Организация и ведение аудита является одним из действенных инструментов обеспечения эффективного ведения бизнеса. Кроме прочего, она формирует необходимую связь между предпринимательским сообществом и фискальной системой государства, но не на уровне прямых взаимодействий по взиманию налогов и платежей, а по поводу совершенствования бухгалтерского учета.
Целью любой аудиторской деятельности выступает выявление адекватного и достоверного мнения о качестве ведения финансовой деятельности и ее соответствия установленным правилам и образцам ведения учетно-отчетной бухгалтерской документации. При этом, как предусматривают основные принципы аудиторской деятельности, аудитор может выражать и излагать свое мнение о состоянии финансовой отчетности по всем важным аспектам.
Вам будет интересно:Кредитные ресурсы и денежные агрегаты
Важно учитывать то обстоятельство, что мнение аудитора является контрпозиционным, то есть, аудируемое лицо не имеет права принимать, а тем более представлять третьим лицам, мнение аудитора, как доказательство правильности ведения дел. Верно и обратное, но практика проведения аудита показывает, что в любом случае, аудит способствует росту качества ведения финансовой деятельности и росту доверия к ней со стороны проверяющих структур.
Как предусматривают федеральные правила, стандарты аудиторской деятельности должны строиться с учетом международных требований к ведению этой деятельности, которые состоят в декларировании единых целей и принципов аудита.
Современные федеральные стандарты аудиторской деятельности – это положения, основными из которых являются: независимость, соблюдение правил конфиденциальности при проведении проверок, честность и объективность проверки и выводов по ее итогам, профессиональная компетентность и добросовестность, профессиональное поведение. Кроме того, каждый аудитор при исполнении служебных обязанностей, должен соблюдать нормы, которые установлены международными и национальными объединениями аудиторов (стандартами).
Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности включают в себя нормы ведения аудита, разработанные Министерством финансов РФ. На данный момент они структурно состоят из стандартов первой очереди и стандартов второй очереди, причем некоторые из стандартов первой очереди (с пятого по 15-й) утратили силу. Всего на данное время федеральные стандарты аудиторской деятельности заключают в себя 29 положений, в полной мере соответствующих международным стандартам ведения аудита.
Принцип независимости состоит в необходимости отсутствия у аудитора какого-либо мнения об аудируемом лице и его деятельности, что обеспечивает объективность проведения проверки. Также этот принцип предполагает отсутствие любого рода зависимости аудитора от лица, у которого проводится проверка. Например, аудит не может проводиться аудиторами, которые являются учредителями предприятий аудируемых предпринимателей, состоять с ними или другими ответственными лицами в близкой родственной связи.
Принцип полноты, как предполагают федеральные стандарты аудиторской деятельности, выражается в проверке всего необходимого перечня документов для получения точной информации о состоянии ведения финансовой деятельности.
Принцип конфиденциальности (именуется еще аудиторской тайной) заключается в обеспечении аудиторами целостности отчетной документации и ее сохранности. Кроме того, они не должны передавать эти документы третьим лицам или разрешать кому-либо пользоваться ими во время проверки. Принцип конфиденциальности необходимо соблюдать и тогда, когда распространением информации об аудируемом субъекте может быть нанесен ему материально-финансовый или имиджевый вред.
Система стандартов аудита является не только корпоративным кодексом, но и правовым институтом, регламентация и санкционирование которого является прерогативой государства.