Основной целью, которую ставит любое предприятие в своей работе, является получение прибыли. Однако, исходя из наличия данного показателя, невозможно определить эффективность деятельности субъекта хозяйствования. Для проведения финансового анализа предприятия кроме величины прибыли пользуются и показателем уровня рентабельности, показывающим доход, полученный на один рубль затраченных средств. Данная величина дает ответ на вопрос о том, насколько выгодно субъект хозяйствования реализует выпущенную продукцию, распределяет оборотные активы и пользуется вложенными в производство инвестициями. В различных методических рекомендациях даются указания о том, как расчитать рентабельность продаж, активов и собственного капитала. Эти показатели в совокупности позволяют в полной мере дать оценку деятельности хозяйства, охарактеризовать использование его активов и пассивов, наметить пути роста доходности.
Вам будет интересно:Затратный подход: суть и основные особенности
До того как расчитать рентабельность предприятия, необходимо выяснить суммы прибыли, полученной за отчетный период, и себестоимости реализованной продукции. После обработки отчетов, составления бухгалтерского баланса и статистической отчетности можно приступать к выяснению величины данного показателя. Рентабельность рассчитывается как отношение полученной предприятием прибыли к произведенным затратам. При этом показатели дохода могут иметь различное значение. Прибыль может быть чистая, от реализации продукции и от различных направлений деятельности. В знаменателе формулы при решении вопроса о том, как расчитать рентабельность, могут использоваться стоимостные выражения внеоборотных и оборотных активов, заемного и собственного капитала, выручки и себестоимости реализованных товаров. Если субъектом хозяйствования по истечению отчетного периода покрыты все произведенные затраты и получен доход, то его работа является прибыльной. Само предприятие при этом считается рентабельным. Величина данного показателя характеризует эффективность работы управленческого персонала. Необходимые значения при решении вопроса о том, как расчитать рентабельность организации, можно взять из форм бухгалтерского баланса (№1 и №2), а также приложения к нему (№5).
Процесс планирования на предприятии невозможен без определения эффективности реализации продукции. Для этого необходимо знать, как расчитать рентабельность продаж. В зависимости от цели, которая ставится при анализе деятельности предприятия, могут быть использованы различные показатели. Значение прибыли в числителе формулы может быть принято как валовой и балансовой, так и чистой. Знаменатель может быть в виде себестоимости всей выпущенной или только реализованной продукции.
Анализ рентабельности проводится с целью принятия своевременных управленческих решений по росту или снижению цен или затрат, осуществляемых при производстве продукции. Изменив данные показатели, можно увеличить эффективность работы субъекта хозяйствования. Для того чтобы определить, как расчитать рентабельность отдельной единицы продукции, необходимо организовать учет по каждому наименованию товара. Если показатель доходности неудовлетворителен, то необходимо принимать срочные меры, направленные на снижение затрат на производство. При этом следует разработать технологии использования более экономичных материалов, способов их обработки, а также сократить численность работающего персонала. Необходимо также находить новых поставщиков, реализующих более дешевое сырье. Для увеличения доходности предприятия изыскиваются дополнительные рынки сбыта более дорогостоящей продукции, и увеличивается торговля продукцией, обладающей большим коэффициентом рентабельности.