Налоговое бремя – это потери части чистой выгоды для общества в связи с падением уровня промышленного производства и, соответственно, потреблением товаров ниже оптимальной точки из-за введения новых или повышения ставок действующих налогов.
Понятие «налоговое бремя» одновременно возникло с введением налогов. В 18-м веке Адам Смит провел исследование экономической зависимости между поступлением средств в государственный бюджет и уровнем налоговой нагрузки. В результате получена аксиома, которая гласит, что от снижения налоговой нагрузки государство останется в выигрыше, так как появляются высвобожденные средства, от вложения которых можно получить дополнительную прибыль и, соответственно, дополнительный налог.
Вам будет интересно:3 Простых Совета Что Делать Чтобы Не Отказали В Кредите
Количественную оценку данному показателю ученые-экономисты пытались дать давно. Впервые это удалось немецкому экономисту Ф. Юсти, которым было дано определение этого термина на макроуровне и представлено соотношением между государственным бюджетом и национальным доходом этого же государства.
Налоговое бремя имеет огромное значение для экономики и состоит в следующем:
- Данный показатель используется при сравнении с соответствующим показателем других стран, по результатам которого принимается решение о проведении определенных реформ в налогообложении.
- Налоговое бремя активно используется государством в разработке соответствующей политики. При введении новых налогов, перемене их ставок, внесении изменений в налоговые льготы государством проводится постоянный мониторинг результатов вводимых перемен, в случае возникновения негативного влияния на экономику правительство должно отреагировать соответствующим образом.
- Этот показатель может быть использован как индикатор поведения субъектов хозяйствования. Именно от его величины зависит способность предприятия расширять свое производство или вкладывать инвестиции.
- На общегосударственном уровне налоговое бремя используется для социальной политики государства. Именно ориентируясь на его значение, государство равномерно может распределить его между различными социальными группами.
При расчете налогового бремени субъект хозяйствования, кроме суммы уплаченных налогов, учитывает и те затраты, которые оказывают влияние на поступление этих налогов. В них можно отнести:
- затраты на выплату заработной платы персоналу организации;
- выплаты процентов по заемным средствам;
- производственные затраты;
- затраты по страхованию имущества и т.п.
Так как налоговое бремя затрагивает абсолютно все экономические процессы в государстве, то оно отслеживается на микро- и макроуровне.
На микроуровне данный показатель рассчитывается по каждому конкретному налогоплательщику (это может быть как субъект хозяйствования – предприятие, так и простой гражданин). По предприятию налоговая нагрузка может исчисляться несколькими способами. Один из них – отношение суммы уплаченных налогов на полный объем реализации. Недостатком данного алгоритма является непринятие в расчет расходов. Вторая формула, в которой используется вместо объема реализации чистая прибыль, является более четкой и учитывающей все факторы, оказывающие влияние на простой доход.
При определении налоговой нагрузки простого гражданина используется соотношение подоходного налога (НДФЛ) на его совокупный доход.
На макроуровне данный показатель рассчитывается с помощью отношения всех поступивших налогов на ВВП.
Подытоживая написанное выше, можно сделать следующий вывод: избыточное налоговое бремя – потери общественной выгоды, вызванные осуществлением налоговой политики, которые приводят к снижению многих экономических показателей в государстве.