С нынешнего, 2012 года, соответствующим Положением внесены изменения в порядок и правила ведения кассовых операций субъектами хозяйственной деятельности РФ. Рассмотрим плюсы и минусы некоторых нововведений.
Во-первых, новые правила ведения кассовых операций предусматривают более широкий, чем прежде, круг субъектов предпринимательской деятельности, которые обязаны руководствоваться ими в своей деятельности. Если ранее правила ведения кассовых операций требовалось соблюдать предприятиям, объединениям, организациям и учреждениям, то теперь ими должны руководствоваться в своей хозяйственной деятельности все юридические лица, включая субъектов, работающих по упрощенной схеме налогообложения, а также индивидуальные предприниматели.
Вам будет интересно:Если у вас дарственная на квартиру, налог платится не во всех случаях!
Собственно, индивидуальных предпринимателей органы, регулирующие предпринимательскую деятельность, давно пытались обязать вести учет своей деятельности в соответствие с существующими правилами. В какой-то мере новые правила ведения кассовых операций удовлетворили их пожелания. Однако следует признать, что в этом отношении не все нюансы новых правил были тщательно продуманы их разработчиками. Это породило массу вопросов, как от самих индивидуальных предпринимателей, так и от регулирующих и контролирующих организаций. Так, в новом документе практически не предусмотрено разграничение предпринимателей на тех, кто использует наемный труд, и на тех, кто наемных работников в своей деятельности не привлекает. Естественно, что по этому вопросу потребуются дополнительные разъяснения Центробанка Российской Федерации.
К тому же, новые правила в части, относящейся к деятельности индивидуальных предпринимателей, оставили открытыми еще ряд вопросов, которые также требуют практических рекомендаций и ответов. Например:
- в одинаковой ли мере применимы новые правила к индивидуальным предпринимателям, работающим без наемной рабочей силы, и руководителям, имеющим право на ведение кассовых операций;
- как поступать с выручкой, полученной сверх установленного лимита, индивидуальному предпринимателю, у которого отсутствует расчетный счет в каком-либо банке, а именно:
- на какие цели, и каким образом ему можно взять наличность из кассы;
- как предпринимателю выплатить заработную плату самому себе.
Понятно, что в ходе практического применения новых правил возможно возникновение и целого ряда других вопросов, которые потребуют соответствующих разъяснений.
Но следует признать: новые правила, введенные с 1 января, имеют в целом много положительных сторон. Так, в настоящее время право определять лимит остатка денежных наличных средств в кассе предоставлено самим компаниям и предпринимателям, которые определяют его размер, издав свой распорядительный документ. Банк же может либо его отклонить, либо одобрить. В тоже время банк по-прежнему вправе осуществлять контроль над кассовой дисциплиной. И такое право банк обязан реализовать не менее одного раза в течение двух лет.
С нынешнего года несколько изменились также правила ведения кассовой книги. Теперь четко определяются лица, которые могут ее вести и подписывать соответствующие кассовые документы. Это может быть кассир (старший кассир), определенный соответствующим распоряжением руководителя, или же сам руководитель (предприниматель). Предусматривается также два способа заполнения кассовых документов: на бумаге или с применением компьютера. В последнем случае эти документы необходимо распечатать. Это же касается и кассовой книги.
Отметим, что даже рассмотренные аспекты ведения бухгалтерской документации показывают, что новые правила ведения кассовых операций можно рассматривать как попытку приблизить их к тем реальным условиям, в которых на сегодняшний день ведется бизнес. Хотя, конечно, пока все туманно и неоднозначно.