Любой финансовый отчет является обязательной и очень важной частью годового отчета. Его цель – обеспечение сбора информации о финансовом положении предприятии, результатах финансовой деятельности, любых изменениях в положении за год. Такой отчет отражает результативность управления предприятием.
Представляемые в документах такого характера данные должны быть ясными (давать достаточное представление о деятельности компании), существенными (позволяющими оценить результаты работы), надежными (без ошибок, искажений и отклонений от истины), сопоставимыми (для определения тенденций эффективности функционирования предприятия).
Вам будет интересно:Добавочный капитал
Финансовый отчет предприятия должен быть составлен в четком соответствии с допустимыми сроками (отчеты бывают ежедневными, еженедельными, ежеквартальными, ежегодными). Финансовая информация имеет ограничения по выгодам и затратам, то есть выгоды, полученные от ее составления, должны превышать затраты на это. Отчеты по наличности и кассе составляют ежедневно, по объемам продаж – еженедельно, ежемесячно, управленческие – ежемесячно и ежеквартально, финансовые – один-два раза за год.
Финансовый отчет имеет целью подготовку информации для разных ее пользователей. Он может быть необходим кредиторам предприятия или поставщикам сырья, которые хотят выяснить, кредитоспособна ли компания. Акционеры и инвесторы по отчетам узнают о прибыльности, правительственные агенты используют такие данные для сбора налогов или внешнего регулирования деятельности предприятия.
Самыми важными формами отчетности по ведению финансов являются: баланс, отчет о прибылях, движении денежных средств.
Основной документ - балансовый финансовый отчет - отражает бухгалтерскую сбалансированность активов, капитала и обязательств предприятия на конкретный момент времени. Он состоит из актива и пассива, которые по принципу сбалансиванности должны быть равны. По российскому законодательству балансы составляются за 1 квартал, одно полугодие, 9 месяцев и за весь год.
Активы представляют собой материальные ресурсы, находящиеся в собственности предприятия и имеющие денежную стоимость. Они бывают материальными (оборудование, сырье, машины, т.д.) и нематериальными (владение правами). Пассивы – это финансовые долги и обязательства фирмы или предприятия. Они появляются при оформлении ссуд, кредитов.
Для оценки результативности компании составляются отчеты о прибылях и о движении денег. Прежде всего, отчет о прибылях и убытках за определенный период отражает все доходы и расходы предприятия. В этот отчете сначала суммируются доходы (валовые продажи) и расходы (издержки), затем вторые вычитаются из первых, чтобы отразить чистый доход организации.
Финансовый отчет о движении денег обеспечивает руководство информацией обо всех выплатах и поступлениях средств за определенный период. Этот документ помогает оценить три результирующих потока средств: финансовый, инвестиционный и операционный, объясняя, откуда пришли деньги и на что были потрачены.
Составление финансовой отчетности является обязанностью организаций и предприятий на общем режиме налогообложения. Документы должны систематически составляться и предоставляться в налоговые органы.
Каждый финансовый отчет компании имеет сопровождающие его пояснения. Они должны содержать сведения о методах учета на предприятии, описании отдельных статей активов и пассивов, данные о структуре капитала акционеров, сведения об операциях, внебалансовые статьи (опционы, свопы, форвардные контракты и др.). Часто пояснения дают больше информации о состоянии предприятия в финансовом плане, чем сами отчеты.