26-12-2018 14:30

Пояснительная записка: разделы и содержание

Непременным атрибутом финансовой отчетности является пояснительная записка, которая составляется по различным документам и имеет основной целью более подробно и детально раскрыть сведения, поясняющие учетную деятельность предприятия или организации. Ее содержание и обязательность представления предусмотрены п. 5 ПБУ 4/99. Как правило, содержание записки включает некоторые дополнительные данные: таблицы, графики, диаграммы, которые позволяют заинтересованным лицам наиболее точно и объективно оценить хозяйственную деятельность предприятия или организации.

Налог с продажВам будет интересно:Налог с продаж

Согласно установленной практике, пояснительная записка не предоставляется малыми предприятиями, которые не обязаны осуществлять обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Представляемая к конкретному сроку пояснительная записка к бухгалтерскому балансу должна содержать следующие сведения, распределенные по разделам.

1. Общая информация о предприятии должна содержать сведения об:

- организационной форме данного юрлица и его название;

- фактический и юридический и адрес;

- количество работающих сотрудников на отчетную дату и их среднегодовую численность;

- наименование, структуру и состав управляющих и исполнительных органов;

- информацию об учредителях компании или организации;

- величину уставного капитала;

- наличие лицензий, время их выдачи;

- сумма уплаченных налогов;

- сведения об аудиторе.

2. Общая характеристика учетной политики. В этом разделе пояснительная записка отражает правила учета, применяемые на данном конкретном предприятии, а также те изменения, которые вносились в нее с указанием причин этих изменений. Кроме того, указываются все те итоги, которые наступили в результате внесенных изменений в методологию учетной политики.

3. Данные об отдельных активах отражаются по основным средствам предприятия, материальным запасам, кредитам, финансовым вложениям и активам, внесенным в инвалюте.

В частности, такими данными являются сведения о начальной величине стоимости ОС и амортизационных отчислениях, о сроках полезной эксплуатации, о недвижимости предприятия, принадлежащей на правах собственности, о методах оценки ОС и активов предприятия, о движении материальных средств, о задолженностях предприятия, о величине кредитов и сроках их погашения, о стоимости ценных бумаг и активов и другие.

4. Анализ прибыли пояснительная записка отражает по видам деятельности предприятия или организации. Для такой оценки специально ведется расчет коэффициентов, которые характеризуют параметры ликвидности, рентабельности, финансовой деятельности, платежеспособности. При этом пояснительная записка к годовому отчету обязательно должна содержать данные о наличии финансовых средств в кассе и на счетах предприятия, величину понесенных убытков и их причины, не вовремя погашенные займы, сведения об уплаченных штрафах и прочих санкциях, анализ общего финансового положения организации или предприятия.

5. Информация о балансе предприятия отражает в записке объем продаж, состав производственных затрат и их резервов, чрезвычайные случаи хозяйственной деятельности.

6. Пояснения к конкретным статьям бухучетности.

7. Оценку общей деловой активности предприятия, где указываются объемы рынков, репутация организации, уровень выполнения прогнозных параметров развития предприятия и эффективности использования ресурсов.

8. Данные об изменении величины вступительных остатков и их причинах.

9. Сведения о дочерних и зависимых предприятиях и организациях с подробным изложением характеристики их хозяйственной деятельности.

10. Условные факты - судебные разбирательства, в которых участвовало предприятие, гарантийные обязательства, обязательства.

11. Информацию о состоянии ведения совместной деятельности: цели, сумма вклада в нее, виды и количество договоров, стоимость активов, сумма прибыли, информация по совместным операциям и активам.

12. Сведения по сегментам предоставляются в том случае, когда предприятие или организация имеют дочерние или зависимые подразделения или фирмы.

13. Информация о событиях, которые произошли после отчетной даты и анализ из причин и последствий.

14. Данные о государственной помощи, если таковая оказывалась. Здесь указываются ее назначение, характер и величина, условия предоставления и итоги использования.

15. Экологические показатели, отражающие величину влияния производственной деятельности на окружающую среду.

16. Информация, представляемая АО, должна включать сведения о количестве всех типов акций и данные об их номинальной стоимости.

17. Информация, подлежащая отражению согласно ПБУ 18/02.

18. Сведения о прекращаемой деятельности.

19. Прочие данные.

Правильное и полное представление данных в записке служит не только важным элементом учетной политики, но и эффективным инструментом углубленного анализа деятельности предприятия с целью выработки стратегии его перспективного развития.



Источник