркетинг находится на стадии развития и постепенного введения. Однако стоит заметить, что разработка любой программы по продвижению услуг требует существенных затрат. Именно поэтому многие кредитные организации не решаются применять банковский маркетинг. Государственное финансирование способно облегчить ситуации, но пока средств бюджета на это не хватает. Хочется отметить и проблему нехватки квалифицированных работников, специализирующихся на маркетинговой деятельности. Все же продвижения есть, ведь банковская система с каждым годом совершенствуется.