Использование компанией или предприятием финансовых ресурсов отражает отчет о движении денежных средств. Он предназначен для прямого или косвенного отображения использования средств в течение отчетного либо иного избранного периода. В нем показываются поступления с их классификацией по основным статьям. Такая методика позволяет составить обобщенную картину хозяйственной деятельности, проанализировать источники, структуру и величины ликвидности и кредитоспособности.
Этот документ сегодня выступает в качестве стандартного в системе финансовой отчетности, что признано и международными правилами учета движения денежных потоков.
Вам будет интересно:Методы начисления амортизации: общая характеристика
В отличие от традиционного бухучета данный вид отчетности широко стал применяться лишь со второй половины позапрошлого века, когда сведения о движении финансовых ресурсов предприятий и организаций стали унифицироваться в международном масштабе. Впервые такой подход применила компания Dowlais Ironworks для отражения показателей резервов средств для обновления основных фондов предприятия.
Сегодня отчет о движении денежных средств стал общеобязательным документом для использования компаниями США, а с 1994 года он стал международным стандартом под наименованием МСФО 7. Согласно ему составление и представление такого отчета стало обязательным в перечне документов о финансовой отчетности любого предприятия или организации.
Сегодня практически все разработчики стандартов отчётности утверждают высокую значимость данного документа. Он учитывает движение денежных потоков в результате основных видов деятельности, а также ведет учет чистого потока. Именно потому отчет о движении денежных средств стал необходимым инструментом современного менеджмента, позволяющим показать как внешние, так и внутренние доходы и расходы.
В стандартном варианте отчет о движении денежных средств позволяет определить:
- источники и величины полученных средств;
- статьи и направления их использования;
- возможности предприятия гарантированно обеспечивать превышение величины поступлений над объемами выплат;
- способность выполнять обязательства;
- критическую величину средств, при которой организация или предприятие может продолжать ведение хозяйственной деятельности;
- уровень и величину собственных средств для инвестирования развития предприятия;
- источники и причины возникновения разностей между показателями прибыли и расходов.
Такой отчет составляется любой организацией или фирмой независимо от её отрасли, формы собственности, размера и структурного построения.
Методология формирования отчета в соответствии с МСФО имеет некоторые особенности, которые могут не учитывать национальные правила составления данного документа. В частности, МСФО само по себе основывается на принципах бухучета, а не на законодательно определенных жестких нормах учета. Поэтому сама философия документа состоит в том, чтобы не искать в нем нарушения или лазейки обойти нормы, а пытаться сделать документ «работающим».
Как принято, документальное оформление движения основных средств разделяет приток и отток средств по основным видам деятельности предприятия – операционной, производственной, финансовой. Такой подход необходим, прежде всего, для того чтобы заинтересованные лица смогли адекватно оценить влияние этих направлений работы на общую финансовую устойчивость компании.
При составлении отчёта по правилам IAS фирмы обязаны показывать сведения о структуре средств. При этом для идентификации могут использоваться самые разнообразные классификации. Например, в РФ отчет о движении денежных средств (форма 4), хотя и является одним из главных бухгалтерских отчётов, тем не менее имеет некоторые отличия от правил, принятых IAS. В РФ отчёт формируется исключительно только по прямой методике, потому что данная форма не предусматривает отражения данных о денежных эквивалентах.