Все предприятия и фирмы приобретают, приходуют на склад, а затем расходуют материалы на разные нужды. При этом оформляются соответствующие документы:
1. Если со склада систематически отпускаются материалы в подразделения для выполнения работ и услуг, то оформляются лимитно-заборные карты. Например: цемент или кирпич на стройке, мука или сахар в кулинарном цехе.
Они заполняются на месяц, в двух экземплярах, один остается на складе, а второй - у материально-ответственного лица в отделе или подразделении предприятия. В конце месяца карта передается бухгалтеру, чтобы оформить выбытие материалов.
Вам будет интересно:Налог при продаже квартиры: особенности расчета, требования и рекомендации
2. Если материалы отпускаются разово, то оформляется требование на отпуск материалов или накладная. Например: запчасти в автомастерской, канцтовары в офисе.
Когда происходит списание материалов, бухгалтер делает проводки в программе, указывая по кредиту счет 10 (материалы), а по дебету - счет затрат:
- административные расходы в офисе
- на основное производство(20) в цех, где изготавливается продукция предприятия
- на вспомогательное производство (23) в подразделение, в котором ведутся дополнительные работы
- при недостачах, выявленных при инвентаризации
- на основании актов браковки в торговых точках
- при оформлении торговых уценок, при списании усушки
Акт на списание материалов констатирует факт их выбытия, оформляется на основе первичных документов и подписывается комиссией. В бухгалтерии расход материалов учитывается в денежном выражении. Но на предприятие они поступают разными партиями, в различное время и не по одинаковым ценам. Поэтому существует несколько методов их списания:
1. Метод средневзвешенной стоимости - самый используемый на практике. Для этого считают общую стоимость поступивших материалов на склад и их общее количество. Затем рассчитывают среднюю стоимость единицы, которую умножают на количество списанных материалов.
2. Метод ФИФО, когда в первую очередь списывают материалы первой партии, затем последующих, по мере их поступления на склад.
3. Метод ЛИФО, при котором списывают вначале последнюю партию материалов, а потом первое их поступление. При этом общая сумма списания будет выше, чем в предыдущих методах. Это метод используется редко, например, в строительстве.
4. Метод идентификации, который применяется еще реже, потому что трудоемкий. Применяется он, когда производят списание материалов, таких как драгоценные камни в ювелирной мастерской, эксклюзивные изделия в элитных ателье по индивидуальным заказам. Списание проводится по себестоимости единицы материала, ведь каждое платье получается в единственном экземпляре, а драгоценные камни имеют свою стоимость и характерный состав.
При заполнении акта на списание материалов указывают его номер, дату, наименование материалов, единицы измерения, их количество, цену, общую сумму, место хранения, причину списания и счет затрат. Подписывает акты комиссия из трех человек, с указанием должности и ФИО. Утверждается акт руководителем предприятия, и ставится печать. Акт на списание подписывает и материально-ответственное лицо, но членом комиссии он не является.
Бухгалтер записывает проводку: Д (счет затрат), К (счет материалов).
В строительстве на каждый объект руководитель или старший прораб в течение года ведет документацию, составляются проекты, сметы на реконструкцию и расширение объекта, на монтаж или новую стройку. Форма 29 (списание материалов) отражает фактическую себестоимость строительных работ и производственные нормы.
До начала строительства ПТО организации заполняет первый раздел формы 29 с указанием норм необходимых материалов, а прораб записывает там же объемы выполненных работ. Во втором разделе прораб отражает фактические расходы материалов при строительстве и сопоставляет их с производственными нормами.
Во время строительно-монтажных работ прораб отчитывается за фактический расход и перерасход материалов ежемесячно, с указанием причин в объяснительной записке.
Свой отчет он предоставляет каждый месяц в бухгалтерию и в ПТО. После проверки и утверждения руководителем стройки, форма возвращается прорабу для заполнения ее на следующий месяц. Основанием при заполнении формы 29 являются первичные документы учета: транспортные накладные, форма КС-6, по которой ведется учет выполненных работ, местные и общие нормативы расхода материалов в строительстве.
В строительных организациях списание материалов имеет определенные особенности. Комплектовочная карта, которая оформляется в трех экземплярах, имеет сведения о количестве необходимых материалов, о поступивших материалах по факту и по плановым нормам. Информация выводится ежемесячно и показывается остаток на конец года по каждому виду материалов (песок, бетон, кровельные материалы) и по каждому виду работ (отделочные работы, инженерные коммуникации) отдельно.
Анализируя комплектовочные карты, материальные отчеты, форму 29, проектную и сметную документацию, ПТО и бухгалтерия вместе готовят акты на списание, которые подписывают члены комиссии и утверждает первый руководитель строительной организации.